ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2877/18 от 31.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Пенза 31 августа 2018 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Егоровой И.Б.

при секретаре Медведевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Пензы о признании незаконным решения (ответа),

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с названным административным иском, указав, что 27 августа 2018 года им в администрацию города Пензы было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме пикетирования 2 сентября 2018 года с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. в г. Пензе на одной из площадок: площадка перед областной Доской Почета и Славы на ул. Кирова, площадка перед памятником «Первопоселенцу» на ул. Кирова, площадка перед часами с кукушкой в районе Фонтанной площади на ул. Московской с предполагаемым количеством участников до 50 человек. Цель данного публичного мероприятия выразить протест против планируемого повышения пенсионного возраста.

Как следует из административного искового заявления, 29 августа 2018 года административным истцом был получен ответ от административного ответчика от 29 августа 2018 года №5-16-7540 с предложением провести публичное мероприятие на площадке в центре сквера им. Ф.Э. Дзержинского между строениями по ул. Октябрьская, 2 и Октябрьская, 4. Как указывает административный ответчик, указанное в уведомлении место проведения пикетирования у Галереи Почета и Славы Пензенской области расположено в непосредственной близости от проезжей части дороги на пешеходном тротуаре, что создает угрозу безопасности участников мероприятия, а также создает помехи движению пешеходов, что препятствует нормальному и бесперебойному функционированию транспортной инфраструктуры города. На площадке перед памятником «Первопоселенцу» на ул. Кирова и в сквере с башенными часами «Кукушка» ранее запланированы массовые мероприятия, выставки детских рисунков, проводимые художественными школами города. Одновременное проведение культурно массовых и публичного мероприятия не позволяет обеспечить безопасность их участников.

ФИО1 с данным отказом не согласен, считает, что административный ответчик уклонился от согласования публичного мероприятия в указанном месте, тем самым, нарушая право на проведение публичного мероприятия, установленное ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Административный истец полагает, что предложение административного ответчика перенести заявленное мероприятие в другое место в связи с тем, что указанное в уведомлении место проведения пикетирования у Галереи Почета и Славы Пензенской области расположено в непосредственной близости от проезжей части дороги на пешеходном тротуаре, что создает угрозу безопасности участников мероприятия, а также создает помехи движению пешеходов, что препятствует нормальному и бесперебойному функционированию транспортной инфраструктуры города, является несостоятельным, так как противоречит п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года №28. Достаточно большая ширина тротуара, расположенного между проезжей частью ул. Кирова и непосредственно Доской Почета и Славы, позволяет провести публичное мероприятие с количеством участников 50 человек, не создавая помех движению пешеходов, что подтверждается фотографиями с мероприятия 12 июня 2018 года, где количество участников публичного мероприятия было гораздо большим, а также фотографиями с других публичных мероприятий.

ФИО1 просит суд признать незаконным ответ администрации г. Пензы от 29 августа 2018 года №5-16-7540; взыскать с администрации г. Пензы в его пользу в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители административного ответчика администрации г. Пензы ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании в удовлетворении административного иска просили отказать, считая оспариваемый административным истцом ответ администрации г. Пензы законным, не содержащим запрета на проведение заявленного административным истцом публичного мероприятия. Предложение администрации об изменении места его проведения в центре сквера им. Ф.Э.Дзержинского между строениями по ул. Октябрьской, 2 и ул.Октябрьской, 4 связано с ранее запланированными Управлением культуры города Пензы массовыми мероприятиями 2 сентября 2018 года в сквере «Кукушка» и на площадке перед памятником «Первопоселенец», поскольку одновременное проведение культурно-массовых и публичного мероприятия не позволяет обеспечить безопасность их участников. Галерея Почета и Славы Пензенской области не относится к местам массового пребывания людей в соответствии с постановлением администрации г.Пензы от 12 января 2017 года №17, согласование проведения заявленного публичного мероприятия в данном месте невозможно, поскольку расположено в непосредственной близости от проезжей части дороги на пешеходном тротуаре, что создает угрозу безопасности участников мероприятия, а также создает помехи движению пешеходов, что препятствует нормальному и бесперебойному функционированию транспортной инфраструктуры города.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных исковых требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании установлено, что 27 августа 2018 года ФИО1 в администрацию г. Пензы подано уведомление о проведении публичного мероприятий в форме пикета с целью протеста против планируемого повышения пенсионного возраста.

Согласно уведомлению пикет должен состояться 2 сентября 2018 года с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. на одной из перечисленных площадок: площадка перед областной Доской Почета и Славы на ул. Кирова, площадка перед памятником «Первопоселенцу» на ул. Кирова, площадка перед башенными часами «Кукушка» в районе Фонтанной площади на ул. Московской с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия до 50 человек.

Сообщением администрации г. Пензы от 29 августа 2018 года №5-16-7544 в связи с ранее запланированными массовыми мероприятиями на площадке перед памятником «Первопоселенцу» на ул. Кирова и в сквере с башенными часами «Кукушка» в указанное в уведомлении время, а также в связи с расположением площадки перед Галереей Почета и Славы Пензенской области в непосредственной близости от проезжей части дороги на пешеходном тротуаре, что создает угрозу безопасности участников мероприятия, и помехи движению пешеходов, ФИО1 предложено провести заявленное им мероприятие в центре сквера им. Ф.Э. Дзержинского между строениями пол ул. Октябрьской, 2, и ул. Октябрьской, 4.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 названного Федерального закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

Как следует из пункта 7 части 1 статьи 2 этого же Закона, уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 вышеуказанного Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П от 02.04.2009 указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий как «мотивированное предложение» и «согласование» не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Федерального закона, в силу пункта 2 части 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Предложение администрации г. Пензы изменить место проведения публичного мероприятия в указанные в уведомлении дату и время на сквер им. Ф.Э. Дзержинского (между строениями по ул. Октябрьской, 2 и ул. Октябрьской, 4) не является запретом на проведение публичного мероприятия, а является предложением перенести место его проведения в иное место для проведения публичного мероприятия без изменения даты и времени в связи с объективными причинами.

Администрацией г.Пензы уведомление заявителя рассмотрено и решение принято в установленные сроки. Решение содержит обоснование невозможности проведения мероприятий в указанном организатором месте и мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия.

В подтверждение данного мотивированного предложения административным ответчиком представлены план проведения мероприятий Управлением культуры города Пензы с 27 августа по 3 сентября 2018 года.

Согласно указанному плану, 2 сентября 2018 года с 11.00 до 15.00 в сквере «Кукушка» и на площадке перед памятником «Первопоселенцу» запланирована выставка художественных работ учащихся ДШИ г.Пензы «Пенза - ты и есть моя Россия».

По мнению суда, проведение двух вышеназванных мероприятий (одно из которых направлено на культурное развитие детей) одновременно в одном месте, относительно совершенно разных, не связанных друг с другом сфер жизнедеятельности, заведомо препятствует достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятий, и повлечет нарушение прав участников каждого из таких мероприятий.

Таким образом, в целях исключения потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей одномоментное проведение публичного мероприятия административного истца и перечисленных детских мероприятий недопустимо.

Ответ администрации г.Пензы относительно проведения публичного мероприятия у Галереи Почета и Славы мотивирован с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в вышеприведенном определении, направленной на необходимость оценить безопасность проведения публичного мероприятия при получении уведомления о проведении публичного мероприятия в каждом конкретном случае.

Судом установлено, что, в соответствии с постановлением администрации г.Пензы «Об утверждении перечня мест массового пребывания людей и объектов (территорий), расположенных на территории города Пензы» от 12 января 2017 года №17, площадка у Галереи Почета и Славы не относится к местам массового пребывания людей. Кроме того, расположена в непосредственной близости от проезжей части дороги на пешеходном тротуаре, что создает угрозу безопасности участников мероприятия, а также участникам дорожно-транспортного движения. Данных о принятии необходимых мер по их безопасности при проведении публичного мероприятия организатором публичного мероприятия и административным истцом ФИО1 не представлено.

Организаторы публичного мероприятия должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. В Постановлении от 14.02.2013 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте.

Учитывая приведенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, довод истца о том, что представителям иных партий разрешают проводить в заявленных местах публичные мероприятия, а им на протяжении длительного времени отказывают, не является убедительной причиной отвергать предложение административного ответчика о проведении публичного мероприятия в сквере им. Ф.Э. Дзержинского.

Иных доводов и доказательств невозможности проведения заявленного публичного мероприятия в предложенном администрацией месте административный истец в судебном заседании не представил.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый решение (ответ) администрации г.Пензы не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца на проведение публичного мероприятия, в связи с этим правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к администрации г. Пензы о признании решения (ответа) незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 31 августа 2018 года.

Судья И.Б. Егорова