ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2880/20 от 29.05.2020 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-2880/2020

УИД 16RS0042-03-2020-000814-39

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Набережные Челны 29 мая 2020 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Валиуллиной Г.Ш.,

при секретаре Егорушковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, к Набережно-Челнинскому филиалу государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, к начальнику Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО7, к Управлению земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, к государственному регистратору Набережно-Челнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО8, к заместителю руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО9 о признании незаконными действий Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившихся в возвращении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в отказе в вынесении постановления о предоставлении земельного участка в собственность, о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившегося в невынесении решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, непредоставлении акта об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки», о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в регистрации жилого дома, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Набережно-Челнинского филиала государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», выразившихся в возврате документов без рассмотрения, о возложении обязанности на административных ответчиков устранить допущенные нарушения: рассмотреть поступившие заявления, вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, вынести постановление о предоставлении земельного участка в собственность, признать дом блокированной застройкой, предоставить акт об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки», осуществить государственную регистрацию дома, произвести государственную регистрацию соглашения о разделе дома блокированной застройки,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО6 обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование указывая, 11 июня 2019 года ФИО10, ФИО11, ФИО6 и ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 заключили соглашение о разделе жилого помещения. На момент подписания соглашения ФИО10, ФИО11, ФИО6 принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение с кадастровым номером ..., площадью 78,8 кв.м., расположенное по адресу: .... ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 принадлежит на праве совместной собственности жилое помещение с кадастровым номером ..., площадью 85,4 кв.м., расположенное по адресу: ... Указанные жилые помещения располагаются в жилом доме с кадастровым номером ..., площадью 157,9 кв.м., расположенном по адресу: ... Согласно соглашению стороны договорились произвести раздел указанного жилого дома на блоки жилого дома блокированной застройки в границах принадлежащих им жилых помещений.

В связи с этим в 2019 году административные истцы обратились в Муниципальное унитарное предприятие г. Набережные Челны «Служба градостроительного развития» для составления экспертного заключения «О признании объекта жилым домом блокированной застройки». В соответствии с экспертным заключением жилой дом № 1 состоит из 2-х одноэтажных блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке (квартира 1 – земельный участок ..., квартира 2 – земельный участок ...), имеет выход на территорию общего пользования (улицу). На основании изложенного и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации: жилой дом № 1, расположенный по улице Подгорная в <...> является жилым домом блокированной застройки.

ФИО2, ФИО3 и ФИО4 выдали доверенность ФИО12 на право представлять их интересы.

8 апреля 2019 года ФИО12 обратился в Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан для вынесения постановления о предоставлении административным истцам земельного участка в собственность. 10 апреля 2019 года начальником Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО7 заявление было возвращено без рассмотрения на основании пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации с указанием, что не установлены границы земельного участка, и было предложено обратиться к кадастровому инженеру. Однако административные истцы считают, что Исполнительный комитет не должен был возвращать документы без рассмотрения, а предварительно согласовать предоставление земельного участка. 24 апреля 2019 года административным ответчиком – начальником Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО7 был предоставлен ответ об отказе, ссылаясь на то, что границы земельного участка с кадастровым номером ... не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть, подлежат уточнению. Также в ответе указано, что на земельном участке якобы отсутствует объект капитального строительства, и поэтому предоставление земельного участка без торгов не возможно. Административные истцы указывают, что к заявлению была приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, которая подтверждает наличие на земельном участке объекта капитального строительства. Таким образом, было нарушено право собственности административных истцов.

20 августа 2019 года ФИО12 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для привязки объекта капитального строительства с кадастровым номером ..., площадью 157,9 кв.м., расположенного по адресу: ..., к земельным участкам с кадастровыми номерами ... и ... с признанием объекта жилым домом блокированной застройки, а также с сохранением вышеуказанных земельных участков под каждым жилым блоком. 4 сентября 2019 года административным ответчиком было отказано в удовлетворении заявления в связи с несоблюдением порядка обращения и было рекомендовано обратиться в Набережно-Челнинский филиал государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан».

23 октября 2019 года заместителем начальника Набережно-Челнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО13 было отказано в удовлетворении заявления ФИО12 от 27 сентября 2019 года о государственной регистрации недвижимости.

В период с мая по ноябрь 2019 года ФИО12 обратился к кадастровому инженеру за необходимыми документами, обращался за разъяснениями в Набережно-Челнинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Подготовив все документы, 20 ноября 2019 года ФИО12 подал заявление о регистрации права общей долевой собственности в Набережно-Челнинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан через государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан». Однако 27 ноября 2019 года было направлено уведомление о возврате документов без рассмотрения.

Административные истцы считают уведомление о возврате документов без рассмотрения незаконным. По мнению административных истцов, административный ответчик должен был приостановить процедуру регистрации.

Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации земельного участка с кадастровым номером ... и жилого дома № 1, расположенного по улице ..., по мнению административных истцов также является незаконным в нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

9 декабря 2019 года ФИО12 обратился с заявлением о предоставлении акта об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки». 27 декабря 2019 года заместитель руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО9 отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что действующим законодательством это не предусмотрено. Между тем, данный отказ ссылок на нормы законодательства не содержит. Административные истцы считают, что Исполнительный комитет должен был предоставить вышеуказанный акт, непредоставление данного акта незаконно.

Кроме того, административные истцы указывают, что 3-х месячный срок для обращения в суд пропущен ими по уважительной причине, поскольку в период с мая по ноябрь 2019 года их представитель ФИО12 выполнял действия, необходимые, по мнению Исполнительного комитета, для предоставления земельного участка.

На основании изложенного, административные истцы просят признать незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившиеся в возвращении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в отказе в вынесении постановления о предоставлении земельного участка в собственность, признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившееся в невынесении решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, непредоставлении акта об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки», признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в регистрации жилого дома, признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Набережно-Челнинского филиала государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», выразившиеся в возврате документов без рассмотрения, и обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения, а именно рассмотреть поступившие заявления, вынести решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, расположенных по адресу: ..., вынести постановление о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу, признать дом, расположенный по адресу: ..., блокированной застройкой, предоставить акт об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки», осуществить государственную регистрацию вышеуказанного дома и земельного участка, произвести государственную регистрацию соглашения о разделе дома блокированной застройки.

Представитель административных истцов ФИО12 в судебном заседании 4 марта 2020 года административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить заявленные требования. В судебное заседание 29 мая 2020 года представитель административных истцов ФИО12 не явился. Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО6 в судебное заседание также не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом – судебной повесткой по почте. Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных истцов и их представителя.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО13 в судебном заседании 4 марта 2020 года административное исковое заявление не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом представитель административного ответчика пояснил, что от административных истцов поступало два обращения, которые были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и административным истцам были предоставлены ответы с разъяснениями. Кроме того, административные истцы обращались с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, по которым было вынесено решение о возврате документов без рассмотрения. То есть, какие-либо решения об отказе не выносились. В судебное заседание 29 мая 2020 года представитель административного ответчика не явился, представителем ФИО13 в суд представлено заявление о рассмотрении административного дела без их участия. Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заинтересованное лицо – кадастровый инженер ФИО14 в судебном заседании 4 марта 2020 года с административным исковым заявлением согласился частично. В судебное заседание 29 мая 2020 года заинтересованное лицо также не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом – судебной повесткой по почте. Суд считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Административные ответчики – начальник Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО7, заместитель руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО9, государственный регистратор Набережно-Челнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО8, представители административных ответчиков – Набережно-Челнинского филиала государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом – судебной повесткой по почте. Государственным регистратором ФИО8 в суд представлено ходатайство о рассмотрении административного искового заявления без её участия. Представителем административного ответчика – Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО15 в суд представлено возражение на административное исковое заявление, в котором она указывает, что считает заявленные требования не подлежат удовлетворению. Представителем государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» ФИО16 в суд представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором она оставляет разрешение требований административных истцов на усмотрение суда.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных ответчиков – начальника Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО7, заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО9, государственного регистратора Набережно-Челнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО8, представителей административных ответчиков – Набережно-Челнинского филиала государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов административного дела, 11 июня 2019 года административные истцы ФИО10, ФИО11, ФИО6 и ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 заключили соглашение о разделе жилого помещения. На момент подписания соглашения ФИО10, ФИО11, ФИО6 принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение с кадастровым номером ..., площадью 78,8 кв.м., расположенное по адресу: .... ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 принадлежит на праве совместной собственности жилое помещение с кадастровым номером ..., площадью 85,4 кв.м., расположенное по адресу: ... Указанные жилые помещения располагаются в жилом доме с кадастровым номером ..., площадью 157,9 кв.м., расположенном по адресу: ... Согласно соглашению стороны договорились произвести раздел указанного жилого дома на блоки жилого дома блокированной застройки в границах принадлежащих им жилых помещений.

В связи с этим административные истцы ФИО10, ФИО11, ФИО6 10 апреля 2019 года обратились в Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ...

Административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 также обратились в Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ...

Вышеуказанные заявления были рассмотрены начальником Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО7

19 апреля 2019 года ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 вышеуказанным должностным лицом был предоставлен ответ, в котором было указано, что их заявление возвращается на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, как не соответствующее требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (не указана цель использования земельного участка). Также было указано, что границы земельного участка с кадастровым номером ... не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть подлежат уточнению, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность (пункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации). Для подготовки межевого плана по уточнению границ земельного участка административным истцам было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру.

24 апреля 2019 года ФИО10, ФИО11, ФИО6 также был предоставлен ответ, в котором было указано, что границы земельного участка с кадастровым номером ... не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть подлежат уточнению, в связи с чем решение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность не представляется возможным. Кроме того, в ответе было указано, что по данным Единого государственного реестра недвижимости на испрашиваемом земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют, что также является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Для устранения причин отказа административным истцам ФИО10, ФИО11, ФИО6 было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру.

Обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением, административные истцы просят признать незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившиеся в возвращении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в отказе в вынесении постановления о предоставлении земельного участка в собственность, признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившееся в невынесении решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, а именно рассмотреть поступившие заявления, вынести решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, расположенных по адресу: ... вынести постановление о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу.

Разрешая данные требования административных истцов, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Проверяя сроки обращения в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями суд считает их пропущенными, поскольку фактически ответы о возвращении заявлений о предоставлении земельных участков в собственность и об отказе в предоставлении земельных участков в собственность были предоставлены начальником Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО7 19 апреля и 24 апреля 2019 года. Таким образом, о предполагаемом нарушении прав административным истцам стало известно в указанное время. Между тем, в суд с административным исковым заявлением административные истцы обратились 12 февраля 2020 года, то есть с пропуском срока для обращения в суд. При этом административные истцы просят восстановить указанный срок, ссылаясь на то, что трехмесячный срок для обращения в суд пропущен ими по уважительной причине, поскольку в период с мая по ноябрь 2019 года их представитель ФИО12 выполнял действия, необходимые, по мнению Исполнительного комитета, для предоставления земельного участка. Однако суд не может признать данные причины пропуска срока уважительными, а потому ходатайство административных истцов о восстановлении данного срока удовлетворению не подлежит.

Пропуск же установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО10, ФИО11, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными действий Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившихся в возвращении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в отказе в вынесении постановления о предоставлении земельного участка в собственность, о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившегося в невынесении решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения, а именно рассмотреть поступившие заявления, вынести решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, расположенных по адресу: ..., вынести постановление о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу, удовлетворению не подлежат.

Кроме того, как следует из материалов административного дела, 9 декабря 2019 года административные истцы обратились в Исполнительный комитет с заявлением о предоставлении акта об изменении наименования здания с наименования «Жилой дом» на наименование «Жилой дом блокированной застройки». 27 декабря 2019 года заместителем руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО9 был предоставлен ответ на заявление, в котором указано, что действующим Градостроительным законодательством внесение изменений в вид разрешенного использования объекта капитального строительства без проведения работ по реконструкции объекта не представляется возможным.

Суд считает, что заявление административных истцов рассмотрено уполномоченным должностным лицом в установленные законом сроки в соответствии с требованиями действующего законодательства. А потому оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившегося в непредоставлении акта об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки», и возложении обязанности на административного ответчика предоставить акт об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки, не имеется.

Разрешая административные исковые требования о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в регистрации жилого дома, о возложении обязанности признать дом, расположенный по адресу: ... блокированной застройкой, осуществить государственную регистрацию вышеуказанного жилого дома и земельного участка, произвести государственную регистрацию соглашения от 11 июня 2019 года о разделе дома блокированной застройки по адресу: ..., суд исходит из следующего.

Так, из материалов административного дела следует, что административные истцы обращались в адрес начальника Набережно-Челнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением, в котором просили «привязать объект капитального строительства с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... к земельным участкам с кадастровыми номерами ... и ... с признанием объекта жилым домом блокированной застройки согласно выводам экспертного заключения специалистов МУП «СГР», а также с сохранением вышеуказанных земельных участков под каждым жилым блоком. В ответе на данное заявление административным истцам было рекомендовано обратиться в филиал государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» с заявлением собственника объекта недвижимости с приложением необходимых документов либо с заявлением иного лица с приложением надлежащей копии решения суда.

Также административные истцы обращались в адрес начальника Набережно-Челнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о разъяснении о возможности раздела жилого дома с кадастровым номером ..., расположенного по вышеуказанному адресу, на блоки жилого дома блокированной застройки согласно техническому плану здания. Данное заявление было рассмотрено заместителем начальника отдела ФИО13 и был предоставлен ответ 23 октября 2019 года.

Таким образом, из материалов административного дела и пояснений представителя административного ответчика ФИО13 следует, что административные истцы с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, земельные участки и регистрации соглашения от 11 июня 2019 года о разделе дома блокированной застройки не обращались, соответственно решение об отказе в государственной регистрации не выносилось.

В связи с этим суд считает, что административные исковые требования о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в регистрации жилого дома, о возложении обязанности признать дом, расположенный по адресу: ..., блокированной застройкой, осуществить государственную регистрацию вышеуказанного жилого дома и земельного участка, произвести государственную регистрацию соглашения от 11 июня 2019 года о разделе дома блокированной застройки по адресу: ..., удовлетворению также не подлежат.

Административные исковые требования о признании незаконными действий Набережно-Челнинского филиала государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», выразившихся в возврате документов без рассмотрения, не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», а также в соответствии с Уставом государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», в полномочия государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» входят только прием заявлений и запросов о предоставлении государственных услуг, выдача документов, сформированных государственными органами по результатам оказания услуг, в том числе услуг Управления Росреестра по Республике Татарстан. Решение о возврате документов без рассмотрения указанным административным ответчиком не принималось, а было принято государственным регистратором Набережно-Челнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО8

Разрешая административные исковые требования о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, выразившихся в возврате документов без рассмотрения, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Правовая экспертиза и принятие соответствующего процессуального решения осуществляется государственным регистратором прав, исходя из совокупности представленных документов, имеющихся сведений, а также необходимой информации.

На основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по заявлениям административных истцов от 20 ноября 2019 года об осуществлении одновременной процедуры государственной регистрации права и государственного кадастрового учета на объекты недвижимости – блок 1 жилого дома блокированной застройки и блок 2 жилого дома блокированной застройки, расположенные по вышеуказанному адресу, государственным регистратором ФИО8 принято решение о возврате заявления и документов без рассмотрения в связи с тем, что такие заявления и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов и формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования (представленный ХМL-файл технического плана не соответствует требованиям Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 октября 2011 года № П/398 «О Сборнике классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости» - 558221990000. А именно в ХМL-файле технического плана, представленного на осуществление государственного кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости у документа – Согласие заказчика кадастровых работ на обработку персональных данных указан код документа 558221990000 «Иной документ, содержащий описание объекта» из раздела «Документы, содержащие описание объекта, Код – 558.2». Однако у документа – Согласие заказчика кадастровых работ на обработку персональных данных должен быть указан код из раздела «Документы, содержащие описание заявителя или его представителя, Код – 558.3, а именно 558300000000».

Административными истцами доказательств того, что коды представленных в регистрирующий орган документов соответствовали требованиям, не представлено.

В связи с вышеизложенным суд считает, что оспариваемые действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан являются законными и обоснованными, а потому административные исковые требования о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, выразившихся в возврате документов без рассмотрения, удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО6 подлежит отказу в удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, к Набережно-Челнинскому филиалу государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, к начальнику Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО7, к Управлению земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, к государственному регистратору Набережно-Челнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО8, к заместителю руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан ФИО9 о признании незаконными действий Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившихся в возвращении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в отказе в вынесении постановления о предоставлении земельного участка в собственность, о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, выразившегося в невынесении решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, непредоставлении акта об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки», о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в регистрации жилого дома, о признании неза-конными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Набережно-Челнинского филиала государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», выразившихся в возврате документов без рассмотрения, о возложении обязанности на административных ответчиков устранить допущенные нарушения: рассмотреть поступившие заявления, вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, вынести постановление о предоставлении земельного участка в собственность, признать дом блокированной застройкой, предоставить акт об изменении здания на наименование «Жилой дом блокированной застройки», осуществить государственную регистрацию дома, произвести государственную регистрацию соглашения о разделе дома блокированной застройки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: «подпись» Валиуллина Г.Ш.