ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2881/2022 от 21.03.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-022274-56 Дело № 2а-2881/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мосуновой Е.В.

при секретаре Вешняковой Н.А.,

с участием административного истца Яковлевой Д.А., представителя административного ответчика Яковлевой Т.Р.,

рассмотрев 21 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой Дарьи Алексеевны к Сыктывкарской транспортной прокуратуре о признании ответа от 10.12.2021 № 250-ж-2021 незаконным, об обязании провести дополнительную проверку на обращение,

установил:

Яковлева Д.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сыктывкарской транспортной прокуратуре о признании ответа от 10.12.2021 № 250-ж незаконным, об обязании провести дополнительную проверку на обращение.

В обоснование заявленных требований указано, что Яковлева Д.А. обратилась в Сыктывкарскую транспортную прокуратуру Республики Коми с просьбой провести комплексную проверку несанкционированных пешеходных переходов участка железной дороги Човью-Койты Северной железной дороги: нерегулируемый пешеходный переход со стороны проезжей части Ухтинского шоссе в сторону мкр. Строитель (жилая зона) – перегон «Койты-Човью» на 78 км ПК-5; нерегулируемый пешеходный переход со стороны проезжей части Ухтинского шоссе в сторону мкр. Строитель (жилая зона) – перегон «Койты-Човью» на 80 км. ПК-4 и внести представление в ОАО «РЖД» об устранении причин и условий, вызывающих травматизм и гибель людей на несанкционированных пешеходных переходах, расположенных на участке желехнодорожной дороги Човью-Койты Северной железной дороги. С ответом Сыктывкарской транспортной Прокуратуры Яковлева Д.А. не согласна, поскольку надлежащих профилактических мер, направленных на уменьшение травматизма граждан, в том числе переоборудование данных несанкционированных ж/д переходов, которыми пользуются многочисленное количество граждан, в соответствии с требованиями СП 227.1326000.2014 «Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», после оценки риска функциональной безопасности объекта инфраструктуры по ГОСТ 33433-2015 «Международный стандарт. Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте» для целей проведения в нормативное состояние, не произведено.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика транспортный прокурор Прищепа Евгений Николаевич, в качестве заинтересованного лица Микуньская дистанция инфраструктуры структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД».

Административный истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Представитель Сыктывкарской транспортной прокуратуры с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.

Транспортный прокурор Прищепа Е.Н., заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно статье 2 которого, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно пункту 3.1 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013г. №45 (далее - Инструкция) обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Судом установлено, что 11.11.2021 в адрес Сыктывкарской транспортной прокуратуры поступило обращение от Яковлевой Дарьи Алексеевны о проведении проверки несанкционированных пешеходных переходов участка железной дороги в частности: нерегулируемого пешеходного перехода со стороны проезжей части Ухтинского шоссе в сторону мкр. Строитель (жилая зона) – перегон «Койты-Човью» на 78 км ПК-5; нерегулируемого пешеходного перехода со стороны проезжей части Ухтинского шоссе в сторону мкр. Строитель (жилая зона) – перегон «Койты-Човью» на 80 км. ПК-4.

В ходе рассмотрения обращения 06.12.2021 прокуратурой с выходом на место осуществлен осмотр несанкционированных пешеходных переходов на 78 км ПК 5, 80 км ПК 4 по результатам которого установлено, что указанные переходы являются несанкционированными, так как не отмечены знаком «Переход через железнодорожные пути», на указанных переходах установлены предупреждающие и запрещающие знаки «Берегись поезда», «Хождение по путям запрещено».

На территории Эжвинского района города Сыктывкара имеются санкционированные пешеходные переходы на 79 км ПК 2 и 80 км ПК 10. В целях обеспечения безопасности граждан при их нахождении на объектах железнодорожного транспорта и переходе через несанкционированные пешеходные переходы структурным подразделением ОАО «РЖД» произведена нарезка «кюветов» на подходах к железнодорожному пути, перекопаны места подхода к железнодорожному пути в местах несанкционированных переходов перегона «Койты - Човью», а также установлены предупреждающие и запрещающие знаки «Берегись поезда», «Хождение по путям запрещено», с ЛO МВД на транспорте за текущий период 2021 года проведено 23 совместных рейда, задержано 16 посторонних граждан, из них 3 несовершеннолетних, нарушивших часть 5 статьи 11.1 КоАП РФ (проход по железнодорожным путям в неустановленных местах). В целях профилактики непроизводственного травматизма Микуньской дистанцией инфраструктуры проводится разъяснительная работа среди учащихся школ, профессиональных технических училищ, колледжей, техникумов о соблюдении мер и правил, установленных на железнодорожном транспорте, и ответственности за их нарушение, используя средства массовой информации, организовано взаимодействие с органами управления образования, с представителями органов местного самоуправления.

Прокуратурой с целью принятия дополнительных мер, направленных на исключение случаев смертельного травмирования граждан на данных несанкционированных переходах, а также рассмотрения вопроса о возможном ограждении путей направлено информационное письмо в адрес начальника Микуньской дистанции инфрастурктуры.

Ответ Яковлевой Д.А. направлен 10.12.2021, в ответе разъяснено право на обжалование данного ответа вышестоящему транспортному прокурору или в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

В соответствии с пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 17-ФЗ) владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В силу пункта 1 статьи 21 Закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждены Приказом Минтранса России от 08.02.2007 №18 (далее – Правила).

Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах (п. 6 Правил). В соответствии с пунктом 4 главы 2 Правил с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта; выполнять работы в соответствии с законодательством Российской Федерации (места проведения таких работ ограждаются соответствующими сигналами и знаками в установленном порядке с информированием о проведении работ); иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.

С целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии; установки соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, необходимой информации (посредством технических средств и (или) иных носителей информации); своевременного информирования пользователей услугами железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного транспорта необщего пользования о вводимых ограничениях и (или) об изменениях настоящих Правил (посредством технических средств и (или) иных носителей информации); обозначения и ограждения мест проведения реконструкции, строительных и ремонтных работ (с целью исключения нахождения граждан в таких местах) (п. 5 Правил).

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что ответ на поставленный в обращении административного истца вопрос административным ответчиком был дан в полном объеме и в установленный срок, является мотивированным, двоякого толкования не содержит.

Обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Яковлевой Дарьи Алексеевны к Сыктывкарской транспортной прокуратуре, транспортному прокурору Прищепа Евгению Николаевичу о признании ответа от 10.12.2021 № 250-ж-2021 незаконным, об обязании провести дополнительную проверку по обращению, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Е.В.Мосунова

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2022 года.