ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2882/18 от 09.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-2882/2018 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2018 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,

с участием административного истца - ФИО1,

представителя административного ответчика Губернатора Пермского края – ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Пермского края – ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Губернатору Пермского края, Региональной службе по тарифам Пермского края о признании незаконными действий, бездействия,

заинтересованное лицо – Правительство Пермского края,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Губернатору Пермского края, Региональной службе по тарифам Пермского края, с требованиями: о признании незаконным перенаправления обращения в Региональную службу по тарифам Пермского края; признании незаконным отсутствие ответа по существу на обращение; признании незаконным предложения воспользоваться сайтом «Управляем вместе» для подачи предложений.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ через интернет-приемную обратился к Губернатору Пермского края с просьбой сообщить о том, куда следует обращаться с предложениями по эспланаде. Однако, его обращение было перенаправлено в Региональную службу по тарифам Пермского края, из которой ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ о том, что следует обращаться на сайт «Управляем вместе». Полагает, что Губернатор Пермского края не ответил на его обращение, а перенаправил в орган, в полномочия которого не входит сбор предложений. Региональная служба по тарифам Пермского края не дала ответ на поставленный вопрос и фактически ограничила его в подаче предложений, предложив проголосовать за предложенные варианты по очень узкому кругу аспектов. Таким образом, административные ответчики не дали реализовать его право на подачу предложений, предоставленной п. 2 ст. 4, п. 3 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

В судебном заседании административный истец доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержал в полном объеме, пояснил, что по существу его обращение рассмотрено не было, административными ответчиками не дано конкретного ответа относительно органа, в который следует представлять свои предложения по обустройству эспланады. В ответе Региональной службы по тарифам Пермского края содержится лишь ссылка на сайт «Управляем вместе», указанный сайт формы обращения по предложениям и улучшениям проекта по обустройству эспланады не содержит. Также указал, что каких-либо предложений при помощи портала «Управляем вместе» не направлял, как и не направлял свои предложения иным способом, поскольку не знал, куда их можно направить.

Представитель административного ответчика Губернатора Пермского края – ФИО2 выразила несогласие с административным иском, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.22-23), из которых следует, что обращение ФИО1 поступило в адрес Губернатора Пермского края и было зарегистрировано в отделе по работе с обращениями граждан Департамента документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что вопросы благоустройства, формирования комфортной городской среды и определения стратегии развития города согласно п. п. 2.1, 2.2, 3.1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п, относятся к компетенции Региональной службы по тарифам Пермского края на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение было направлено в Региональную службу по тарифам Пермского края. Письмом Региональной службы по тарифам Пермского края ФИО1 извещен о том, что принять непосредственное участие в доработке деталей концепции возможно при помощи интерактивного портала «Управляем вместе» в разделе «Создай свою эспланаду». Таким образом, каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца при рассмотрении его обращения допущено не было.

Представитель административного ответчика Региональной службы по тарифам Пермского края – ФИО3 выразил несогласие с административным иском, пояснил, что доказательств того, что оспариваемыми действиями нарушены какие-либо права заявителя, которые подлежат судебной защите, в материалы дела не представлено. Вопреки доводам административного истца, на сайте «Управляем вместе» имеется ссылка, воспользовавшись которой у граждан имеется возможность обращаться по всем вопросам и предложениям, размещенным на официальном сайте, в том числе вносить предложения по обустройству эспланады. Таким образом, обращение административного истца было рассмотрено в полном соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Региональной службой по тарифам Пермского края представлены письменные возражения относительно административного иска (л.д.18-19), доводы которых аналогичны пояснениям представителя ответчика, данным в ходе судебного разбирательства.

Заинтересованное лицо Правительство Пермского края (привлечено к участию в деле определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1)), извещенное о времени и месте рассмотрения дела (л.д.12), представителя для участия в судебном заседании не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.13). Из представленного заявления также следует, что Правительство Пермского края позицию, изложенную в отзыве Региональной службы по тарифам Пермского края, поддерживает в полном объеме.

Заслушав пояснения административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, в силу следующего

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

В соответствии с положениями ст. 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения реализации данной нормы принят Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На основании ст. ст. 2, 8, 9, 10, 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 2).

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (ст. 8).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место (ст. 9).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ст. 10).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12).

В соответствии с Уставом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-ПК, принят Законодательным Собранием Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, систему органов государственной власти Пермского края составляют: законодательный орган государственной власти Пермского края; высшее должностное лицо Пермского края; высший исполнительный орган государственной власти Пермского края; образованные в Пермском крае судебные органы; иные органы государственной власти Пермского края, образуемые в соответствии с настоящим Уставом (ч. 1 ст. 15); в Пермском крае устанавливается должность высшего должностного лица Пермского края - губернатор Пермского края. Губернатор Пермского края возглавляет исполнительную власть в Пермском крае (ч. 3).

Положениями ст. 20 Устава Пермского края предусмотрено, что Губернатор Пермского края возглавляет исполнительную власть в Пермском крае и несет ответственность за обеспечение исполнения высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края действующего законодательства; определяет цели, приоритеты деятельности и структуру органов исполнительной власти края в соответствии с настоящим Уставом; представляет Пермский край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными лицами.

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Пермского края.

Согласно п. п. 1.1, 2.1, 2.2, 3.1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, Региональная служба по тарифам Пермского края (далее - Региональная служба) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции: по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сферах управления жилищным фондом Пермского края в части капитального ремонта, мониторинга управления и технического состояния, формирования комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, развития газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1.1).

Целями деятельности Региональной службы являются: выработка и реализация региональной политики в сферах управления жилищным фондом Пермского края в части капитального ремонта, мониторинга управления и технического состояния, формирования комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обращения с отходами потребления (п. 2.1); определение и реализация стратегии и приоритетных направлений развития в сферах управления жилищным фондом Пермского края в части капитального ремонта, мониторинга управления и технического состояния, формирования комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обращения с отходами потребления (п. 2.2).

Региональная служба осуществляет следующие функции в сфере управления жилищным фондом Пермского края в части мониторинга управления и технического состояния, формирования комфортной городской среды: вырабатывает и реализует на территории Пермского края региональную политику в сфере управления жилищным фондом, обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан (п. 3.1.1).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 посредством «Интернет-приемной Пермского края» в адрес Губернатора Пермского края направил обращение (л.д.9), в котором указал, что на Градостроительном совете г. Перми ДД.ММ.ГГГГ было заявлено, что в проект благоустройства эспланады можно вносить предложения и дополнения. На основании чего просил сообщить о том, кому следует направлять предложения, кем они будут рассматриваться и как принять личное участие в работе группы по доработке концепции.

Письмом Аппарата Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) обращение ФИО1 в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ направлено по компетенции в Региональную службу по тарифам Пермского края, о чем заявитель также был уведомлен.

ДД.ММ.ГГГГ Региональной службой по тарифам Пермского края на обращение ФИО1 дан ответ № СЭД-46-01-25-1353 (л.д.5) о том, что принять непосредственное участие в доработке деталей концепции возможно при помощи интерактивного портала «Управляем вместе» в разделе «Создай свою эспланаду».

Как следует из пояснений представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Пермского края, на сайте «Управляем вместе» имеется ссылка – support-program@permkrai.ru, воспользовавшись которой у граждан имеется возможность обращаться по всем вопросам и предложениям, размещенным на официальном сайте, в том числе и вносить предложения по обустройству эспланады. Доказательств свидетельствующих об обратном в материалы дела не представлено, в судебном заседании не исследовалось.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку административным истцом в нарушение требований, предусмотренных положениями ст. 226 КАС РФ, не представлено суду бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, с учетом направленного в адрес заявителя ответа по его обращению.

Поступившее посредством «Интернет-приемной Пермского края» в адрес Губернатора Пермского края обращение административного истца зарегистрировано в отделе по работе с обращениями граждан Департамента документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края и рассмотрено в установленном законом порядке. Решение о направлении обращения в другой орган – Региональную службу по тарифам Пермского края является одним из решений, принимаемых по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения. Несогласие с таким решением само по себе не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика Губернатора Пермского края.

Обращение административного истца, перенаправленное в Региональную службу по тарифам Пермского края, как установлено в ходе судебного разбирательства, рассмотрено должностными лицами в пределах, предоставленных им полномочий, в установленные законом сроки и порядке, на данное обращение дан ответ, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что административным ответчиком Региональной службой по тарифам Пермского края допущено незаконное бездействие. Само по себе несогласие ФИО1 с содержанием направленного в его адрес ответа на обращение, не может являться основанием для признания указанного ответа незаконным.

Доводы административного истца о незаконности предложений Региональной службы по тарифам Пермского края воспользоваться сайтом «Управляем вместе» для подачи предложений, суд находит несостоятельными, поскольку посредством данного сайта граждане могут вносить, в том числе предложения по обустройству эспланады.

Вместе с тем, как следует из пояснений административного истца, он предложенным сайтом для отправки предложений по обустройству эспланады не воспользовался.

На основании изложенного, принимая во внимание, что по вопросу административного истца дан ответ по существу обращения, при этом содержание ответа не влечет нарушений каких-либо прав административного истца, не создает препятствий в их осуществлении, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 к Губернатору Пермского края, Региональной службе по тарифам Пермского края о признании незаконным перенаправления обращения в Региональную службу по тарифам Пермского края, признании незаконным ответа по существу на обращение, признании незаконным предложения воспользоваться сайтом «Управляем вместе» для подачи предложений, следует оставить без удовлетворения.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска, законных оснований для возмещения судебных расходов в силу ст. ст. 111, 112 КАС РФ, также не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования ФИО1 к Губернатору Пермского края, Региональной службе по тарифам Пермского края о признании незаконным перенаправления обращения в Региональную службу по тарифам Пермского края, признании незаконным ответа по существу на обращение, признании незаконным предложение воспользоваться сайтом «Управляем вместе» для подачи предложений – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено 16.07.2018