ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2885/20 от 14.08.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2885/2020

УИД 39RS0001-01-2019-002193-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2020 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Пичуриной О.С.

при секретаре Ружниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Агентству по делам молодежи Калининградской области об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности) обратилось в суд с данным административным иском в статусе молодежного общественного движения в защиту неопределенного круга лиц, состоящего из своих участников, указав, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций истец направил в электронный адрес административного ответчика обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета и предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». До настоящего времени, в нарушении тридцатидневного срока ответа на обращение объединения граждан от административного ответчика не поступило, чем нарушены основные права и свободы граждан, гарантированные ст. 33 Конституции РФ и ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Просит признать бездействие административного ответчика в нарушении сроков ответа на обращение граждан незаконным.

В судебное заседание административный истец БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» своего представителя не направил, просил о рассмотрении административного иска по существу в отсутствие их представителя.

Административный ответчик Агентство по делам молодежи Калининградской области в судебное заседание своего представителя не направило, представили отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что Агентство не вправе принудительно обеспечивать участие добровольцев (волонтеров) в мероприятиях, проводимых на указанной цифровой платформе УРФИНГРАМ, а также устанавливать дату и время проведения мероприятий на указанной платформе, ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие. Добровольцы (волонтеры) вправе самостоятельно определять необходимость участия в мероприятиях, реализуемых на цифровой платформе УРФИНГРАМ. С учетом изложенного агентство посчитало письмо от БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» информационным и не требующим ответа. Просит рассмотреть данное административное дело в отсутствии их представителя, в удовлетворении исковых требований отказать.

Правительство Калининградской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще.

Обозрев материалы данного административного дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 2, 4 ст. 1 N 59-ФЗ).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2.05.2006 № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу положений ст. 4 указанного закона, обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Как следует из Устава БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Судом в ходе рассмотрения административного дела установлено, что административный истец БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» 15 марта 2020 года направил в адрес административного ответчика по электронной почте обращение объединения граждан, в котором указывал, что в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне добровольческое движение УРФИНГРАМ проводит на одноименной платформе благотворительное просветительское мероприятие «Военный заём 1942-1945». Мероприятия реализуются при методической поддержке Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества, в рамках властных административных правоотношений на условиях межсекторного партнерства, предусмотренного: Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 года; Концепцией содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года; Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года; Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Предложениями добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации, предусмотрена организация с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечение реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков. Просили обеспечить участие не менее 100 человек в интерактивном мероприятии из числа обучающихся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, граждан со средним и низким уровнем доходов, граждан пенсионного и предпенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К письму было приложено расписание мероприятий.

Данное письмо было получено Агентством по делам молодежи Калининградской области, что им не оспаривалось.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 27 декабря 2018 года № 2950-р в Калининградской области реализация добровольческой (волонтерской) деятельности осуществляется в соответствии с направлениями, указанными в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года.

Согласно указанной Концепции добровольчество (волонтерство) является деятельностью в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, постановлением Правительством Калининградской области от 30 августа 2019 года № 580 утверждена программа «Развитие добровольчества (волонтерства) в Калининградской области». Данная программа определяет цели, задачи деятельности органов исполнительной власти Калининградской области, направленной на развитие и поддержку добровольчества (волонтерства), а также мероприятия по реализации настоящей программы. Целью настоящей программы является совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере развития добровольческого (волонтерского) движения в Калининградской области, вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность граждан всех возрастов, проживающих на территории Калининградской области. Сроки реализации настоящей программы: 2019-2024 годы. Программа включает в себя мероприятия, направленные на ресурсную поддержку, обучение, нематериальное стимулирование участников добровольческих (волонтерских) инициатив, проведение конкурсов на получение этими участниками различных форм поддержки и вовлечение граждан всех возрастов, а также мероприятия Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. Координатором программы является Агентство по делам молодежи Калининградской области.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11 августа 1995 года под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В Калининградской области, начиная с 2017 года и по настоящее время, мероприятия в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций реализуются Министерством образования Калининградской области совместно с Отделением по Калининградской области Северо-Западного управления Центрального банка Российской Федерации в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденным 27 ноября 2017 года.

Информация о цифровой платформе УРФИНГРАМ Министерством образования Калининградской области доведена до сведения подведомственных Министерству образовательных учреждений, а также до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, которые вправе самостоятельно определить необходимость участия в мероприятиях.

Исходя из содержания письма административного истца, каких-либо предложений, заявлений, жалоб, согласно определениям, данным в ст. 4 ФЗ-59 от 2.05.2006 письмо не содержит, а также не следует, что истец просил оказать содействие в реализации его конституционных прав и свобод его участников, само письмо носит рекламный, декларативный характер, в связи с чем не расценивается как обращение, поданное в порядке 59-ФЗ.

Как следует из материалов дела, письменное обращение БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 15 марта 2020 года было оставлено без ответа, т.к. носило информационный характер.

Для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца. Данной совокупности в рассматриваемом случае не установлено, доказательства наступления неблагоприятных последствий для истца, обратившегося в суд в защиту интересов своих участников, ввиду отсутствия ответа на электронное письмо в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в заявленных административных исковых требованиях в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 218 - 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Агентству по делам молодежи Калининградской области об оспаривании бездействия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Окончательное решение изготовлено 28 августа 2020 г.

Судья Пичурина О.С.