УИД (Дело) 70RS0001-01-2021-004928-82
Дело № 2а-292/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.03.2022 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Вавилиной В.В.
помощник судьи Карпова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации г.Томска ФИО2, представителя административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска ФИО3, административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска, Мэру города Томска, департаменту управления муниципальной собственностью администрации г.Томска, комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Томск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений,
у с т а н о в и л:
ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с административным иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений, в обоснование указано, что ФИО4, ФИО5 являются собственниками земельного участка кадастровый номер /________/, кадастровый номер /________/ по адресу: /________/, ФИО6 собственником земельного участка по адресу: /________/, кадастровый номер /________/. Указанные земельные участки располагаются, а также земельные участки, кадастровый номер /________/, кадастровый номер /________/, находятся одновременно в нескольких территориальных и функциональных зонах /________/, которая пересекает земельные участки в нарушение положений п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением /________/ признана недействующей с момента вступления в законную силу решения суда ст.31 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утв. решением Думы Города Томска от /________//________/, Карта градостроительного зонирования (лист 3.90) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером /________/, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами /________/ к трем территориальным зонам /________/. Ранее до /________/ на указанной территории установлена территориальная зона /________/. С /________/ земельный участок по адресу: /________/ одновременно находится в двух территориальных и функциональных зонах /________/
18.06.2021, 16.07.2021 ФИО5, ФИО6 обратились в администрацию г.Томска с заявлениями о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении земельных участков по адресу: /________/, кадастровый /________/ и по адресу: /________/, кадастровый /________/, а также в отношении земельных участков с кадастровыми номерами /________/ в части функционального и территориального зонирования земельных участков и установлении зон /________/ в соответствии с представленной схемой. 20.07.2021 получено сообщение комиссии по землепользованию и застройке о завершении работы по данному обращению в связи с непредставлением материалов по обоснованию и описанию границ функциональных зон в текстовой и графической форме в соответствии с требованиями ч.ч. 6,7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Просили признать незаконным бездействие комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Томск» по устранению пересечения земельных участков с кадастровыми номерами /________/ по адресу: /________/, по адресу: /________/, кадастровый /________/, границами территориальной зоны /________/, а также по включению земельных участков в территориальную зону /________/ в соответствии с предложением от /________//________/, обязать администрацию г.Томска в течение 3 месяцев выполнить необходимые действия и подготовить документы, указанные в ч.ч. 6,7 ст. 23 ГрК РФ и подготовить документы, указанные в п. 6.4 Положения о составе, порядке подготовки документов территориального планирования муниципального образования «Город Томск» с использованием графического материала, приложенного к предложению от 21.06.2021, а также взыскать в пользу ФИО4 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В ходе рассмотрения спора представитель административных истцов ФИО1 административные исковые требования дополнил (т.2 л.д.75-76), просил обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в силу обеспечить подготовку документов, указанных в п. 6.4 Положения о составе, порядке подготовки документов территориального планирования муниципального образования «Город Томск», порядке подготовки планов реализации таких документов, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.09.2010 № 953, в дополнение к предложению от 18.06.2021, принятого 21.06.2021 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Томска № 5090/9. Кроме того, просил обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в силу продолжить выполнять мероприятия по подготовке документов, предусмотренных ст.23 ГрК РФ с учетом предложения от 18.06.2021, принятого 21.06.2021 департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Томска № 5090/9 и соответствующих дополнительных документов для утверждения внесения соответствующих изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утв. решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687 в части корректировки границ территориальных и функциональных зон /________/ и /________/ в районе /________/, с кадастровыми номерами: /________/ в территориальной и функциональной зонах /________/.
Определением /________/ привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц иные собственники земельных участков по адресу: /________/, ФИО7, ФИО8, определением от /________/ в качестве административного ответчика департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, определением от /________/ в качестве административных ответчиков Мэр Города Томска, комиссия по землепользованию и застройке.
В судебное заседание административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6, извещенные о времени и месте рассмотрения спора, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Представитель административных истцов ФИО1 административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика администрации г.Томска ФИО2, представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска ФИО3 административный иск не признали, считали, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки необоснованно, нарушений прав и законных интересов административных истцов не подтверждено, ФИО4, ФИО7, ФИО8 с предложением от 21.06.2021, 16.07.2021 в уполномоченный орган не обращались.
Представители административных ответчиков Мэра Города Томска, комиссия по землепользованию и застройке, заинтересованные лица ФИО7, ФИО8 в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, явка указанных лиц не признавалась судом обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что административным истцом оспаривается бездействие муниципального образования "город Томск" в лице администрации г. Томска, что носит длящийся характер, срок на обращение в суд с настоящим административным иском истцом не пропущен.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, кодекс) внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Пунктом 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Из положений ч. 9 ст. 31 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки должны соответствовать требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 17 ст. 27 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка кадастровый /________/, ФИО5 собственником земельного участка кадастровый /________/, ФИО8 собственником земельного участка кадастровый /________/, ФИО7 собственником земельного участка кадастровый /________/, образованных из земельного участка с кадастровым номером /________/ по адресу: /________/ вид разрешенного использования – для строительства четырехквартирного жилого дома, категория земель – земли населенных пунктов, что подтверждается выписками из ЕГРН от /________/.
ФИО6 на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: /________/, кадастровый /________/, вид разрешенного использования, что подтверждается выписками из ЕГРН от /________/.
21.06.2021, 16.07.2021 ФИО5, ФИО6 в лице представителя ФИО1 обратились в администрацию г.Томска с предложениями о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», представив схему расположения земельных участков по адресу: /________//________/, и /________/ указывая, что принадлежащие им на праве собственности их земельные участки, а также земельные участки, кадастровый /________/, кадастровый /________/, кадастровый /________/, собственниками которых являются ФИО4, ФИО7, ФИО8, находятся одновременно в нескольких территориальных и функциональных зонах /________/ которые пересекают земельные участки в нарушение требований п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответ на заявление от 21.06.2021, 16.07.2021 ФИО5, ФИО6 в лице представителя ФИО1 уведомлены о завершении работы по обращению с указанием на то, что заявителями при подаче предложений не представлено обоснование в текстовой и графической форме в соответствии с ч. 6.1 ст. 30, ч.ч. 6,7 ст. 23 ГрК, п. 6.4 Положения о составе, порядке подготовки документов территориального планирования муниципального образования «Город Томск», порядке подготовки планов реализации таких документов, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.09.2010 № 953.
Решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687 "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (ст. 8 Приложения № 2 к указанному решению) определено, что комиссия по землепользованию и застройке является постоянно действующим совещательным органом при мэрии города Томска и формируется на основании постановления мэра в целях обеспечения реализации Правил землепользования и застройки. Таким образом, решением Думы города Томска комиссия по землепользованию и застройке включена в структуру органов администрации города Томска.
Постановлением мэра города Томска от 29.02.2008 № 125 в целях обеспечения реализации Правил землепользования и застройки в городе Томске, утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687, на основании статей 31, 33, 39, 40 ГрК РФ, статьи 2 Закона Томской области от 11.01.2007 N 8-ОЗ "О составе и порядке деятельности комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципальных образований Томской области", Устава города Томска, утверждено Положение о комиссии по землепользованию и застройке и ее состава (далее - Положение о комиссии).
В п. 1 Положения о комиссии определено, что комиссия по землепользованию и застройке является постоянно действующим совещательным органом при мэре города Томска и формируется в целях обеспечения реализации Правил землепользования и застройки в городе Томске.
Как указано в п. 3.1 Положения о комиссии, к компетенции комиссии по землепользованию и застройке в соответствии с возложенными на нее задачами относятся, в том числе: проведение публичных слушаний в случаях и порядке, определенных статьей 9 Правил; организация и подготовка предложений о внесении изменений в Правила по процедурам статьи 29 Правил, а также проектов местных нормативных правовых актов, иных документов, связанных с реализацией и применением Правил и организация подготовки предложений о внесении изменений в Генеральный план города Томска и проведение по ним публичных слушаний.
Согласно п. 29 Правил землепользования и застройки предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, содержащее обоснование необходимости внесения соответствующих изменений, направляется в комиссию по землепользованию и застройке, которая в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в Правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение мэру города Томска.
Решение о подготовке проекта Генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в Генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).
Таким образом, руководствуясь ст.ст. 1, 9, 18, 24, 31, 33 ГрК РФ, ст.ст. 16, 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 25, 29, 38, 39 Устава города Томска, принятого решением Думы города Томска в ред. от 05.11.2020 N 141-ОЗ, с учетом Правил землепользования и застройки в городе Томске и Положения о комиссии по землепользованию и застройки, суд считает, что комиссия по землепользованию и застройке в силу предоставленных полномочий правомерно приняла к рассмотрению обращения ФИО5, ФИО6 от 21.06.2021, 16.07.2021 с предложением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, в связи с чем доводы представителя административных истцов о рассмотрении обращения неуполномоченным органом подлежат отклонению.
Действительно, вопрос направления изменений, вносимых в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», в том числе, в части установления территориальной и функциональной зоны на публичные слушания отнесен к компетенции Мэра г. Томска.
Как следует из анализа положений, закрепленных в п. 4 ст. 33 ГрК РФ и ст. 29 Правил землепользования и застройки, Комиссия по землепользованию и застройке в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в Правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение Мэру Города Томска, при этом Комиссия по землепользованию и застройке не наделена правом отказа в рассмотрении обращения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, поступившего в адрес последнего от уполномоченных лиц, а обязана рассмотреть вопрос по существу с рекомендациями о внесении, в соответствии с поступившим предложением, изменения, либо об отклонении такого предложения, с указанием причин отклонения.
Кроме того, в соответствии с п. 5.1 Положения о комиссии Комиссия по землепользованию и застройке, осуществляет свою деятельность в форме проведения заседаний. Порядок подготовки документов и иных материалов, необходимых для проведения заседаний Комиссии, их поступление на рассмотрение Комиссией определяются регламентом прохождения документов по вопросам землепользования и застройки (п.5.2). На заседаниях Комиссии ведется протокол. Ведение протокола организуется заместителем председателя Комиссии. Протокол заседания Комиссии подписывается председателем и секретарем Комиссии (п. 5.4).
Из ответа на обращение административных истцов следует, что заявление ФИО5, ФИО6 от 21.06.2021, 16.07.2021 по существу не рассматривалось ввиду неполноты представленных документов, правовым основанием указан п. 6.4 Положения о составе, порядке подготовки документов территориального планирования муниципального образования «Город Томск», порядке подготовки планов реализации таких документов, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.09.2010 № 953.
Как устанавливает п. 1.2 указанного Положения в ред. от 20.05.2015 N 434, документом территориального планирования муниципального образования "Город Томск" является генеральный план городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, ограничений использования земельных участков, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (п. 4.4).
Материалы по обоснованию внесения изменений в генеральный план включают материалы в графической форме и пояснительную записку (ч.ч. 6,7 ст.23 ГрК РФ, п. 6.4 Положения от 15.09.2010 № 953 в ред. от 20.05.2015 N 434).
Материалы по обоснованию внесений изменений в генеральный план в графической форме содержат: схему расположения элемента планировочной структуры; схему использования территории в период подготовки проекта о внесении изменений в генеральный план; схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта на соответствующей территории; схему застройки территории; схему границ территорий объектов культурного наследия; схему границ зон с особыми условиями использования территорий; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; иные материалы в графической форме для обоснования положений о внесении изменений в генеральный план (п. 6.4.1).
Пояснительная записка содержит описание и обоснование положений, касающихся: размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, характеристики планируемого развития территории, в том числе плотность и параметры застройки территории и характеристики развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории; защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности; иных вопросов развития территории (п. 6.4.2).
Вместе с тем, обязанность предоставления полного перечня указанных документов в силу приведенного правового регулирования на заинтересованных лиц не возложена, в связи с чем невозможность рассмотрения предложений ФИО5, ФИО6 о внесении изменений в документы градостроительного зонирования от 21.06.2021, 16.07.2021 ввиду неполноты представленных материалов в соответствии с требованиями ч.ч. 6,7 ст.23 ГрК РФ, п.6.4 Положения не может быть признана судом обоснованной.
Таким образом, административные исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО6 в части незаконного бездействия комиссии по землепользованию и застройки по рассмотрению указанных предложений ФИО5, ФИО6, представленных в графической форме и пояснительных записках от 21.06.2021, 16.07.2021, содержащих сведения о местоположении границ функциональных и территориальных зон, подлежат удовлетворению. То обстоятельство, что ФИО4 не являлась инициатором внесения изменений в документы градостроительного зонирования, изложенных в предложениях от 21.06.2021, 16.07.2021 не может служить основанием к отказу в иске, т.к. предметом обращений ФИО5, ФИО6 являлось внесение соответствующих изменений в отношении земельного участка по адресу: /________/, принадлежащего ФИО4 на праве собственности, следовательно, оспариваемое бездействие нарушает ее права и законные интересы.
Как верно указано представителем администрации г.Томска, решением /________/ по делу /________/, вступившим в законную силу /________/, признана недействующей с момента вступления в законную силу решения суда статья 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы г.Томска от /________//________/, Карта градостроительного зонирования (лист 3.90) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером /________/, к трем территориальным зонам: /________/
Решение опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск", являющимся источником официального опубликования в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 52 Устава Города Томска.
Таким образом, для территории земельных участков с кадастровыми номерами /________/ образованными в результате раздела земельного участка с кадастровым номером /________/ Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» территориальная зона не определена. В этой связи довод административных истцов ФИО4, ФИО5 о том, что указанные земельные участки находятся в нескольких территориальных и функциональных зонах (/________/) не подтвержден.
Вместе с тем, пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков - в статье 37 указанного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Как установлено судом, на момент разрешения спора территориальная и функциональная зона в отношении земельных участков с кадастровыми номерами /________/, образованными в результате раздела земельного участка с кадастровым номером /________/, после вступления решения /________/ по делу /________/ в законную силу не определена, факт нахождения земельного участка, принадлежащего ФИО6 по адресу: /________/ в двух территориальных и функциональных зонах /________/ установлен судом и не оспаривался представителем административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает, что неопределенность территориальной и функциональной зоны в отношении указанных земельных участков ограничивает право собственников на использование объектов недвижимого имущества в соответствии с градостроительным регламентом, следовательно, оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы данных лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 36 от 27.09.2016 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Руководствуясь данными разъяснениями, суд не может принять во внимание доводы представителя административного ответчика, связанные с невозможностью установления в соответствии с приложениями административных истцов территориальной зоны /________/, т.к. заявление ФИО5 ФИО6 по существу не рассматривалось, указанные обстоятельства не являлись основанием для отказа в удовлетворении инициативы заявителей, вопрос о правомерности отнесения Правилами землепользования и застройки земельных участков к той или иной территориальной и функциональной зоне при рассмотрении предложений от /________/, /________/ не исследовался.
В соответствии со ст.227 КАС РФ мера, направленная на восстановление нарушенного права, определяется исключительно судом, с учетом соответствия предложенного заявителем способа защиты материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. Устанавливаемый судом способ устранения допущенных административным органом нарушений прав заявителей не должен приводить и к нарушению прав и законных интересов иных лиц, публичных интересов.
Как указывалось судом, возможность рассмотрения органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки и генеральный план возможна лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур.
Поскольку внесение изменений в документы градостроительного зонирования отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области земельных отношений и градостроительной деятельности, понуждение названных органов к реализации соответствующих полномочий, за исключением указанных в законе случаев, запрещено в силу конституционных принципов разделения и самостоятельности властей.
С учетом удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным бездействия к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска, комиссии по землепользованию и застройке, суд приходит к выводу, что в данном случае вариантом восстановления нарушенного права, с целью соблюдения баланса публичных и частных интересов, является необходимость повторного рассмотрения предложений ФИО5, ФИО6 от 18.06.2021, 16.07.2021 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении земельных участков по адресу: /________/, кадастровый /________/ и по адресу: /________/ кадастровый /________/.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Поскольку оригинал квитанции об уплате государственной пошлины в ходе рассмотрения спора административным истцом не представлен (исковое заявление подано в электронном виде), оснований для возмещения расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. не имеется, при этом суд учитывает, что вопрос о взыскании судебных издержек может быть разрешен в порядке, установленном ст. 114.1 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования ФИО5, ФИО6 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска, комиссии по землепользованию и застройке удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Томск» по рассмотрению обращений ФИО5, ФИО6 от 18.06.2021, 16.07.2021 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении земельных участков по адресу: /________/, кадастровый /________/ и по адресу: /________/, кадастровый /________/.
Обязать комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Томск» повторно рассмотреть заявления ФИО5, ФИО6 от 18.06.2021, 16.07.2021 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении земельных участков по адресу: /________/ кадастровый /________/ и по адресу: /________/ кадастровый /________/ в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 4 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 15.03.2022.