ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-288/19 от 03.06.2019 Староминской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-288/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Староминская Краснодарского края 03 июня 2019 г.

Староминский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Болдырева С.А.,

при секретаре Кудря Л.Е.,

с участием

административного истца Адодина Л.Ф.,

представителя административного истца – адвоката Зуб П.В., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ, а также доверенность № 23 АА9445059 от ДД.ММ.ГГГГ.

представителя административного ответчика администрации МО Староминский район Краснодарского края – Гавриш Н.В. представившего доверенность № 138-3340/17-01-02 от 07.12.2017г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Адодина Л.Ф. к администрации МО Староминский район Краснодарского края и Министерству ТЭК и ЖКХ Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления главы администрации МО Староминский район № 102 от 31.01.2019 г. «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации муниципального образования Староминский район Адодина Л.Ф.», обязании восстановить Адодина Л.Ф. на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и имеющим право на получение жилищного сертификата (жилищной субсидии) с даты ее первоначальной постановки с 30.07.2001 года с сохранением порядкового номера очередности в данном учете по категории «Пенсионеры»,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, указывая, что постановлением главы Староминского района № 741 от 30.07.2001 года, истица Адодина Л.Ф. как работник районов Крайнего Севера, имеющего в составе семьи – один человек, не имеющего собственного жилья, и нуждающегося в нем была поставлена на соответствующий учет по улучшению жилищных условий. При этом основаниями для постановки ее на учет являлись материалы жилищной комиссии п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, утвержденных решением крайисполкома от 26.12.1984 г. № 734, в котором значится, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие в городах районного подчинения и районных центрах не менее последних 3 лет, независимо от установленного срока проживания в данном населенном пункте принимаются на учет лица, проработавшие в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 – для получения квартиры в доме жилищно-строительного кооператива. С указанного времени ею неоднократно направлялись обращения в различные государственные инстанции с целью проверки правомерности ведения указанного учета лиц, нуждающихся в жилье, и получении информации о том, когда будет реализовано ее право на получение жилья. Так, как следует из ответа заместителя главы МО Староминский район, 25.01.2011 года № 18, в результате ее обращения по поручению Администрации Президента РФ, она состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при администрации муниципального образования Староминский район по категории: «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно письма главы МО Староминский район Горб В.В., исх. № 125 от 24.04.2017 года, ее право состоять на вышеуказанном учете было подтверждено, при этом были внесены изменения в адресе ее фактического проживания. В данном письме также указано, «Уполномоченным органом по учету ежегодно формируется сводный список граждан по категории: «граждане и члены их семей, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года» и своевременно предоставляется в уполномоченный орган Краснодарского края …по состоянию на 01.01.2017 года Вы состоите в муниципальном списке по категории «Пенсионеры» под порядковым номером 1.» Таким образом, с момента постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (а не улучшении жилищных условий) и при ежегодном формировании соответствующего сводного списка органом местного самоуправления проверялись в том числе документы, дающие ей право на постановку и участие в соответствующих госпрограммах в качестве вышеуказанного лица. Однако, в феврале 2019 года ею было получено уведомление, исх. № 84-К от 04.02.2019 года о вынесении администрацией МО Староминского района постановления № 102 от 31.01.2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации муниципального образования Староминский район Адодина Л.Ф.». Такое решение было принято ввиду отсутствия оснований для постановки на учет в качестве такового лица, а именно, якобы не подтвержден факт её пребывания в районах Крайнего Севера (РКС) по состоянию на 01.01.1992 года, и размер занимаемой Адодина Л.Ф. жилой площади в домовладении, где она фактически проживала на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении превышает размер учетной площади (21,1 кв.м вместо 6 и менее кв.м.). Считает данное постановление администрации МО Староминский район незаконным, необоснованным и нарушающим ее права и законные интересы. Факт её пребывания на территории района Крайнего Севера - поселок Полярный Шмидтовский район Чукотский АО, вплоть до 12.09.1994 года подтверждается не только сведениями, предоставленными УПФ РФ по Староминскому району (документы на двух листах к настоящему исковому заявлению прилагаются), но иными материалами: светокопией паспорта гражданина СССР, выданного на имя Адодина Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - 07.02.1992 года; светокопии трудовой книжки, заполненной 04.11.1962 года, гр. Мороз(Адодина) Л.Ф., где также отражен период её трудовой деятельности в должности электрогазосварщика 5 разряда, начало данного периода – 01.08.1991 года, а дата окончания периода указана как 12.09.1994 года; светокопия справки администрации Полярнинского горно-обогатительного комбината за № 48/10-242 от сентября 1997 года аналогичного содержания; светокопия отпускного удостоверения, выданной Адодина Л.Ф. с указанием периода отпуска с 23.09.1991 года по 29.11.1991 года с обязательством возврата на рабочее место; справки выданной администрацией пос. Полярный Шмидтовского района Чукотского автономного округа № 317 от 18.10.1994 года, согласно которой в результате пожара сгорел 2-этажный дом на 4 подъезда на ул. Беляева 1, в том числе и <адрес>, где она проживала со своей семьей; светокопии свидетельства о рождении, серия III-АГ , выданного на имя ФИО1 в совокупности с архивными справками № А-1009/05-04 от 01.05.2007 года и № А-3742/05-04 от 03.06.2005 года, из анализа содержания которых можно сделать вывод о том, что ее сын вплоть до 1993 года являлся учеником Полярнинской средней школы, что одновременно исключает возможность для Адодина Л.Ф. как матери оставить своего ребенка, переехав из РКС. Каких-либо мер государственной поддержки, в части получения жилищной субсидии на строительство либо приобретения жилья ею с момента утраты собственного жилья (17.12.1993 года) не получались, что также подтверждается ответом главы администрации Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа на письменный запрос администрации МО Староминский район, № 622 от 18.08.2014 года, в котором также не указан период ее регистрации по месту жительства с 18.09.1991 года по 17.02.1992 года в РКС при этом сам ответ не имеет ссылок на источники данных сведений, и одновременно не исключает фактическое проживание Адодиной в вышеуказанном районе без регистрации в соответствующих государственных органах. Данный ответ в совокупности с выпиской из домовой книги домовладения по <адрес> в <адрес>, составленной по состоянию на 05.06.2001 года и стали основаниями для вынесения административным ответчиком оспариваемого Постановления. Со своим сыном ФИО3 она постоянно (на протяжении длительного времени) не проживала, совместного хозяйства не вела, переехав к нему 19.03.2001 года в домовладение по <адрес>, уже 19.11.2001 года он так и не завершив сделку купли-продажи данного дома ввиду отсутствия финансовых средств, фактически вернул его ДД.ММ.ГГГГ, оформив это как договор купли-продажи дома гр. ФИО2. В указанной домовладении она проживала с согласия его собственника на безвозмездной основе с вышеуказанной даты до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на протяжении 18 лет, являясь длительное время пенсионером, а с 2016 года - инвалидом 2 группы, не имела и не имеет по настоящее время в собственности жилья, что подтверждено документально. Просит суд признать Постановление Главы администрации МО Староминский район № 102 от 31.01.2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации муниципального образования Староминский район Адодина Л.Ф.», незаконным и отменить указанное Постановление, обязать административного ответчика восстановить Адодина Л.Ф. на учет лиц, в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющим право на получение жилищного сертификата (жилищной субсидии) с даты ее первоначальной постановки - 30.07.2001 года с сохранение порядкового номера очередности в данном учете по категории «Пенсионеры».

Административный истец и ее представитель в судебном заседании требования поддержали, пояснили, что согласно Постановления главы Староминского района Краснодарского края № 741 от 30.07.2001 года, Адодина Л.Ф., как лицо прибывшее из районов Крайнего Севера(далее – РКС) и проработавшая в данных районах более 10 лет, в составе семьи – один человек, не имеющего собственного жилья ни в РКС, ни в регионе, в который она прибыла для постоянного проживания, и нуждающаяся в нем, была поставлена на соответствующий учет. При этом основаниями для постановки Адодина Л.Ф. на учет являлись материалы жилищной комиссии и положения регионального нормативно-правового акта - пункта 7 и подпункта «б» п.7.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений (далее – Правила), утвержденных решением крайисполкома от 26.12.1984 года № 734, в котором значилось следующее: «Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие… в городах районного подчинения и районных центрах не менее последних 3 лет…. Независимо от установленного срока проживания в данном населенном пункте принимаются на учет:…лица, проработавшие в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет - для получения квартиры в доме жилищно-строительного кооператива». «Независимо от размера занимаемого жилого помещения: проживающие не менее срока, установленного абзацем первым пункта 7 настоящих Правил, на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилого фонда, по договорам найма в домах, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам или личным собственникам, а также поселившиеся на служебной жилой площади и в общежитиях (за исключением сезонных, временных работников и проживающих в период обучения) и не имеющие другого жилого помещения». Таким образом, основаниями для постановки административного истца на учет в качестве именно нуждающегося в приобретении (получении) жилья явились факт наличия установленного по продолжительности трудового стажа в РКС и отсутствие собственного жилья. Следовательно, доводы представителей административных ответчиков о превышении площади жилого помещения, в котором проживала Адодина Л.Ф. учетной нормы, установленной подп. «а» п. 7.2 вышеуказанных Правил являются некорректными в силу неприменимости данной нормы к работникам РКС (Адодина Л.Ф.) ввиду того, что в данном случае речь идет о лицах, обеспеченных жилой площадью, то есть, являющихся собственником жилого помещения. Аналогичная некорректность доводов административных ответчиков ввиду неправильного применения правовых норм допущена ими при указании на отсутствие оснований для постановки административного истца на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении (получении государственной субсидии на его приобретение) со ссылкой на положения Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР. Так, статья 1 указанного Федерального закона гласит: «Установить, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации….» «Граждане, получившие жилищные субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом, не имеют права на иные виды государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья». Жилищная субсидия в РКС Адодина Л.Ф. не получалась, сведения об этом в материалах рассматриваемого гражданского дела имеются (справка администрации Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа от 18.08.2014 года № 622). Законодательное условие для оказания мер государственной поддержки в вопросах обеспечения жилья лиц, выезжающим из РКС, состоящее в установлении факта выезда из указанных районов и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, отражено в ст. 2 того же Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998 года – «Средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение таких субсидий. Предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации». Одновременно, в статье 4 Федерального закона указано, «предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных». В статье 29 ЖК РСФСР также идет речь о лицах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не, по сути, в их создании для лица, нуждающегося в таковых. Таким образом, законодательством, действующим на момент постановки Адодина Л.Ф. на предусмотренный Законом учет, предусмотрено градация мер социальной поддержки определенных групп (категорий) граждан, к которым относятся выдача (выплата) субсидии на строительство или приобретения жилья, либо выдача субсидий на улучшение жилищных условий лицам, имеющим в собственности жилое помещение, размер площадь которого, из расчета на одного члена семьи, меньше, чем нормативно установленный соответствующим законодательством. С учетом вышеизложенного, в данном случае наличествует некая подмена юридических понятий (лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вместо лица, нуждающиеся в получении (приобретении (получении) жилого помещения) по причине которой административным ответчиком - администрация МО Староминский район и было принято решение в виде оспариваемого Постановления главы администрации МО Староминский район № 102 от 31.01.2019 года. Кроме того, доводы административных ответчиков в части факта выезда административного истца Адодина Л.Ф. из районов Крайнего Севера являются несостоятельными и сугубо субъективными ввиду того, что вывод об этом был сделан соответствующими специалистами органа местного самоуправления только лишь на основании справки администрации Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа от 18.08.2014 года № 622, которая не содержит вообще никакой информации о месте проживания (пребывания) Адодина Л.Ф. на период с 17.09.1991 года по 18.02.1992 года, и следовательно не может оцениваться в качестве доказательства факта выезда последней из указанных районов. Тогда как, факт нахождения указанного лица в РКС (пос. Полярный Шмидтовского района Чукотского АО) подтверждается и сведениями предоставленными УПФ РФ по Староминскому району о наличии непрерывного трудового спецстажа в РКС вплоть до 12.09.1994 года, включенного в общий трудовой стаж при назначении Адодина Л.Ф. пенсионного обеспечения; и иными материала, имеющихся не только в материалах гражданского дела но и в материалах учетного дела, и потому известными административным ответчикам: светокопией паспорта гражданина СССР, выданного на имя Адодина Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - 07.02.1992 года; светокопии трудовой книжки, заполненной 04.11.1962 года, гр. Мороз(Адодина) Л.Ф., где также отражен период её трудовой деятельности в должности электрогазосварщика 5 разряда (начало данного периода – 01.08.1991 года, а дата окончания периода указана как 12.09.1994 года); светокопия справки администрации Полярнинского горно-обогатительного комбината за № 48/10-242 от сентября 1997 года аналогичного содержания; светокопия отпускного удостоверения, выданной Адодина Л.Ф. с указанием периода отпуска с 23.09.1991 года по 29.11.1991 года с обязательством возврата по его окончанию к месту работы - Полярнинский горно-обогатительный комбинат; справки выданной администрацией пос. Полярный Шмидтовского района Чукотского автономного округа № 317 от 18.10.1994 года, согласно которой в результате пожара сгорел 2-этажный дом на 4 подъезда на <адрес>, в том числе и <адрес>, где административный истец проживал со своей семьей; светокопии свидетельства о рождении, серия III-АГ , выданного на имя ФИО1 в совокупности с архивными справками № А-1009/05-04 от 01.05.2007 года и № А-3742/05-04 от 03.06.2005 года, из анализа содержания которых можно сделать вывод о том, что последний, являясь сыном Адодина Л.Ф., вплоть до 1993 года, являлся учеником Полярнинской средней школы, что, одновременно, исключало возможность для административного истца, как матери, оставить своего ребенка, переехав из РКС. Кроме того, исходя из материалов учетного дела в отношении Адодина Л.Ф., ежегодно, начиная с 2005 года в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ и Законом Краснодарского края № 1655-КЗ от 29.12.2008 года (статья 12), производилась перерегистрация вышеуказанного подучетного лица, путем подачи в орган местного самоуправления (ОМС) соответствующего заявления с приложением требуемых документов и тем самым актуализировались необходимые сведения, устанавливающие правомерность (законность) нахождения административного истца на учете в качестве лица, нуждающегося в приобретении (получении) жилья. Деятельность в данном направлении осуществлялась на постоянной основе и специалистами самого ОМС – запрашивались сведения о наличии у Адодина Л.Ф. в собственности жилья в Краснодарском крае и РКС, вносились изменения о месте ее проживания (пребывания), в том числе и отмененное в последующем Постановление главы Староминского района № 741 от 30.07.2001 года и т.д. Таким образом, у административных ответчиков объективно имелась возможность установления неправомерности постановки на спецучет административного истца если таковая имелась намного ранее даты вынесения оспариваемого акта ОМС(через 17 лет с момента постановки на Адодина Л.Ф. на описанный выше учет). Напротив, на законность нахождения административного истца на учете в качестве нуждающегося в жилье, указывают и письменные ответы администрации МО Староминский район соответствующего содержания, имеющиеся в материалах рассматриваемого гражданского дела. Вышеперечисленные обстоятельства также подтверждают отсутствие оснований для снятия Адодина Л.Ф. с учета в качестве нуждающейся в приобретении (получении) жилого помещения. Касаемо изменений законодательства в вопросах условий и порядка оказания мер социальной поддержки в виде субсидирования лиц, выехавшим из РКС и приравненных к ним местностей, то в данном случае имеется четко сформулированная Конституционным судом РФ правовая позиция, отраженная в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей":

Представитель административного ответчика министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, в суд представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» в редакции Закона Краснодарского края от 08 июля 2016 года № 3417-КЗ уполномоченным органом в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определено Л.Ф. топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Постановлением главы Староминского района Краснодарского края от 30 июля 2001 года №741 Адодина Л.Ф. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как выехавшая из районов Крайнего Севера. Действовавшее на момент принятия на жилищный учет истца законодательство предусматривало требование о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и его нахождение в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления. Федеральным законом от 25 июля 1998 года №131-Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшим на момент принятия Адодина Л.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства. Согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 26 декабря 1984 года №734 (в редакции от 2 ноября 1990 года №500) утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, которыми установлена учетная норма в размере 6 и менее кв. метров в сельской местности в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами; в общих квартирах, где по отдельным договорам найма жилого помещения проживают две и более семей и в квартирах с частичными коммунальными удобствами - менее 7 кв. метров. Согласно выписки из домовой книги домовладения №89, выданной главой администрации Староминского сельского округа от 5 июня 2001 года №742109, на момент принятия на учет Адодина Л.Ф. проживала в качестве члена семьи собственника в домовладении жилой площадью 42,2 кв.м., принадлежащем на праве собственности её сыну ФИО3 Всего в жилом помещении было зарегистрировано 2 человека, обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи составляла 21 кв.м., что более учетной нормы в размере 6 и менее кв.метров в сельской местности в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами, установленной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденными Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 26 декабря 1984 года № 734 (в редакции от 2 ноября 1990 года № 500). Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года №131-Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего на момент принятия Адодина Л.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства.

Согласно справки администрации Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа от 18 августа 2014 года №622, Адодина Л.Ф. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Чукотский АО, <адрес>, в периоды с 21 июня 1978 года по 17 сентября 1991 года, с 18 февраля 1992 года по 18 октября 1992 года (временно по месту пребывания), с 8 февраля 1994 года по 30 августа 1994 года. Информация о проживании Адодина Л.Ф. в период с 17 сентября 1991 года по 18 февраля 1992 года на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отсутствует. Таким образом, Адодина Л.Ф. выехала из <адрес> Чукотского АО, относящегося к районам Крайнего Севера, 17 сентября 1991 года, то есть ранее 1 января 1992 года, в связи с чем не относится к категории граждан, которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года №131-Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшим на момент ее принятия на учет, и действующим в настоящее время Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», предусмотрено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, снимаются с учета в случаях, установленных пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В связи с отсутствием на момент принятия на учет Адодина Л.Ф. законных оснований для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, постановление администрации муниципального образования Староминский район от 31.01.2019 № 102 «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации МО Староминский район Адодина Л.Ф.» вынесено обоснованно. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО Староминский район Гавриш Н.В. административный иск не признал. Просит суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, по основаниям указанным представителем Л.Ф. топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав стороны и их представителей, изучив доводы административного ответчика -Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что постановлением главы Староминского района № 741 от 30.07.2001 года, истица Адодина Л.Ф. как работник районов Крайнего Севера, имеющего в составе семьи – один человек, не имеющего собственного жилья(что подтверждено выпиской из ЕГРН), и нуждающегося в нем была поставлена на соответствующий учет по улучшению жилищных условий. При этом основаниями для постановки ее на учет являлись материалы жилищной комиссии п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, утвержденных решением крайисполкома от 26.12.1984 г. № 734, в котором значится, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие в городах районного подчинения и районных центрах не менее последних 3 лет, независимо от установленного срока проживания в данном населенном пункте принимаются на учет лица, проработавшие в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 – для получения квартиры в доме жилищно-строительного кооператива. Постановлением администрации МО Староминский район № 102 от 31.01.2019 года «О снятии с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации муниципального образования Староминский район Адодина Л.Ф.» Адодина Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по месту жительства по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием на момент принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении законных оснований.

Основанием для принятия данного постановления послужили материалы проверки учетного дела Адодина Л.Ф., в ходе которой установлено, что она была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Чукотский АО, <адрес> в периоды с 21 июня 1978 года по 17 сентября 1991 года, с 18 февраля 1992 года по 18 октября 1992 года (временно по месту пребывания), с 8 февраля 1994 года по 30 августа 1994 года. Информация о проживании Адодина Л.Ф. в период с 17 сентября 1991 года по 18 февраля 1992 года на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отсутствует.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 25 июля 1998 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшим на момент принятия Адодина Л.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства.

В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Как установлено в судебном заседании и материалами дела, факт пребывания Адодина Л.Ф. на территории района Крайнего Севера - <адрес> Чукотский АО, вплоть до 12.09.1994 года подтверждается сведениями, предоставленными УПФ РФ по Староминскому району, копией паспорта гражданина СССР, выданного на имя Адодина Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - 07.02.1992 года; копией трудовой книжки, заполненной 04.11.1962 года, гр. Мороз(Адодина) Л.Ф., где также отражен период ее трудовой деятельности в должности электрогазосварщика 5 разряда, начало данного периода – 01.08.1991 года, а дата окончания периода указана как 12.09.1994 года; копией справки администрации Полярнинского горно-обогатительного комбината за от сентября 1997 года аналогичного содержания; копией отпускного удостоверения, выданной Адодина Л.Ф. с указанием периода отпуска с 23.09.1991 года по 29.11.1991 года с обязательством возврата на рабочее место; справки выданной администрацией пос. Полярный Шмидтовского района Чукотского автономного округа № 317 от 18.10.1994 года, согласно которой в результате пожара сгорел 2-этажный дом на 4 подъезда на <адрес>, в том числе и <адрес>, где она проживала со своей семьей; копией свидетельства о рождении, серия III-АГ , выданного на имя ФИО1 в совокупности с архивными справками № А-1009/05-04 от 01.05.2007 года и № А-3742/05-04 от 03.06.2005 года, из анализа содержания которых можно сделать вывод о том, что сын Адодина Л.Ф. вплоть до 1993 года являлся учеником Полярнинской средней школы, что одновременно исключает возможность для административного истца оставить своего ребенка, переехав из РКС. Каких-либо мер государственной поддержки, в части получения жилищной субсидии на строительство либо приобретения жилья ею с момента утраты собственного жилья (17.12.1993 года) не получались, что также подтверждается ответом главы администрации Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа на письменный запрос администрации МО Староминский район, № 622 от 18.08.2014 года, в котором также не указан период ее регистрации по месту жительства с 18.09.1991 года по 17.02.1992 года.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, отраженной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей": «...изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых ими в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации».

По убеждению суда, постановление главы администрации МО Староминский район № 102 от 31.01.2019 г. «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации муниципального образования Староминский район Адодина Л.Ф.», принятое после проверки материалов дела Адодина Л.Ф.Л.Ф. ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, нарушает Конституционное право административного истца, состоящего более 17 лет на соответствующем учете лиц, нуждающихся в жилом помещении и имеющим право на получение жилищного сертификата (жилищной субсидии), в области жилищного, трудового и пенсионного законодательства Российской Федерации».

При этом решение для снятия учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Адодина Л.Ф.,1941 г.р., являющейся инвалидом 2 группы, проработавшей длительное время в районах крайнего севера электрогазосварщиком, принято административными ответчиками без дополнительной проверки доводов административного истца и представленных им документов, которые в своей совокупности доказывают обоснованность требований, заявленных административным истцом

При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу, что постановление главы администрации муниципального образования Староминский район № 102 от 31.01.2019 г. является не законным и не обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Адодина Л.Ф. к администрации МО Староминский район Краснодарского края и Министерству ТЭК и ЖКХ Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления главы администрации МО Староминский район № 102 от 31.01.2019 г. «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации муниципального образования Староминский район Адодина Л.Ф.», обязании восстановить Адодина Л.Ф. на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и имеющим право на получение жилищного сертификата (жилищной субсидии) с даты ее первоначальной постановки с 30.07.2001 года с сохранением порядкового номера очередности в данном учете по категории «Пенсионеры», удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление главы администрации МО Староминский район № 102 от 31.01.2019 г. «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации муниципального образования Староминский район Адодина Л.Ф.».

Обязать администрацию МО Староминский район Краснодарского края восстановить Адодина Л.Ф. на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и имеющим право на получение жилищного сертификата (жилищной субсидии) с даты ее первоначальной постановки с 30.07.2001 года с сохранением порядкового номера очередности в данном учете по категории «Пенсионеры».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07.06.2019 года.

Председательствующий С.А. Болдырев