66RS0016-01-2020-000317-12
Дело № 2а-288/2020
Мотивированное решение составлено 17.07.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Артемовский 07.07.2020
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Нигматзяновой О.А., с участием представителя административного истца заместителя Артемовского городского прокурора Редозубова А.Н., представителя административного ответчика Думы Артемовского городского округа Коваль Л.Г., представителя административного соответчика Администрации Артемовского городского округа Черемных Е.В., представителей заинтересованных лиц индивидуального предпринимателя ФИО1- ФИО2, МУП Артемовского городского округа «Цветы»- ФИО3, МБУ Артемовского городского округа «Издатель»- ФИО4, при секретаре Новиковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Думе Артемовского городского округа, Администрации Артемовского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа о признании нормативного правового акта - решения Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 № 645 «О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы» недействующим со дня его принятия в части,
УСТАНОВИЛ:
Артемовский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Артемовского городского округа о признании нормативного правового акта - решения Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 № 645 «О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы» недействующим со дня его принятия в следующей части: «В 2020 году планируется отчуждение следующих объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа (далее по тексту - спорных объектов): магазина, расположенного по адресу: <...>, площадью 341,3 кв.м.; помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 60,5 кв.м.; магазина «Цветы», расположенного по адресу: <...>, общей площадью 77,8 кв.м.; земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 171 +\- 5 кв.м. (кадастровый номер: 66:02:1702018:20) путем заключения договоры мены на здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 638,0 кв.м».
В обоснование требований административный истец, с учетом уточнения, указал в административном исковом заявлении, что Артемовской городской прокуратурой проведена реализация функций надзора за соблюдением законодательства о приватизации и муниципальной собственности.
В ходе надзорных мероприятий прокуратурой установлено, что 27.02.2020 Думой Артемовского городского округа принято решение № 645 «О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы».
Согласно пункту 1 решения Думы АГО от 27.02.2020 № 645 в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы, принятую решением Думы Артемовского городского округа от 25.10.2018 № 422 (далее по тексту - Программа), внесены следующие изменения: пункт 21 Программы изложить в следующей редакции: «21. Отчуждение объектов недвижимости, закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями, в 2021 году не планируется. В 2020 году планируется отчуждение спорных объектов, путем заключения договора мены на здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 638,0 кв.м».
Указанное решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645 является незаконным и не соответствующим федеральному закону в части отчуждения объектов муниципальной собственности в 2020 году путем заключения договора мены по следующим основаниям.
Так, решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645 позволяет произвести обмен спорных объектов его собственником в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее по тексту - Закон о приватизации) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Пунктом 3 статьи 4 Закона о приватизации предусмотрено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации определены способы приватизации государственного и муниципального имущества, при этом такого способа как мена имущества, в указанном перечне Закона о приватизации не предусмотрено. Таким образом, указанный Закон содержит прямой запрет на обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество.
Обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество не допускается (пункт 2 статьи 34 Закона о приватизации).
Положения оспариваемого нормативного правового акта в указанной части противоречат перечисленным нормам Закона о приватизации, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, так как лишают потенциальных покупателей муниципального имущества права участвовать в открытых торгах, а также нарушают основные принципы законодательства о приватизации, в том числе принципы признания равенства покупателей, открытости деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645 допускает отчуждение спорных объектов путем участия в сделке по мене МУП АГО «Цветы» и МБУ АГО «Издатель», то есть организаций, за которыми в настоящее время данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Однако, как следует из представленной в прокуратуру названными юридическими лицами информации, по состоянию на 28.05.2020 МУП АГО «Цветы» и МБУ АГО «Издатель» не заинтересованы в обмене закрепленного за ними имущества на здание по адресу: <...>. Ранее, по вопросу отчуждения обозначенного имущества они в Комитет по управлению муниципальным имуществом и Думу Артемовского городского округа не обращались. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, закрепляя в решении Думы АГО от 27.02.2020 № 645 необходимость отчуждения закрепленного за МУП АГО «Цветы» и МБУ АГО «Издатель» имущества, устанавливая единственный способ такого отчуждения и контрагента, с которыми должна быть совершена сделка по обмену (в лице собственника здания по адресу: <...>), Дума Артемовского городского округа в нарушение ст. 9, ч. 2 ст. 49, ч.ч. 1 и 4 ст. 421 Гражданского кодекса, незаконно ограничила правоспособность указанных юридических лиц по заключению договоров и распоряжению закрепленным за ними имуществом в своем интересе.
Просит суд признать решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645 недействующим со дня его принятия в следующей части: «В 2020 году планируется отчуждение спорных объектов путем заключения договоры мены на здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 638,0 кв.м» (л.д. 3- 5, 218- 222 том дела № 1).
Представитель административного истца заместитель Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Думы Артемовского городского округа Коваль Л.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признав заявленные требования, пояснила, что основанием признания решения Думы АГО от 27.02.2020 № 645 незаконным административным истцом указаны ст. 1, п. 3 ст.4, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2002 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Спорные объекты, кроме помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 60,5 кв.м., переданы МУП АГО «Цветы» и находятся на праве хозяйственного ведения. Помещение по ул. Мира, 10, общей площадью 60,5 кв.м., закреплено на праве оперативного управления за МБУ АГО «Издатель».
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2002 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или в оперативном управлении.
Решением Думы Артемовского городского округа от 27.02.2014 № 437 принято Положение об управлении муниципальной собственностью Артемовского городского округа, согласно которому к полномочиям Думы Артемовского городского округа относится принятие Программы управления собственностью Артемовского городского округа и Программы приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа на три года (очередной финансовый год и плановый период).
Согласно статье 9 Положения об управлении муниципальной собственностью Артемовского городского округа в сделках, связанных с приобретением, использованием и отчуждением имущества в порядке, установленном настоящим Положением, выступают в качестве стороны органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и муниципальные учреждения.
В соответствии с гражданским законодательством могут совершаться любые сделки, не противоречащие действующему законодательству, в том числе мена.
Статьей 12 Положения об управлении муниципальной собственностью Артемовского городского округа определено, что отчуждение объектов муниципальной собственности принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, осуществляется в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом. В случаях, если в сделки вовлечены объекты недвижимости или муниципальными унитарными предприятиями совершаются крупные сделки, распоряжение об отчуждении вышеуказанного имущества, принимается Комитетом по управлению имуществом при наличии утвержденного Думой городского округа перечня имущества, подлежащего отчуждению или с согласия Думы городского округа соответственно.
В соответствии со ст. 22 Устава Артемовского городского округа порядок организации деятельности Думы городского округа определяется Регламентом, принимаемым Думой городского округа, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки и принятия правовых актов, организации работы аппарата Думы городского округа и иные вопросы ее деятельности.
В силу статьи 12 (п. 2) Регламента Думы Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 13.10.2019 № 11, решения Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Артемовского городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Проект решения Думы Артемовского городского округа «О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы» представлен главой Артемовского городского округа 31.10.2019, который рассматривался на заседаниях постоянной комиссии по экономическим вопросам, бюджету и налогам, 27.02.2020 был рассмотрен на заседании согласительной комиссии, перед плановым 64-м заседанием Думы Артемовского городского округа.
По итогам рассмотрения вопроса Дума Артемовского городского округа на 64 заседании, большинством голосов приняла решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645, согласно которому внесены изменения в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019 - 2021 годы, принятую решением Думы Артемовского городского округа от 25.10.2018 № 422: пункт 21 Программы изложить в следующей редакции: «21. Отчуждение объектов недвижимости, закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями, в 2021 году не планируется.
В 2020 году планируется отчуждение спорных объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа путем заключения договора мены на здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 638,0 кв.м.».
Довод административного истца о том, что решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645 позволяет произвести обмен вышеуказанного муниципального его собственником Комитетом по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа не подлежит принятию во внимание, так как основан на предположении. Указанный в решении Думы АГО от 27.02.2020 № 645 перечень недвижимого имущества находится в оперативном управлении и на праве хозяйственного ведения у МБУ АГО «Издатель» и МУП АГО «Цветы» соответственно, только правообладатели имеют право на заключение гражданско - правовых договоров.
Артемовский городской прокурор приводит в качестве обоснования признания решения Думы АГО от 27.02.2020 № 645 недействующим информацию, полученную от МУП АГО «Цветы» и МБУ АГО «Издатель» об отсутствии заинтересованности в обмене закрепленного за ними имущества на здание по адресу: <...>.
Считает, что данный довод также не может служить основанием для удовлетворения административного иска, так как действующее законодательство, муниципальные нормативные правовые акты не содержат условий об обязательном предварительном обращении к собственнику имущества или в представительный орган муниципального образования на отчуждение имущества.
Положение о муниципальном унитарном предприятии Артемовского городского округа, принятое решением Думы Артемовского городского округа от 27.03.2008 № 316 определяет: порядок распоряжения имуществом унитарного предприятия (п. 56)- муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество без предварительного письменного согласия комитета по управлению муниципальным имуществом при наличии утвержденного Думой городского округа перечня имущества, подлежащего отчуждению; - полномочия главы городского округа, комитета по управлению муниципальным имуществом, руководителя унитарного предприятия по управлению унитарным предприятием.
В соответствии с пунктом 69 Положения о муниципальном унитарном предприятии Артемовского городского округа руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений Думы городского округа, главы городского округа и комитета по управлению муниципальным имуществом в соответствии с их компетенцией.
Кроме того, административный истец полагает, что Дума АГО, приняв решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645, устанавливающим единственный способ отчуждения имущества путем заключения договора мены с собственником здания по адресу: <...>, незаконно ограничила правоспособность указанных юридических лиц по заключению договоров и распоряжению закрепленным за ними имуществом в своем интересе.
Тогда как согласно статье 11 Положения об управлении муниципальным имуществом Артемовского городского округа муниципальные предприятия вправе приобрести имущество, при совершении крупной сделки наличие согласия Комитета по управлению имуществом обязательно. Приобретенное имущество поступает в хозяйственное ведение предприятия и находится в муниципальной собственности.
В таком случае, интересы МУП АГО «ЦВЕТЫ», МБУ АГО «Издатель» и муниципального образования в целом не нарушаются, имущество, полученное по договору мены, позволит юридическим лицам осуществлять уставную деятельность.
Таким образом, Дума Артемовского городского округа приняла правовой акт в рамках своих полномочий в соответствии с нормативными актами Артемовского городского округа и действующим законодательством.
Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного соответчика Администрации Артемовского городского округа Черемных Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании не признала административный иск по следующим основаниям: в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23 Устава определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к полномочиям Думы АГО. Решением Думы АГО от 27.02.2014 № 437 принято Положение об управлении муниципальной собственностью Артемовского городского округа. Согласно статье 3 Положения в собственность городского округа может приобретаться любое имущество, за исключением имущества, приобретение которого в собственность городского округа не допускается в соответствии с действующим законодательством. В собственность других лиц может отчуждаться любое имущество, находящееся в собственности городского округа, за исключением имущества, нахождение которого в обороте ограничивается или не допускается в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 9 Положения в соответствии с гражданским законодательством могут совершаться любые сделки, не противоречащие действующему законодательству, в том числе мена. Согласно ст. 6 Положения к полномочиям Думы АГО относятся принятие Программы управления муниципальной собственностью Артемовского городского округа и Программы приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа на три года (очередной финансовый год и плановый период). Программа управления собственностью Артемовского городского округа на 2019- 2021 годы принята решением Думы Артемовского городского округа от 25.10.2018 № 422. В соответствии со ст. 29 Положения в Программе предусматривается, в том числе: основные виды имущества, которое предполагается приобрести в собственность городского округа; основные виды отчуждаемого имущества, за исключением объектов приватизации. Таким образом, решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645 является правомерным, соответствующим действующему законодательству. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица МУП АГО «Цветы» ФИО3 поддержала административный иск, пояснила, что помещение, расположенное по ул. Мира, д. 4 находится в хозяйственном ведении предприятия и используется для получения прибыли, часть помещения используется для торговли, часть сдается в аренду. По ул. Ленина, 1А помещение находится в хозяйственном ведении МУП АГО «Цветы» и передано им в аренду. Земельный участок, расположенный по ул. Ленина, 1А выделен МУП АГО «Цветы» в постоянное бессрочное пользование.
Представитель заинтересованного лица МБУ АГО «Издатель» ФИО4 пояснила, что в случае несоответствия закону, решение Думы подлежит признанию незаконным. Спорное имущество- помещение, расположенное по ул. Мира, 10 используется предприятием для осуществления основной уставной деятельности, там располагается редакция. Помещение передано МБУ АГО «Издатель» на праве оперативного управления. Никто заинтересованность и намерение МБУ АГО «Издатель» по отношению к имуществу не выяснял.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО2, действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что 26.06.2019 заинтересованное лицо ИП ФИО1 обратилась к председателю Думы АГО с предложением рассмотреть вариант обмена принадлежащего ей здания, расположенного по адресу: <...> на другое муниципальное имущество. Предпосылкой такому предложению послужила очевидная нуждаемость муниципального образования Артемовского городского округа в помещении для размещения Артемовского исторического музея, который в текущем времени расположен в ветхом здании, не позволяющим надлежащим образом сохранить музейные экспонаты по адресу: ул. Ленина, д. 26. Ремонт этого здания оценивается как нецелесообразный. Предлагаемое ФИО1 здание было оценено как удовлетворяющее условиям его использования и размещения музея. Результатом осмотров и обсуждения вариантов стало предварительное одобрение возможного обмена, при соблюдении условия о равноценности имущества. Заинтересованному лицу было предложено провести экспертизу на предмет оценки рыночной стоимости здания. Параллельно была проведена оценка муниципального имущества, предлагаемого к обмену. Итоговый вариант обмена, вынесенный на рассмотрение депутатов Думы АГО в заседании 27.02.2020 заключался в следующем: спорные объекты муниципального образования АГО с целью размещения Артемовского исторического музея обменивается на недвижимое имущество, принадлежащее ФИО1 - нежилое здание по ул. Ленина, д.26а с земельным участком под зданием по указанному адресу. Решением Думы АГО от 27.02.2020 № 645 было получено одобрение такого варианта с внесением изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы. Запрета для отчуждения муниципальными унитарными предприятиями и муниципальным учреждениями муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, действующим законодательством не предусмотрено и регулирование правоотношений в этой сфере подпадает под действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа о слушании дела извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменное возражение, в котором указал, что решением Думы Артемовского городского округа от 27.02.2014 № 437 принято Положение об управлении муниципальной собственностью Артемовского городского округа. Согласно ст. 3 Положения в собственность городского округа может приобретаться любое имущество, за исключением имущества, приобретение которого в собственность городского округа не допускается в соответствии с действующим законодательством. В собственность других лиц может отчуждаться любое имущество, находящееся в собственности городского округа, за исключением имущества, нахождение которого в обороте ограничивается или не допускается в соответствии с действующим законодательством. В силу ст. 9 Положения в соответствии с гражданским законодательством могут совершаться любые сделки, не противоречащие действующему законодательству, в том числе мена. Согласно ст. 6 Положения к полномочиям Думы Артемовского городского округа относятся принятие Программы управления муниципальной собственностью Артемовского городского округа и Программы приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа на три года (очередной финансовый год и плановый период). Программа управления собственностью Артемовского городского округа на 2019- 2021 годы принята решением Думы Артемовского городского округа от 25.10.2018 № 422. Таким образом, решение Думы АГО от 27.02.2020 № 645 является правомерным, соответствующим действующему законодательству. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 60- 63 том дела № 1).
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд переходит к следующему:
Артемовский городской прокурор обратился в суд с административным иском в порядке ст. 39, 208 Кодекса административного производства Российской Федерации.
Суд полагает, что оспариваемое решение Думы не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принято в целях распоряжения конкретным имуществом, находящемся на праве оперативного управления и хозяйственного ведения у конкретных предприятий МБУ АГО «Издатель» и МУП АГО «Цветы», то есть касается определенного круга лиц, не рассчитан на многократное применение, в связи с чем, суд перешел к рассмотрению дела в надлежащем порядке производства, по правилам главы 22 Кодекса административного производства Российской Федерации.
Возможность перехода суда к рассмотрению дела в надлежащем порядке производства, в частности, по правилам главы 22 Кодекса административного производства Российской Федерации, и продолжить судебное разбирательство по делу, предусмотрена в абзаце третьем пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти и должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что Артемовской городской прокуратурой проведена реализация функций надзора за соблюдением законодательства о приватизации и муниципальной собственности.
В ходе надзорных мероприятий прокуратурой установлено, что 27.02.2020 Думой АГО принято решение № 645 «О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы».
Согласно пункту 1 решения Думы АГО от 27.02.2020 № 645 в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы, принятую решением Думы Артемовского городского округа от 25.10.2018 № 422, внесены следующие изменения в раздел 8 Приватизация имущества Артемовского городского округа: пункт 21 Программы изложить в следующей редакции: «21. Отчуждение объектов недвижимости, закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями, в 2021 году не планируется.
В 2020 году планируется отчуждение следующих объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа:
- магазин, расположенный по адресу: <...>, площадью 341,3 кв.м.;
- помещение, расположенное по адресу: <...>, площадью 60,5 кв.м.;
- магазин «Цветы», расположенный по адресу: <...>, общей площадью 77,8 кв.м.;
- земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 171 +\- 5 кв.м. (кадастровый номер: 66:02:1702018:20)
путем заключения договора мены на здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 638,0 кв.м.» (л.д. 7- 9 том дела № 1).
Статус юридического лица МБУ АГО «Издатель» и полномочия директора подтверждаются свидетельством о постановке на учет в налоговом округе, распоряжениями, ФИО5 «Издатель» с изменениями (л.д. 59- 83 том дела № 2).
Статус юридического лица МУП АГО «Цветы» и полномочия и.о. директора подтверждается Уставом Устав МУП АГО «Цветы», распоряжением № 159 от 08.12.2016 (л.д. 12- 20, 58 том дела № 2).
Согласно выпискам из реестра объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа магазин, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 341,3 кв.м.; магазин «Цветы», расположенный по адресу: <...>, общей площадью 77,8 кв.м. числятся в реестре объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа и закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП АГО «Цветы» на основании договора от 04.05.2001 № 147 (л.д. 95, 97 том № 1);
помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 60,5 кв.м. закреплено на праве оперативного управления за МБУ АГО «Издатель» на основании договора от 12.01.2006 № 179 (л.д. 96 том № 1).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа, объект: земельный участок с кадастровым номером 66:02:1702018:20 площадью 171 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации магазина, расположенный по адресу: <...>, составляет казну Артемовского городского округа (л.д. 84 том дела № 2).
На основании постановления главы муниципального образования «Артемовский район» от 06.01.1990 № 4 указанный земельный участок предоставлен МУП «Цветы» в постоянное бессрочное пользование (л.д. 138 том № 2).
Из договора аренды от 20.02.2017, заключенного между МУП АГО «Цветы» и ИП ФИО6, последней передано в аренду на срок до 10.12.2021 здание, расположенное по адресу: <...> (л.д. 143- 147 том № 2).
26.06.2019 ИП ФИО1 обратилась к Председателю Думы Артемовского городского округа с предложением рассмотреть вариант обмена принадлежащего ей здания, расположенного по адресу: <...> (назначение нежилое, количество этажей: 2, общей площадью 635,7 кв.м., кадастровый номер: 66:02:1702018:596) на земельном участке (обшей площадью 656 кв.м., кадастровый номер: 66:02:1702018:48) на другое муниципальное имущество.
Принадлежность ФИО1 указанного нежилого помещения и земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью 656+/-9 кв.м. с кадастровым номером 66:02:1702018:48 подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 68- 75, 110- 116 том № 1).
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 76- 80 том № 1).
Решением Думы Артемовского городского округа от 27.02.2014 № 437 принято Положение об управлении муниципальной собственностью Артемовского городского округа, согласно которому к полномочиям Думы Артемовского городского округа относится принятие Программы управления собственностью Артемовского городского округа и Программы приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа на три года (очередной финансовый год и плановый период) (л.д. 140- 147 том № 1).
Согласно ст. 9 Положения об управлении муниципальной собственностью Артемовского городского округа в сделках, связанных с приобретением, использованием и отчуждением имущества в порядке, установленном настоящим Положением, выступают в качестве стороны органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и муниципальные учреждения.
Муниципальные предприятия вправе приобрести имущество, при совершении крупной сделки наличие согласия Комитета по управлению имуществом обязательно. Приобретенное имущество поступает в хозяйственное ведение предприятия и находится в муниципальной собственности (ст. 11 Положения).
Отчуждение объектов муниципальной собственности принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, осуществляется в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом. В случаях, если в сделки вовлечены объекты недвижимости или муниципальными унитарными предприятиями совершаются крупные сделки, распоряжение об отчуждении вышеуказанного имущества, принимается Комитетом по управлению имуществом при наличии утвержденного Думой городского округа перечня имущества, подлежащего отчуждению или с согласия Думы городского округа соответственно (ст. 12 Положения).
В соответствии со ст. 22 Устава Артемовского городского округа порядок организации деятельности Думы городского округа определяется Регламентом, принимаемым Думой городского округа, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки и принятия правовых актов, организации работы аппарата Думы городского округа и иные вопросы ее деятельности.
В силу ст. 12 (п. 2) Регламента Думы АГО, утвержденного решением Думы АГО от 13.10.2019 № 11, решения Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Артемовского городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Проект решения Думы Артемовского городского округа «О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы» представлен главой Артемовского городского округа 31.10.2019, который рассматривался на заседаниях постоянной комиссии по экономическим вопросам, бюджету и налогам, 27.02.2020 был рассмотрен на заседании согласительной комиссии, перед плановым 64-м заседанием Думы Артемовского городского округа.
В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 3 действие 13 Федерального закона от 21.12.2002 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или в оперативном управлении.
В силу ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ч. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ч. 1 ст. 297 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене: земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд; земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Из положений ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно: при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.
Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).
Таким образом, судом установлено, что МУП АГО «Цветы» и МБУ АГО «Издатель» не заинтересованы в обмене закрепленного за ними имущества на здание по адресу: <...>, что следует из пояснений их представителе и писем (л.д. 224- 225, 229- 230, 232 том № 2). Указанные предприятия к собственнику имущества (КУМИ АГО) не обращались с вопросом распоряжения спорным имуществом. Собственник имущества не принимал решения об изъятии имущества у МУП АГО «Цветы» и МБУ АГО «Издатель».
Вопрос о мене земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на котором расположено здание на заседании Думы не обсуждался и в решение не включен.
Таким образом, закрепляя в решении Думы АГО от 27.02.2020 № 645 необходимость отчуждения закрепленного за МУП АГО «Цветы» и МБУ АГО «Издатель» имущества, устанавливая единственный способ такого отчуждения и контрагента, с которыми должна быть совершена сделка по обмену (в лице собственника здания по адресу: <...>), Дума Артемовского городского округа, в нарушение ст. 9, ч. 2 ст. 49, ч.ч. 1 и 4 ст. 421 Гражданского кодекса, незаконно ограничила правоспособность указанных юридических лиц по заключению договоров и распоряжению закрепленным за ними имуществом в своем интересе.
По указанным выше основаниям, суд пришел к выводу о необходимости признания решения Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 № 645 «О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы» в указанной в административном иске части незаконным и возложить на Думу Артемовского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения, опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором было опубликовано оспариваемое решение Думы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175- 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
Признать решение Думы Артемовского городского округа от 27.02.2020 № 645 «О внесении изменений в Программу управления собственностью Артемовского городского округа на 2019-2021 годы» незаконным со дня его принятия в части: «В 2020 году планируется отчуждение следующих объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа:
-магазин, расположенный по адресу: <...> площадью 341,3 кв.м.;
-помещение, расположенное по адресу: <...> площадью 60,5 кв.м.;
-магазин «Цветы», расположенный по адресу: <...>, общей площадью 77,8 кв.м.;
земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 171 +\- 5 кв.м. (кадастровый номер: 66:02:1702018:20) путем заключения договоры мены на здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 638.0 кв.м».
На Думу Артемовского городского округа возложить обязанность по устранению допущенных нарушений и опубликованию решения суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором было опубликовано решение Думы от 27.02.2020 № 645.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Артемовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А. Нигматзянова