ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2891/20 от 14.01.2021 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

70RS0003-01-2020-009256-71

№ 2а-707/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Кучеренко А.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Г.Т.,

помощник судьи Изотова Т.В.,

с участием представителя административного истца Кучера Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в Октябрьский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к администрации г. Томска, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс на рельеф через водовыпуск, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д. 8 в месте с координатами N56.528937°, Е 85.002952?, загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод, в дальнейшем попадающих в р. М.Киргизка, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, в месте с координатами N56.538108°, Е 84.993544°; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указал, что совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка по информации о фактах несанкционированного сброса сточных вод в р. Малая Киргизка на территории г. Томска. В ходе проведенного осмотра в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д.8 в месте с координатами N56.528937°, Е 84.993544° обнаружен сброс воды из трубы в ручей, протекающий по рельефу местности и впадающий в р. Малая Киргизка в месте с координатами N56.538108°, Е84.993544°. Произведены отборы проб воды из указанной трубы, а также из р. Малая Киргизка в месте впадения в нее вышеуказанного ручья, а также выше и ниже по ее течению, обнаружены загрязняющие вещества превышающие значение нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Несмотря на информирование Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о выявленных фактах администрации г. Томска никаких мер по пресечению загрязнения водных объектов не принято.

Административный истец Кучер Д.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации г. Томска, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело при настоящей явке.

Согласно части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы Российской Федерации, граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 31.12.2017, далее по тексту – Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ), устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).

Частью 1 ст. 44 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агро химикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В силу статьи 43.1 Закона N 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы.

В силу части 3 статьи 17 Федерального закона к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

В соответствии с п. 2.1 Приказа Минсельхоза России от 22.10.2014 N 402 (ред. от 03.04.2019) "Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна" Томь, с ее притоками относятся к миграционным путям к местам нереста и к местам нереста лососевых, сиговых и осетровых видов рыб.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к таким вопросам относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года N 416 органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны деятельности.

Компетенция администрации г. Томска по решению вопросов водоотведения, охраны окружающей среды предусмотрены п. 1.9, 1.18 ч. 1 ст. 40 Устава г. Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475 (ред. от 03.11.2020).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе осмотра 28.07.2020 территории, расположенной в лесном массиве в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, проезд Вилюйский 1-й, 8 в месте с географическими координатами: N56.528937°, Е 84.993544° обнаружен сброс воды из трубы в ручей, протекающий по рельефу местности и впадающий в р. Малая Киргизка в месте с координатами N56.538108°, Е84.993544°.

По факту несанкционированного сброса воды в р. М.Киргизка Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области вынесено определение от 26.07.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Согласно акту №АР-4-1 от 26.07.2020 источник сброса воды в ходе осмотра не установлен, из р. М.Киргизка отобраны пробы воды в месте, с географическими координатами: N56.537988°, Е 84.981983°. Указанное, подтверждается также фототаблицей, картой-схемой, актом № АР-4-2 от28.07.2020, фототаблицей к акту от 28.07.2020.

Согласно протоколам результатов измерения от 03.08.2020 № 1423, от 07.08.2020 № 1433, от 07.08.2020 № 1434, №1435, от 10.08.2020 № 1497, №1498, № 1499, а также заключению о результатах исследования проб №35 от 14.08.2020 массовая концентрация загрязняющих веществ, таких как аммоний-ионов, нитрит-онов, фасфат-ионов по фосфору, общего железа (растворенного), нефтепродуктов, БПК5, АПАВлетучих фенолов (гидроксибензолов) превышает нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов.

Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области неоднократно направлялись определения об истребовании сведений о балансовой принадлежности источника сброса воды расположенного в месте с географическими координатами: N56.537988°, Е 84.981983°.

Согласно письму администрации г. Томска от 10.08.2020 № 5578 было сообщено, что определить балансовую принадлежность по координатам и определить источник сброса не представляется возможным.

Как следует из письма от 21.08.2020 источник сброса воды, расположенный в лесном массиве в месте с географическими координатами: N56.528937°, Е 85.002952? в реестре муниципального имущества г. Томска не значится.

25.09.2020 и.о. Томского межрайонного природоохранного прокурора было принято решение о проведении проверки в отношении администрации г. Томска № 4-24в-2020 с целью обеспечения верховенства закона, единства, укрепления законности в сфере охраны и использования водных объектов, защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду.

По запросу Томского межрайонного природоохранного прокурора от 25.09.2020 № 4-24в-2020 Департаментом дорожной деятельности и благоустройства было сообщено, что сведения об объекте, расположенном в месте с координатами 56.528937 с.ш. 85.002952 в.д. отсутствуют. Мероприятия по постановке на учет, либо проведение ремонтных работ, департаментом по указанному объекту не планируется.

Кроме того, согласно письму администрации г. Томска от 30.09.2020 № 01-01-06/3589 Департамент городского хозяйства не располагает сведениями о водовыпуске, расположенном вблизи здания по адресу: г. Томск, проезд Вилюйский 1-1, д. 8 стр. 1. на прилегающей территории отсутствуют объекты недвижимости, предназначенные для проживания жителей. В связи с тем, что выполнение мероприятий по охране окружающей среды не относится к компетенции департамента городского хозяйства, проведение каких-либо мероприятий в отношении вышеуказанного водовыпуска департаментом не планируется.

В соответствии с письмом администрации г. Томска от 12.10.2020 № 01-01-06/3746 администрация не располагает сведениями о собственнике водовыпуска, расположенного вблизи земельного участка: г. Томск, проезд Вилюйский 1-й, д. 8. Данный водовыпуск в реестре муниципального имущества г. Томска, на учете в муниципальной имущественной казне г. Томска не значится. При анализе картографического материала с дежурного топографического плана г. Томска в системе Геокад в указанном месте какие-либо сети инженерной инфраструктуры, предназначенные для водоотведения канализационных хозяйственно-бытовых стоков, так же не обозначены, система централизованного водоснабжения и водоотведения отсутствует. Департаментом дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска мероприятия по тампонированию объекта (трубы) запланированы на благоустроительный период 2021 года, при условии достаточного бюджетного финансирования. Администрацией Октябрьского района г. Томска расположенная на месте водовыпуска несанкционированная свалка включена в реестр мест несанкционированного размещения отходов. Работы по ее ликвидации будут выполнены в случае определения источника финансирования.

Поскольку несанкционированный сброс сточных вод осуществляется на земельном участке, в лесном массиве в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, проезд Вилюйский 1-й, 8 в месте с географическими координатами: N56.528937°, Е 84.993544° из трубы в ручей, протекающий по рельефу местности и впадающий в р. Малая Киргизка в месте с координатами N56.538108°, Е84.993544°, собственность на который не разграничена, то есть, относится к не разграниченным землям в границах муниципального образования «город Томск», соответственно обязанность по организации надлежащего водоотведения исключающего сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод, должна быть возложена на орган местного самоуправления муниципального района, а именно: на Администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, без нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду.

В силу части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В нарушение указанной нормы, административным ответчиком не представлены доказательств, свидетельствующих о принятии Администрацией города Томска каких-либо мер для выявления и пресечения незаконных действий, вследствие которых производится несанкционированный сброс сточных вод на рельеф через водовыпуск, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д. 8 в месте с координатами N56.528937°, Е 85.002952?, загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод, в дальнейшем попадающих в р. М.Киргизка, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, в месте с координатами N56.538108°, Е 84.993544°, либо невозможности принятия таких мер, чем допустила незаконное бездействие.

Установленные материалами дела обстоятельства, административным ответчиком не опровергнуты, доказательств принятия своевременных мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества - водовыпуск, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д. 8 в месте с координатами N56.528937°, Е 85.002952?, также не представлено.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о продолжающемся бездействии администрации г. Томска в части непринятия мер по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс на рельеф через водовыпуск, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д. 8 в месте с координатами N56.528937°, Е 85.002952?, загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод, в дальнейшем попадающих в р. М.Киргизка, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, в месте с координатами N56.538108°, Е 84.993544°, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Участие в организации надлежащего водоснабжения и водоотведения относится к вопросам местного значения, разрешения которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится Администрация г. Томска, и на которую законом и Уставом возложена обязанность решать данные вопросы. При этом выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организации, отраслевых (функциональных) органов администрации не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.

Поскольку неприятие мер по надлежащему водоотведению неочищенных сточных вод через водовыпуск, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д. 8 в месте с координатами N56.528937°, Е 85.002952?, в дальнейшем попадающих в р. М.Киргизка, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, в месте с координатами N56.538108°, Е 84.993544° в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, бездействие администрации г. Томска в части непринятия указанных мер следует признать незаконным.

Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В целях устранения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд считает необходимым возложить на администрацию города Томска обязанность принять меры по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс на рельеф через водовыпуск, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д. 8 в месте с координатами N56.528937°, Е 85.002952?, загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод, в дальнейшем попадающих в р. М.Киргизка, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, в месте с координатами N56.538108°, Е 84.993544° не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Томска в части неисполнения обязанности по принятию мер по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс на рельеф через водовыпуск, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д. 8 в месте с координатами N56.528937°, Е 85.002952?, загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод, в дальнейшем попадающих в р. М.Киргизка, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, в месте с координатами N56.538108°, Е 84.993544°.

Обязать администрацию г. Томска не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс на рельеф через водовыпуск, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Вилюйский 1-й, д. 8 в месте с координатами N56.528937°, Е 85.002952?, загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод, в дальнейшем попадающих в р. М.Киргизка, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, в месте с координатами N56.538108°, Е 84.993544°.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 28.01.2021.

Копия верна

Судья А.Ю. Кучеренко

Секретарь: Г.Т. Кузнецова

«__» _____________ 2021 года

Судья /подпись/

Оригинал находится в деле № 2а-707/2021 Октябрьского районного суда г. Томска