ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2891/2022УИД230002-01-2019-006167-74 от 01.07.2022 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-2891/2022 УИД 23RS0002-01-2019-006167-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор.Сочи 24 июня 2022 года

Мотивированное решение изготовлено: 1 июля 2022 года.

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Федорова Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО11.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Тхагушевой Анастасии Юрьевны к администрации г. Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи, администрации Адлерского района г. Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» территориальный отдел № 14 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Тхагушева А.Ю. обратилась в Адлерский районный суд г. Сочи с административным иском к администрации г. Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи, администрации Адлерского района г. Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» территориальный отдел № 14 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

Свои доводы мотивировала тем, что она является матерью ребенка - инвалида ФИО12, что подтверждается свидетельством о рождении и справкой . Считает, что у нее имеется право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, без проведения торгов, аукционов, что также подтверждается уведомлением Департамента городского хозяйства администрации города Сочи о наличии, предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания, нуждающимся в жилом помещении № от ДД.ММ.ГГГГ г. В порядке реализации указанного права она неоднократно обращалась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 591 кв.м, расположенного по адресу: , гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации для целей использования: индивидуальное жилищное строительство, с обоснованием образования земельного участка предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов. Ко всем ее нижеуказанным заявлениям в адрес Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи прилагалась Схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт Генплана» в 2016 г, по ее заказу. Считает, что испрашиваемый земельный участок был свободен от прав третьих лиц, каких-либо объективных препятствий для его формирования и дальнейшего предоставления его не было. В удовлетворении ее требований в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи было отказано по различным основаниям. Считает все нижеуказанные отказы Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка принятыми в отсутствие соответствующих оснований для отказа в удовлетворении ее заявленных требований, незаконными, нарушающими ее право на реализацию права на получение земельного участка в аренду в первоочередном порядке, без проведения торгов, аукционов, гарантированного нормами части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ г. № 181-ФЗ. Кроме того Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи принято решение о присвоении объекту адресации адреса № от ДД.ММ.ГГГГ г, в отношении испрашиваемого формируемого земельного участка, являющегося предметом заявленных ею исковых требований по настоящему делу, соответствующему земельному участку на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории присвоен адрес: . Указанное обстоятельство также свидетельствует о незаконности всех нижеуказанных отказов Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, поскольку фактически свидетельствует о совершении Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи юридически значимых действий, направленных на предоставление ей соответствующего земельного участка и свидетельствующих о принятии положительного решения о предоставлении ей соответствующего земельного участка и признании обоснованными и правомерными, подлежащими удовлетворению в отношении заявленных ею требований, отказы в удовлетворении которых, обжалуются ею в рамках настоящего дела. Так в ответ на заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ., регистрационный номер пакета в МАУ МФЦ города Сочи № , Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в своем ответе № от ДД.ММ.ГГГГ указал на отсутствие в материалах дела кадастрового плана территории как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка приведен в части 8 статьи 39.15 ЗК РФ. Указанное в ответе Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не относится к соответствующим основаниям, указанным в части 8 статьи 39.15 ЗК РФ. Соответственно, отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в предварительном согласовании предоставления ей указанного земельного участка, изложенный в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. является незаконным. Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка указаны в части 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Кадастровый план территории, указанный в ответе Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., не относится к документам, которые должны быть приложены к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, перечисленным в пункте 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Кроме того, указанный ответ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. не содержит указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, которая была приложена к моему заявлению. В качестве основания отказа в удовлетворении заявленных требований ответ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. содержит указание на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16.1. статьи 11.10 ЗК РФ. Пункт 16.1. статьи 11.10 3K РФ отсутствует в тексте ЗК РФ, поэтому ссылка Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи на него в указанном ответе № от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной. Также считает, что ответ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. не содержит каких-либо указаний на конкретные положения указанного Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 762, что обуславливает невозможность оценить по существу соответствующие доводы Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи и сделать вывод о несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 11.10 ЗК РФ, что обусловливает немотивированность и незаконность соответствующего отказа в удовлетворении заявленных требований. Отсутствие кадастрового плана территории не указано в Приказе Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 762 как основание, свидетельствующее о несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г. сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового плана территории. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г, общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости. Пунктом 22 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением администрации города Сочи № 1499 от ДД.ММ.ГГГГ., установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной, услуги, подлежащих представлению заявителем, а кадастровый план территории не относится к соответствующим документам. В соответствии с пунктом 28 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением администрации города Сочи № 1499 от ДД.ММ.ГГГГ г., документы, не обязательные к представлению заявителем, запрашиваются в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В соответствии с пунктом 96 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением администрации города Сочи № 1499 от ДД.ММ.ГГГГ г., мотивированный отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка должен быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением администрации города Сочи № 1499 от ДД.ММ.ГГГГ, в пунктах 31,32 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги. Считает, что оснований для отказа в удовлетворении моих заявленных требований, которые бы соответствовали приведенным в указанном перечне оснований для предоставления соответствующей муниципальной услуги, ответ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит. Все указанные обстоятельства также свидетельствуют о незаконности отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, изложенного в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований, указанных в ее заявлении вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. В ответ на заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., регистрационный номер пакета в МАУ МФЦ города Сочи № , Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в своем ответе № от ДД.ММ.ГГГГ указал на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. В соответствии с частью 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В соответствии с пунктом 96 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением администрации города Сочи №1499 от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированный отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка должен быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Указанный отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в удовлетворении моих заявленных требований, изложенный в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, содержит лишь ссылку на юридические основания отказа в удовлетворении ее заявленных требований, но не содержит каких-либо фактических оснований соответствующего отказа, что обусловливает его незаконность. Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержит пять оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что обуславливает невозможность установить какие именно основания: все основания или некоторые основания или одно из соответствующих оснований имеет в виду Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ как основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, указанных в ее заявлении вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. Ответ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. не содержит каких-либо указаний на конкретные нормы указанного пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, что обуславливает невозможность оценить по существу соответствующие доводы Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи и сделать вывод о несоответствии схемы расположения, земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований, указанных в ее заявлении вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. Полагает, что признаки и основания несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, указанные в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, отсутствуют в рассматриваемой ситуации. Все указанные обстоятельства также свидетельствуют о незаконности отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, изложенного в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований, указанных в ее заявлении вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. Как следует из ответа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на ее заявление вх. № 21 от ДД.ММ.ГГГГ г. был подготовлен проект постановления «О предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по улице Таврическая в Адлерском районе города Сочи», а единственным основанием для отказа в согласовании которого правовым управлением администрации города Сочи является отсутствие документа уполномоченного органа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правами на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка. Аналогичные основания для отказа в удовлетворении ее заявленных требований содержатся в ответе Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ на № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от г. № 903 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправлением. Считает, что таким документом, подтверждающим факт установления инвалидности ее сына Тхагушева Филиппа Романовича, является справка МСЭ-2009 № . Она совместно с членами своей семьи являемся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку она и члены ее семьи обеспечены жильем на праве собственности, менее установленной учетной нормы площади жилого помещения в размере общей площади на одного члена семьи, жильем по договору социального найма не обеспечены. Уведомлением Департамента городского хозяйства администрации города Сочи о наличии, предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания нуждающимся в жилом помещении № от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждаются указанные обстоятельства. Копии соответствующих указанных документов были приложены ко всем указанным заявлениям, поданным ее в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи. Полагает, что к ее указанным заявлениям вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ были приложены все необходимые документы, для удовлетворения в полном объеме всех заявленных мною требований. Несмотря на установленный факт нуждаемости в улучшении жилищных условий ее и членов ее семьи не смогли бы поставить на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий ввиду несоответствия ее и членов ее семьи критериям малоимущности, установленным нормами части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как совокупный доход членов ее семьи превышает нормативную величину малоимущности, а в силу норм части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут, быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нужно одновременно соответствовать критериям нуждаемости в улучшении жилищных условий и малоимущности. Однако ни нормы ЗК РФ, ни нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ г. № 181-ФЗ, ни сложившаяся судебная практика, не содержат обязанности члена семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда для целей получения земельного участка в аренду в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Решении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Об оспаривании отдельных пунктов Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г.» статья 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г. № 181-ФЗ не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением. Нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ г. № 181-ФЗ также не ставят реализацию права инвалидов на первоочередное получение земельных участков в зависимость от признания малоимущим члена семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида. Считает, что изложенное в указанных отказах, требование Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда и предоставление документов, подтверждающих постановку на соответствующий учет, как необходимое условие реализации ее права на первоочередное получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства по основаниям, установленным нормами части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ г. № 181-ФЗ, является незаконным, поскольку законом не предусмотрено, и кроме того создает дополнительные требования - о малоимущности члена семьи, имеющей в своём составе ребенка-инвалида, которые не предусмотрены специальным законом Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ г. №181-ФЗ, а также вынуждает ее проходить процедуру постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, то есть фактически требует прохождения процедуры, которая законом не предусмотрена, что занимает дополнительное время и создает ей дополнительные препятствия на пути к реализации установленного законом права. Также указывает, что предметом настоящего спора является не обеспечение ее жилым помещением на условиях социального найма, а предоставление ей земельного участка на возмездной основе в аренду в целях осуществления на нем строительства индивидуального жилого дома. С учетом этого обстоятельства достаточным является сам факт нуждаемости ее и членов ее семьи в улучшении жилищных условий без учета соответствия меня и членов моей семьи критерию малоимущности. Считает незаконными отказы Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № 21 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований, указанных в ее заявлениях вх. № от ДД.ММ.ГГГГ г. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец после неоднократных уточнений административных исковых требований, просит суд признать предварительно согласованным предоставление Тхагушевой Анастасии Юрьевне в первоочередном порядке, без проведения торгов, аукционов, в аренду земельного площадью 591 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности в границах кадастровых кварталов и , в территориальной зоне «ОЦ-1» - жилая и общественно деловая зона, расположенного по адресу: , обозначенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт Генплана»; обязать администрацию города Сочи, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, администрацию Адлерского района города Сочи осуществить предварительное согласование предоставления Тхагушевой Анастасии Юрьевне в первоочередном порядке, без проведения торгов, аукционов, в аренду земельного участка площадью 591 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов с видом решенного использования - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, в границах кадастровых кварталов и , в территориальной зоне «ОЦ-1» - общественно-деловая зона, расположенного по адресу: , обозначенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт Генплана»; признать утвержденной схему расположения границ земельного участка кадастровом плане территории, площадью 591 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, в границах кадастровых кварталов и , в территориальной зоне «ОЦ-1» - жилая и общественно-деловая зона, расположенного по адресу: Краснодарский , обозначенного в схеме положения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт Генплана»; обязать администрацию города Сочи, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, администрацию Адлерского района города Сочи, утвердить схему положения границ земельного участка площадью 591 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, в границах кадастровых кварталов и , в территориальной зоне «ОЦ- 1» общественно-деловая зона, расположенного по адресу: , обозначенного в схеме положения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт Генплана»; обязать администрацию города Сочи, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, администрацию Адлерского района города Сочи предоставить в первоочередном порядке, в аренду, без проведения торгов, аукционов Тхагушевой Анастасии Юрьевне для индивидуального жилищного строительства земельный участок 591 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, в границах кадастровых кварталов и , в территориальной зоне «ОЦ-1» - общественно-деловая зона, расположенного по адресу: , обозначенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи муниципальный институт Генплана»; обязать администрацию города Сочи, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, администрацию Адлерского района города Сочи заключить Тхагушевой Анастасией Юрьевной в первоочередном порядке, без проведения торгов, аукционов договор аренды земельного участка площадью 591 кв.м., категория земель - земли селенных пунктов е видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, в границах кадастровых кварталов и , в территориальной зоне «ОЦ-1» общественно-деловая зона, расположенного по адресу: , обозначенного в схеме положения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт Генплана»; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 591 кв.м., категория земель - земли «ленных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, в лицах кадастровых кварталов и , в территориальной зоне «ОЦ-1» общественно-деловая зона, расположенного по адресу: , обозначенного в схеме положения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт Генплана».

В судебное заседание административный истец Тхагушева А.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом, путем направления заказной корреспонденции, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Адлерского районного суда г. Сочи, причин уважительности неявки в судебное заседание не представила, также не заявляла ходатайств об отложении судебного заседания.

Представитель административного ответчика администрации г. Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, путем направления заказной корреспонденции, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Адлерского районного суда г. Сочи, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Также письменно просил суд в удовлетворении административного иска Тхагушевой А.Ю. отказать, в том числе и в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Представители административных ответчиков Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи, администрации Адлерского района г. Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» территориальный отдел № 14, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, путем направления заказной корреспонденции, также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Адлерского районного суда г. Сочи, причин уважительности неявки в судебное заседание не представили, также не заявляли ходатайств об отложении судебного заседания.

Заинтересованное лицо ДД.ММ.ГГГГ. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом, путем направления заказной корреспонденции, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Адлерского районного суда г. Сочи. От представителя по доверенности поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также письменно просила суд в удовлетворении административного иска Тхагушевой А.Ю. отказать.

Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Тхагушевой Анастасии Юрьевны к администрации г. Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи, администрации Адлерского района г. Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» территориальный отдел № 14 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам возложена на орган, организацию, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что административный истец Тхагушева А.Ю. обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи с несколькими заявлениями о предоставлении государственной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка, гражданам имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ (п. 14 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ)».

Просила предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 591 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов с видом решенного использования - для индивидуального жилищного строительства, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, в границах кадастровых кварталов и , в территориальной зоне «ОЦ-1» - общественно-деловая зона, расположенного по адресу: , обозначенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт Генплана».

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен ст. 39.14 ЗК РФ.

В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать, то первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.

В соответствии с положениями п. 1 и п. 2 ст. 11.3, ст. ст. 11.9, 11.10 ЗК РФ одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельного участка, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая представляет собой изображение его границ, содержит указание на его площадь. Схема участка может быть подготовлена лицом, заинтересованным в предоставлении участка, и подлежит утверждению уполномоченным органом, если отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в ее утверждении.

Предварительное согласование предоставления земельного участка согласно ст. 39.15 ЗК РФ осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому, среди прочего, должна быть приложена схема участка. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в ситуации, когда для предоставления земельного участка требуется его образовать, а к рассмотренному заявлению прилагалась схема участка, названные решения должны также содержать соответственно указание на утверждение схемы участка или на отказ в утверждении схемы участка.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ: 1) схема участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 15 - 19, 22, 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1пп. 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, уполномоченный орган обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу предоставления земельного участка, соблюдая при этом определенную процедуру. В частности, при предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием и утверждением схемы участка уполномоченный орган обязан проверить наличие либо отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а при выявлении таковых оснований вправе принять мотивированное отказное решение. Основания отказа должны быть документально подтверждены.

Как усматривается из ответа от ДД.ММ.ГГГГ. за № , Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи отказал в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» со ссылкой на пп. 1а п. 32 административного регламента о несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 16.1 ст. 11.10 ЗК РФ, указав на отсутствие в материалах дела кадастрового плана территории, тогда как схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка согласно пп. 1 п. 16 ст. 11.10пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.

Пунктом 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такие требований утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ года N 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N ).

На основании п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пп.1 п. 32 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» (утв. постановлением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ) Департамент и Администрация района принимают решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно: а) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Довод административного истца о том, что кадастровый план территории не относиться к документам, которые должны быть приложены к заявлению о предварительном согласовании земельного участка суд находит несостоятельным, так как представленная на рассмотрение схема расположения земельного участка не содержит необходимой информации, которая предусмотрена Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 762.

Таким образом, отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. за № в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» является обоснованным и содержит в себе исчерпывающие основания для отказа.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. за № Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи дал аналогичный отказ в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». В обоснование отказа также указал на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (п. 32(1) административного регламента).

Следовательно, суд приходит к выводу об обоснованности отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. за № в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» по вышеуказанным основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

В силу пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, административный истец Тхагушева А.Ю. является матерью ребенка ФИО14, что подтверждается свидетельством о рождении от . II-АГ .

Согласно справке МСЭ-2009 № ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения присвоена группа инвалидности «ребенок-инвалид». Инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ. за № следует, что Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи отказал в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» со ссылкой на п. 30 административного регламента (к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 22 (2) административного регламента). В обоснование отказа указал, что по результатам рассмотрения представленных документов, с учетом сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия в порядке п. 82 административного регламента, департаментом архитектуры в установленном порядке подготовлен проект постановления «О предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального строительства по улице Таврическая в Адлерском районе города Сочи» и направлен на согласование в структурные подразделения администрации города Сочи. Правовым управлением администрации города Сочи отказано в согласовании вышеуказанного проекта постановления по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления льгот указанным категориям граждан. В соответствии с указанными Правилами, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 772-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО15 на нарушение его конституционных прав частью 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», а также представленным к материалам дела письмом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Приложенное к материалам дела уведомление гражданина от ДД.ММ.ГГГГ о наличии (отсутствии) у него предусмотренных законодательством РФ оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении не является документом, подтверждающим первоочередной порядок обеспечения жилыми помещениями, т.к. основание быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ распространяется при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, что в данном случае противоречит п. 39 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 1 (к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков).

Аналогичные основания отказа Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи изложил в ответе от ДД.ММ.ГГГГ. за № , согласно которого, заявителем не представлен документ, подтверждающий постановку гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В порядке межведомственного взаимодействия Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи был направлен запрос о нуждаемости граждан в Департамент городского хозяйства администрации г. Сочи. Согласно ответу на указанный запрос, Тхагушева А.Ю. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилых помещениях в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями статьи 39.14 ЗК РФ.

При этом из анализа положений приведенной нормы ЗК РФ, в частности пункт 6 следует, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданам права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в рамках данной процедуры осуществляется, если право на такое приобретение основано в соответствии с ЗК РФ.

Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной исключительно на лиц, относящихся к категории инвалидов, которые при этом нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Указанная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 сентября 2014 года, и согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ года N 1577-О.

Пунктом 39 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельных участков без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ г. N 1 (действующего на момент возникших правоотношений) установлено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

Аналогичные требования содержаться в п. 39 Перечня, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

Между тем административным истцом не представлено доказательств постановки ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и наличия оснований для постановки на такой учет. Сведений о том, что она обращалась за постановкой на такой учет в материалы дела не представлено.

При рассмотрении настоящего спора, по ходатайству административного истца в администрацию г. Сочи и Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи был направлен запрос о предоставлении информации в рамках рассмотрения административного искового заявления Тхагушевой А.Ю. о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

Согласно полученного от Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи ответа от ДД.ММ.ГГГГ. за № , что департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края из филиала ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Сочи в 2016 году, дело № поступили документы ФИО16. по вопросу оказания муниципальной услуги: «Предварительное согласование предоставления земельного участка» по основанию предоставления муниципальной услуги: «Предварительное согласование предоставления земельного участка, гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации» (п. 14 ч.2 ст.39.6 РФ). По результатам рассмотрения представленных документов, с учетом сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в установленном порядке подготовлен проект постановления «О предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по улице Таврическая в Адлерском районе города Сочи» и направлен на согласование в структурные подразделения администрации города Сочи. По результатам рассмотрения предоставленных документов, с учетом сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия в порядке п. 82 административного регламента, департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края было принято решение о присвоении объекту адреса от ДД.ММ.ГГГГ: на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Вместе с тем, правовым департаментом администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края отказано в согласовании вышеуказанного проекта постановления по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления льгот указанным категориям граждан. В соответствии с указанными Правилами, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, т.е. на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 772-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пятакова Андрея Евгеньевича на нарушение его конституционных прав частью 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», а также представленным к материалам дела письмом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Приложенное к материалам дела уведомление гражданина от ДД.ММ.ГГГГ о наличии (отсутствии) у него предусмотренных законодательством РФ оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении не является документом, подтверждающим первоочередной порядок обеспечения жилыми помещениями, т.к. основание быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ распространяется при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. К заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. Учитывая позицию правового департамента администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края ФИО17 был дан отказ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении муниципальной услуги и схема расположения земельного участка на кадастровом плане утверждена не была. Принимая во внимание, что правовым управлением администрации города Сочи отказано в согласовании вышеуказанного проекта постановления, то присвоенный в рамках межведомственного взаимодействия адрес не считается легитимным. Согласно решению о присвоении объекта адресации адреса или аннулировании его адреса от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом аннулировано решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемых решений от ДД.ММ.ГГГГ. за № и от ДД.ММ.ГГГГ. за № принятых уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры и положений действующего законодательства.

Доводы административного истца о том, что уведомление Департамента городского хозяйства администрации города Сочи о наличии, предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания, нуждающимся в жилом помещении № от ДД.ММ.ГГГГ г. и справка МСЭ-2009 № уже подтверждают законные основания к предоставлению ей земельного участка на праве аренды без проведения торгов в отсутствие критерия нуждаемости, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Оспариваемые решения не нарушают прав административного истца, как лица, имеющего ребенка-инвалида, поскольку не препятствует ее участию в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.

Суд также обращает внимание, что в силу абз. 2 ч. 6 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

Следовательно, в отношении отдельных категорий граждан действующее законодательство не предусматривает использования одновременно нескольких льгот по получению земельного участка, гражданин имеет право однократно воспользоваться льготой на предоставление ему земельного участка. Кроме того, непосредственно истцу Тхагушевой А.Ю. и ее семье, как семье имеющей трех и более детей в 2012 году был предоставлен на праве аренды земельный участок с кадастровым номером площадью 610 кв.м, расположенный по адресу; , запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. № . Таким образом, истец реализовала свое право на улучшение жилищных условий, а настоящий иск следует расценивать как злоупотребление истцом своим правом на судебную защиту.

При рассмотрении настоящего спора, суд также полагает необходимым обратить внимание на обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела.

Как следует из подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами

В материалы дела административным истцом представлено Заключение кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано, что на основании заявления заказчика от ДД.ММ.ГГГГ г. кадастровым инженером ФИО18 с выездом на место проведены необходимые кадастровые работы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: В качестве графического материала заказчиком работ предоставлена неутверждённая схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт генплана» 2016 г. В указанном заключении установлено, что границы формируемого земельного участка, площадью 591 кв.м, являющегося предметом, искового заявления по настоящему делу, накладываются на границы земельного участка с кадастровым, номером , с уточненной площадью 700 квадратных метров. Площадь накладки 574 кв.м.

Из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО19 на основании договора купли-продажи заключенного с Ботезату Василием Семеновичем, право собственности которого на указанный земельный участок возникло на основании решения Адлерского районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ г. по административному делу № по административному исковому заявлению ФИО20 к Администрации г. Сочи об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления муниципального служащего, и договора купли-продажи земельного участка.

Следовательно, требование об утверждении схемы расположения земельного участка не может быть удовлетворено, так как в противном случае, нарушит права заинтересованного лица ФИО22., поскольку расположение земельного участка согласно данной схеме приведет к пересечению его с границами земельного участка, право на который зарегистрировано за ФИО21 границы уточнены в соответствии с требованиями действующего законодательства, ее право не оспорено.

Какие-либо доказательства, подтверждающие нарушение прав административного истца, в судебном заседании представлены не были, несмотря на то, что бремя доказывания нарушенных прав, свобод и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд, в силу части 11 статьи 226 КАС РФ, и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Кроме того, административным истцом Тхагушевой А.Ю. пропущен установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с требованием об оспаривании акта о помиловании.

Из материалов дела следует, что оспариваемые отказы вынесены Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в период с августа по декабрь 2016 года (№ от ДД.ММ.ГГГГ.; № от ДД.ММ.ГГГГ.; № от ДД.ММ.ГГГГ.; № от ДД.ММ.ГГГГ.).

Административное исковое заявление подано Тхагушевой А.Ю. в Адлерский районный суд г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ г. Со дня издания оспариваемых отказов истек длительный срок (около 3 лет).

Данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением, не установлено.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 17-180, 219, 227, 228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тхагушевой Анастасии Юрьевны к администрации г. Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи, администрации Адлерского района г. Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» территориальный отдел № 14 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи.

Судья – Е.Г. Федоров