Дело № 2а-2892/2018
РЕШЕНИЕ
Именем российской Федерации
17 мая 2018 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Симон Н.Б.
при секретаре Шмидт Е.А.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика администрации города Барнаула – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Барнаула, Комитету по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации г. Барнаула, председателю комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями ФИО4 о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Комитету по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации г. Барнаула (далее также по тексту Комитет) в лице председателя ФИО4 о признании действий незаконными.
В обоснование требований указал на то, что 10.04.2018 обратился в администрацию г. Барнаула о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования 14.04.2018 в 12-00 час. до 14-00 час., указав цель пикета в выражении гражданского мнения жителями Барнаула по поводу демонтажа городскими властями памятного знака «Барнаул орденоносный». В уведомлении заявлялось три альтернативных места проведения публичного мероприятия: 1) ....), 2) ....»), 3) ....). Более предпочтительным указывалось место № 1, однако, в случае если проведение публичного мероприятия в данном месте окажется невозможным, согласен на перенос места проведения на иные территории, которые указаны в уведомлении. В ответе Комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации г. Барнаула от 11.04.2018 в проведении публичного мероприятия в заявленных в уведомлении местах административному истцу было отказано, сославшись на то, что в указанное время в данных местах будут проходить плановые официальные мероприятия, организованные администрацией города и администрацией Железнодорожного района. В связи с чем Комитетом было предложено провести пикет в специально отведенном месте, расположенном на Площади Свободы. Полагает, что Комитет немотивированного и необоснованно отказал в проведении публичного мероприятия в форме пикета в указанных в уведомлении местах. Из анализа открытых источников, включая новостные ленты СМИ и сайта Администрации города следует, что каких-либо публичных мероприятий 14.04.2018 с 12-00 час. до 14-00 час. в заявленных истцом местах не проводилось. В случае проведения органами власти на указанных в уведомлении местах запланированных мероприятий, то согласно требованиям ФЗ № 57 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Комитет в первую очередь должен был предложить изменить время проведения публичного мероприятия в рамках одного из заявленных истцом мест. Исходя из цели пикета, конкретные места его проведения имели принципиальное значение.
По изложенным основаниям истец просит признать незаконными действия Комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями Администрации г. Барнаула в лице его руководителя ФИО4, выразившиеся в немотивированном отказе в проведении надлежащим образом заявленного публичного мероприятия, а также необоснованном изменении места проведения этого мероприятия.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрации города Барнаула, председатель Комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации города Барнаула ФИО4
Истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали по доводам иска.
Представитель администрации г. Барнаула ФИО3 административные исковые требования не признал по доводам письменного отзыва, согласно которому в указанных в уведомлении истцом местах администрацией запланировано проведение мероприятий: выездная общественная приемная депутатов молодежного Парламента города Барнаула ....); выездная общественная приемная депутатов молодежного Парламента города Барнаула («....»); молодежная патриотическая акция «....» по очистке памятников и памятных знаков, посвященных событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Ответ комитета не является отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также предложение о возможности проведения публичного мероприятия в ином месте.
В судебное заседание представитель Комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации города Барнаула, председатель Комитета ФИО4 не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) суд с учетом мнения участников процесса полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).
Полагая сообщение администрации г. Барнаула от 11 апреля 2018 года № 210-пм незаконным в связи с изложением в нем оснований отказа в согласовании публичного мероприятия, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.
На обеспечение реализации установленного высшим законом Российской Федерации права направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту – Федеральный закон №54-ФЗ), согласно статье 2 которого целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Аналогичные положения содержатся в ст.2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №76-ЗС «О порядке проведения собрания, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» (далее – Закон №76-ЗС), принятого по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 72 Конституции Российской Федерации).
Нормами указанных законов установлены порядок организации и проведения публичных мероприятий, в том числе порядок уведомления о проведении публичного мероприятия и его согласования.
Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 вышеназванного закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Закона о митингах).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о митингах организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 вышеназванного закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Закона о митингах).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Закона о митингах).
Согласно части 1 статьи 12 названного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года N 484-О-П).
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П).
Комитет по работе с обращениями граждан и общественными объединениями является функциональным органом администрации города Барнаула, создан с целью осуществления разработки единого согласованного подхода в сфере организации взаимодействия администрации города и иных органов местного самоуправления с гражданами, их объединениями и организациями при осуществлении полномочий органов местного самоуправления (полномочий по решению вопросов местного значения городского округа и отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края (п. 1.2 Положения о комитете по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации города Барнаула, утв. Постановлением Администрации города от 10 августа 2017 № 1659).
Как установлено судом, 10.04.2018 ФИО1 представил на имя главы города Барнаула уведомление о проведении публичного мероприятия в виде пикетирования, без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, указав цель публичного мероприятия: выражение гражданского мнения жителей Барнаула по поводу демонтажа городскими властями памятного знака «Барнаул орденоносный».
Дата и время проведения публичного мероприятия: 14.04.2018, с 12-00 час. до 14-00 час.
Место проведения публичного мероприятия - ....). Если проведение пикета в указанном месте по объективным причинам, предусмотренным законодательством РФ, окажется невозможным, то согласен на другие адреса проведения мероприятия, а именно: ....); ....
Предполагаемое количество участников пикета: 30 человек.
В уведомлении указано, что ответственный за пикет ФИО1
Также указано на обеспечение общественного порядка участниками мероприятия, при проведении пикета.
11 апреля 2018 года Комитет по работе с обращениями граждан и общественными объединениями Администрации г. Барнаула, рассмотрев уведомление, на имя организатора публичного мероприятия ФИО1 направил сообщение, указав, что администрация города не может согласовать проведение публичного мероприятия с 12-00 до 14-00 час. на заявленных местах. Поскольку в указанное время там будут проходить плановые официальные мероприятия, организованные администрацией города и администрацией Железнодорожного районов.
В соответствии со ст. 8 Закона Алтайского рая от 31.12.2004 № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края», предложено изменить место проведения публичного мероприятия и провести пикет 14.04.2018 с 12-00 до 14-00 час. в специально отведенном месте в сквере у памятника жертвам политических репрессий «...., определенном постановлением Администрации Алтайского края № 707 от 20.12.2012 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Алтайского края». Предельная норма наполняемости территории предложенного места проведения публичного мероприятия до 500 человек.
13 апреля 2018 года ФИО1 повторно обратился с письмом на имя председателя комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями, указав, что предложенное место проведения публичного мероприятия, а именно сквер у памятника жертвам политических репрессий «...., им не принимается, поскольку оно противоречит Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Также указано о необходимости предложения со стороны комитета другого времени проведения мероприятия в заявленных местах, в которое не будут проходить плановые официальные мероприятия, организованные администрацией города и Железнодорожного района. В любом из заявленных мест устроит любое другое время, с учетом того, что на проведение пикета потребуется два часа.
13 апреля 2018 года Комитет, рассмотрев данное обращение, указал, что предоставить иное время проведения заявленного публичного мероприятия в указанных местах не представляется возможным.
С учетом изложенного, суд находит установленным, что уведомление административного истца о проведении публичного мероприятия было принято и зарегистрировано в точном соответствии с предписаниями пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о митингах. В дальнейшем, в пределах предоставленных вышеназванным федеральным и региональным законодательством полномочий, Комитет рассмотрел его и довел до административного истца предложение об изменении места проведения публичного мероприятия. При этом предложение об изменении места проведения публичного мероприятия обосновано невозможностью проведения публичного мероприятия в заявленных истцом местах в связи с запланированными администрацией города и администрацией Железнодорожного района г.Барнаула официальными мероприятиями.
Текст оспариваемого истцом уведомления от 15 июня 2017 года по своему содержанию не является отказом в согласовании проведении публичного мероприятия, а является предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона о митингах обоснованным предложением об изменении места его проведения.
Суд признает обоснованным предложение Комитета об изменении места проведения публичного мероприятия, которое не является произвольным, обусловлено проведением иных мероприятий запланированных администрацией города, администрацией Железнодорожного района г. Барнаула.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Оценивая доводы ответчика о невозможности проведения пикета в заявленных истцом местах, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из представленного в материалы дела плана работы комитета по делам молодежи администрации города с 9 апреля по 15 апреля 2018 года утвержденного председателем комитета по делам молодежи администрации города Барнаула 04.04.2018 в субботу 14 апреля с 10-00 до 19-00 час. запланирована выездная общественная приемная депутатов молодежного Парламента города Барнаула ....»).
Согласно утвержденному заместителем главы администрации Железнодорожного района города Барнаула плану работу комитета по делам молодежи, культуре, физической культуре и спорту на период с 09.04.2018 по 15.04.2018 в субботу 14.04.2018 в течение дня организована молодежная патриотическая акция «Вахта Памяти» по очистке памятников и памятных знаков, посвященных событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (....).
Таким образом, указание в ответе об изменении места проведения пикета основано на нормах действующего законодательства. Данное предложение не может расцениваться как ограничение прав организатора публичного мероприятия, а направлено на оказание содействия в реализации таких прав в соответствии с законом.
Отсутствие предложения перенести мероприятие в ту же дату, но в другое время, отказом в проведении публичного мероприятия не является, а предложение об изменении места проведения публичного мероприятия обосновано реально существующими обстоятельствами, а именно - проведением в заявленных местах в течение всего дня иных мероприятий запланированных администрацией города, администрацией Железнодорожного района г. Барнаула, имеющих иную цель, чем цель проведения мероприятия, указанная административным истцом.
Кроме того, суд учитывает, что ни ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ни ст. 8 Закона Алтайского рая от 31.12.2004 № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предложению организатору публичного мероприятия какого-либо конкретного времени его проведения.
Из анализа указанных положений Закона следует, что орган местного самоуправления обязан направить организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, т.е. предложение об изменении времени проведения мероприятия не носит обязательный характер, зависит от усмотрения органа местного самоуправления с учетом конкретных обстоятельств.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика иное время, в том числе с 19 часов до 22 часов, в заявленных истцом местах не могло быть предложено по причине необходимости привести в надлежащее состояние места после окончания проведения официальных мероприятий, а также с учетом заявленных истцом целей проведения пикетирования.
Содержание оспариваемого административным истцом ответа комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями от 11.04.2018 с предложением изменить место проведения публичного мероприятия на площадь Свободы не является запретом на проведение публичного мероприятия, а предложением без изменения даты проведения перенести место его проведения в иное традиционное место для проведения публичных мероприятий.
В данном случае административным ответчиком организатору публичного мероприятия предложен вариант, позволяющий реализовать его цели, включая свободное формирование, выражение и выдвижение участниками публичного мероприятия своих мнений и требований по вопросам политической жизни, и их доведение до соответствующих адресатов, доказательств обратного административным истцом не представлено.
Довод о том, что в связи с изменением мест пикетирования цель его проведения не будет достигнута, является необоснованным, поскольку со стороны административного истца какими-либо доказательствами не подтверждено.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ. Кроме того, заявителям не было отказано в проведении публичных мероприятий, поскольку было предложено иное общественно доступное место для их проведения.
При таких обстоятельствах нет оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.
На основании изложенного правовых оснований для признания незаконными действий, решения административных ответчиков, признании проведения публичного мероприятия согласованным и возложении обязанности не имеется.
В связи с отказом в иске судебные расходы административному истцу возмещению не подлежат (ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к администрации города Барнаула, Комитету по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации г. Барнаула, председателю комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями ФИО4 о признании действий незаконными, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Н.Б. Симон