Дело № 2а-2892/2021 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кунгур Пермский край 07 декабря 2021 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой М.В.,
при секретаре Хасимовой Э.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, доверенность от 23.12.2019,
представителя административного ответчика Управления финансов и экономика администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о признании незаконными действий, возложении обязанностей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края и просит с учетом уточнения исковых требований признать незаконными действия административного ответчика по исполнению решения Кунгурского городского суда Пермского края от 04.06.2021 по делу № 2-1279/2021 в порядке ст.242.5 БК РФ; возложить на Управление финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края обязанность по исполнению решения Кунгурского городского суда Пермского края от 04.06.2021 по делу № 2-1279/2021 в порядке ст.242.2 БК РФ; признать незаконным бездействие Управления финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края по внесению изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Кунгурского муниципального округа Пермского края на 2022 год в целях исполнения решения Кунгурского городского суда Пермского края от 04.06.2021 по делу № 2-1279/2021; обязать Управление финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края внести изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Кунгурского муниципального округа Пермского края на 2022 год в целях исполнения решения Кунгурского городского суда Пермского края от 04.06.2021 по делу № 2-1279/2021.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Кунгурского городского суда от 04.06.2021 по делу № 2-1279/2021 удовлетворены требования ФИО1 о взыскании с администрации города Кунгура Пермского края за квартиру, площадью 44,5 кв.м. по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 1806203 рубля в связи с изъятием путем выкупа. Исполнительный лист предъявлен административным истцом в Управление финансов администрации города Кунгура для взыскания денежных средств 13.07.2021. Письмом от 27.09.2021 № 1153/05-01 Управление финансов администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края сообщило административному истцу о том, что исполнительное производство ведется по ст. 242.5 БК РФ. Административный истец полагает, что исполнительное производство должно вестись по ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на уточненных административных исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Указал, что обязанность по выплате денежных средств со стороны Администрации Кунгурского муниципального округа вытекает из ст.32 ЖК РФ. Данная статья регламентирует обязанности органа местного самоуправления по выкупу аварийных жилых помещений. При этом обязанность по выкупу вытекает из деятельности администрации ни как казенного учреждения, а как органа местного самоуправления. Поэтому исполнение судебных актов должно осуществляться по ст.242.2 БК РФ, в которой прописан порядок ведения исполнительного производства. Данные обязанности, предусмотренные этой статьей, административным ответчиком по внесению изменений в бюджетную роспись должны быть выполнены.
Представитель административного ответчика Управления финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась, предоставила возражения, из которых следует, что Администрация Кунгурского муниципального округа является муниципальным казенным учреждением, которое в соответствии с уставом города Кунгура обеспечивает соблюдение жилищных прав граждан. БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ. В случае указания в исполнительном документе о взыскании денежных средств с Администрации Кунгурского муниципального округа административный ответчик обязан произвести принудительное исполнение в соответствии с со ст.242.5 БК РФ. Следовательно, невозможно произвести принудительное взыскание денежных средств за счет казны муниципального образования город Кунгур без вступившего в законную силу решения суда в порядке ст.242.2 БК РФ. Кроме того, бюджетная роспись ведется на 1 год, в настоящее время ведется 19 росписей. Роспись бюджета Кунгурского муниципального округа будет только с 2022 года. 10.12.2022 будут публичные слушания, а 23.12.2021 бюджет Кунгурского муниципального округа будет утвержден, в настоящее время бюджета Кунгурского округа еще нет. Бюджет г.Кунгура будет действовать только до конца 2021 года. Таким образом, бездействия по невнесению изменений в сводную роспись бюджета на 2022 года не имеется.
Представитель заинтересованного лица администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив и оценив представленные доказательства, находит основания для удовлетворения заявленных административных требований в части.
В соответствии со ст.239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании п.4 ст.242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Пунктом 1 ст.242.5 БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положением части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено.
Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 04.06.2021г. по гражданскому делу № 2-1279/2021 удовлетворены исковые требования ФИО1 к администрации города Кунгура Пермского края о взыскании выкупной стоимости за квартиру.
Взыскана с администрации города Кунгура Пермского края в пользу ФИО1 выкупную цена за квартиру, площадью 44,5 кв.м., по адресу: <адрес>, в размере 1806203 рубля в связи с изъятием путем выкупа (л.д.6-10).
Как следует из искового заявления, исполнительный лист предъявлен административным истцом в Управление финансов администрации <адрес> для взыскания денежных средств 13.07.2021г.
14.09.2021г. административный истец обратился с заявлением в Управление финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа с просьбой сообщить порядок исполнения судебного акта (л.д.11).
27.09.2021 Управление финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа направили в адрес административного истца письмо, в котором указало, что исполнительный лист, предъявленный для принудительного исполнения, исполняется административным ответчиком в порядке ст.242.5 БК РФ, предусматривающей порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений (л.д.12).
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 №229 – ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются Бюджетным законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 БК РФ.Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов, в том числе в финансовый орган муниципального образования
В соответствии с частью 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Согласно части 5 статьи 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на денежные средства бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.
В соответствии с частью 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с частями 1,2,4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со ст. 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
В соответствии со ст. 6 БК РФ денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Критерием разграничения обязательств, в которых органы власти выступают от собственности имени и от имени публично–правового образования является основание возникновения этих обязательств.
Исходя из данного критерия, к обязательствам, в которых органы власти выступают от имени публично–правового образования, следует отнести публичные обязательства, которые определяются в статьей 6 БК РФ как «Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично–правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично–правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом актом порядок его определения.
Учитывая изложенное выше, в порядке ст. 242.5 БК производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Данная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Поскольку обязательства казенного учреждения в данном случае возникли из законов и иных нормативно – правовых актов, принятых вышестоящими по отношению к должнику органами власти, их нельзя признать собственными обязательствами органа власти, на который возложено исполнение данных нормативно – правовых актов.
В данном случае осуществляется исполнение судебного акта, которое не связано с обязанностью муниципального казенного учреждения по исполнению гражданско–правовой сделки, условий договора или соглашения, в связи с чем исполнение судебного акта по выплате выкупной цены за жилое помещение в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может отвечать требованиям закона.
Требования административного истца о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края по внесению изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Кунгурского муниципального округа на 2022 год в целях исполнения решения Кунгурского городского суда Пермского края от 04.06.2021 по делу № 2-1279/2021 не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Статье 6 Бюджетного кодекса РФ определено, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
Приказом Управления финансов администрации города Кунгура Пермского края от 17.04.2020 года № 67 утвержден порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Кунгура (л.д.32,33-39).
В соответствии с вышеуказанным приказом сводная бюджетная роспись составляется на очередной финансовый год и плановый период, утверждается начальником управления до начала очередного финансового года. Сводная бюджетная роспись составляется управлением на основании бюджетных заявок, сформированных Главным распорядителем бюджетных средств в системе «АЦК-Планирование». Бюджетный отдел управления после утверждения Думой Кунгурского муниципального округа решения о бюджете на очередной год и плановый период проверяют бюджетные заявки на соответствие показателей бюджет. Ведение сводной бюджетной росписи и изменений лимитов бюджетных обязательств осуществляет управление посредствам внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с федеральным, региональным законодательством и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. При принятии решения Думой Кунгурского муниципального округа о внесении изменений в решение о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств осуществляются в следующем порядке. Главный распорядитель бюджетных средств письменно в срок до 25-го числа текущего месяца уведомляет управление о необходимых изменениях бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств с указанием основания для внесений изменений, направления изменяемых расходов (текущее содержание, программные мероприятия, выплаты и т.д.) и письменного обязательства о недопущении кредиторской задолженности по уменьшенным статьям расходов. Одновременно Главный распорядитель бюджетных средств направляет в электронном виде в системе «АЦК-Планирование» предложения по изменению сводной бюджетной росписи путем формирования бюджетных заявок на изменение ассигнований. Управление проводить проверку представленных заявок и при положительной проверке включает в проект решения о бюджете. При принятии решения Думой Кунгурского муниципального округа о внесении изменений в решение о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Данные изменения осуществляются в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения о внесений изменений в решение о бюджете. Лимиты бюджетных обязательств в размере бюджетных ассигнований доводятся до Главного распорядителя бюджетных средств в АЦК-Финансы.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, в настоящее время ведется 19 бюджетных росписей. Роспись бюджета Кунгурского муниципального округа начнет действовать только с 2022 года. 23.12.2021 будет утвержден бюджет Кунгурского муниципального округа.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что бюджетная роспись Кунгурского муниципального округа на 2022 год еще не принята, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Управления финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа по внесению изменений в сводную бюджетную роспись на 2022 год, обязании внесения в нее изменений следует отказать.
В связи с чем, административные исковые требования ФИО1 к Управлению финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск ФИО1 к Управлению финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о признании незаконными действий, возложении обязанностей удовлетворить частично.
Признать незаконным действия Управления финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края по исполнению решения Кунгурского городского суда Пермского края от 04.06.2021 года по делу № 2-1279/2021 в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Возложить на Управление финансов и экономики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края обязанность по исполнению решения Кунгурского городского суда Пермского края от 04.06.2021 года по делу № 2-1279/2021 в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) М.В.Третьякова
Копия верна.Судья:
Подлинное решение подшито в дело № 2а-2892/2021 (59RS0027-01-2021-003964-28). Дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края.