ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2894/19 от 14.03.2019 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-2894/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в составе:

председательствующего: Климчук В.Н.

при секретаре: Золиной Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Зорькиной Л. В. к Отделу по вопросам миграции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Зорькина Л.В. обратилась в суд с административным иском к ОВМ (КО) УМВД России по г. Краснодару о признании незаконным отказа о постановке на регистрационный учет и обязании зарегистрировать в жилом доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес>.

Требования мотивированы тем, что Зорькина Л.В. и ее супругу, Аликулиев Н.Г.-О. являются собственниками земельного участка, площадью 409 кв.м. и расположенного на нем жилого дома, площадью 103 кв.м., по адресу: г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес> на основании договора купли-продажи от 11.09.2017г. После приобретения данного домовладения истец и члены ее семьи вселились в указанный жилой дом и проживают в нем. Аликулиев Н.Г.-О., супруг истца, а также их сын, ФИО1-О., после обращения к административному ответчику были поставлены на регистрационный учет в принадлежащим им доме. Однако истцу, после обращения в ОВМ (КО) УМВД России по г. Краснодару с аналогичным заявлением в постановке на регистрационный учет было отказано, поскольку отсутствуют доказательства признания жилого строения на садовом участке пригодным для постоянного проживания. Считает отказ незаконным, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с данным иском.

Административный истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав мнение административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Как установлено в судебном заседании, Зорькина Л.В., совместно с супругом, Аликулиевым Н.Г.-О. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес>, на основании договора купли-продажи объектов недвижимости с использованием кредитных средств от 11.10.2017г., что подтверждается выпиской ЕГРН.

После приобретения данного домовладения истец и члены ее семьи вселились в указанный жилой дом и проживают в нем. Аликулиев Н.Г.-О., супруг истца, а также их сын, ФИО1-О., после обращения к административному ответчику были поставлены на регистрационный учет в принадлежащим им доме. Указанный факт подтверждается сведениями, содержащимися в домовой (поквартирной) книге.

В ноябре 2018г. истец обратилась в ОВМ ОП (КО) УМВД России по г. Краснодару с заявлением о регистрации по месту жительства, по адресу: г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес>.

Однако, в удовлетворении данного требования ей было отказано, в связи с тем, что не предоставлены документы, подтверждающие признание строения пригодным для проживания.

Рассматривая данный вывод административного ответчика о том, что объект недвижимости, принадлежащий Зорькиной Л.В. на праве собственности, не имеет правового статуса как «Жилой» суд считает противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, жилой дом, общей площадью 103 кв.м., этажность:1, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес> принадлежит Зорькиной Л.В. и Аликулиеву Н.Г.-О. на праве собственности.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 409 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства.

Согласно действующего законодательства разрешенное использование объекта капитального строительства зависит от разрешенного использования земельного участка, на котором он возведен, следовательно, жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 20.10.2017г. назначение здания расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес> - «Жилой дом».

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" к понятию "место жительства" относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Жилым помещением, в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", и жилой дом, расположенный по адресу: г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес> им соответствует.

Согласно определения КС РФ от 28.03.2003 г. № 102-О регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, таким образом Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Таким образом, отказ уполномоченного органа в регистрации административного истца, со ссылкой на разъяснения Прокуратуры Краснодарского края и указания УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю о соблюдении законности при осуществлении регистрационного учета граждан России в жилых помещениях и указание на то, что произвести регистрацию по месту жительства по заявленному объекту недвижимости не представляется возможным, в силу отсутствия его правового статуса как «жилого», т.к. это не отражается в наименовании объекта недвижимости при государственной регистрации прав на него, суд находит необоснованным и противоречащим действующему законодательству РФ и основному закону Конституции РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным ответчиком необоснованно было отказано административному истцу в регистрации по адресу: г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес>. Поскольку дом является жилым, что подтверждается правоустанавливающими документами, представленными в материалы дела. И данные документы не требуют приведения их в соответствие с действующим законодательством, в связи с тем, что они полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Зорькиной Л. В. к Отделу по вопросам миграции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства — удовлетворить.

Признать незаконным отказ отдела по вопросам миграции Карасунского округа УМВД России по г. Краснодару от 04.12.2018г. о постановке на регистрационный учет.

Обязать отдел по вопросам миграции Карасунского округа УМВД России по г. Краснодару зарегистрировать Зорькину Л. В. в жилом доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, с/т «Восток», <адрес>..

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд гор. Краснодара в течение 1 месяца.

Председательствующий: