Дело № 2а-289/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 14 декабря 2017 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толмаева Игоря Николаевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка,
у с т а н о в и л:
Толмаев И.Н. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка. Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лахденпохского муниципального района (деле ЛМР) и Толмаевым И.Н. заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 23963 кв.м. Договор прошел государственную регистрацию. Земельный участок используется по назначению, по арендным платежам задолженности не имеется. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к ответчику о намерении выкупить в собственность указанный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в адрес истца ответ №.4-21 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, по тем основаниям, что испрашиваемый участок расположен в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, на которую вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, определенные ст.65 Водного кодекса РФ. Кроме того на территории Республики Карелия запланирована организация национального парка «Ладожские шхеры». В связи с чем, предоставление участка может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, а также может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, находящимся в федеральной собственности. Ссылаясь на положения ч.1 ст.218 КАС РФ, Постановление Правительства РК от 30.12.2015 года №446-П, п.1 ст.39.3, пп.9 п.2 ст.39.3, ст.7, 42, 78 ЗК РФ истец указал, что заявление о выкупе земельного участка истцом подано своевременно. Истец пользуется участком более трех лет по назначению, нарушений не допускает. Схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, декларация о намерениях от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы земельного участка, в п.2 постановления администрации ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении испрашиваемого участка в аренду, составлены и приняты с учетом положений ч.13 ст.65 Водного кодекса РФ. Ответчиком не представлено никаких доказательств, что земельный участок используется не по назначению. На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным отказ административного ответчика в выкупе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, район <адрес> и обязать рассмотреть заявление повторно по существу.
В судебное заседание административный истец Толмаев И.Н. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Сорокина О.А. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в административном иске. Также дополнила, что на территории заповедников не запрещено осуществление хозяйственной деятельности, что подтверждается предоставленным ей ответом. Не имеется никаких нормативных актов, устанавливающих месторасположение оспариваемого участка в водоохранной зоне. Не имеется никаких сведений, что земельный участок располагается в зоне, земли которой, в соответствии с положениями ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничены в обороте. Кроме того, рядом с оспариваемым участком имеются земельные участки (примыкающие к участку истца) уже предоставленные гражданам в собственность. Согласно письмам из администрации Лахденпохского муниципального района, данные участки не будут включены в границы национального парка «Ладожские шхеры».
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок) в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Направили отзыв, в котором, ссылаясь на положения п.4 ст.78, п.1 ст.77 ЗК РФ, п.1, 2, 3 ст.2, ст.4 ФЗ №112 от 07.07.2003 года «О личном подсобном хозяйстве», ст.65 ВК РФ, ст.42 ЗК РФ указали следующее. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - Ладожского озера, где введены дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Данный довод подтверждается спутниковыми фотографиями, отраженными в программе SAS.Планета 160707.9476 и не оспаривается Толмаевым И.Н. Кроме того, предоставление участка может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, а также может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, находящимся в федеральной собственности, так как испрашиваемый участок располагается в пределах проектируемых границ национального парка «Ладожские шхеры». В связи с чем просили отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованные лица – представители администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением администрации ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Толмаеву И.Н. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, район <адрес> была утверждена схема расположения земельного участка площадью 23963 кв.м. на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации ЛМР, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, район <адрес> (л.д. 18).
Указанным постановлением установлены обременения земельного участка в виде водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Ладожского озера, а также доступ (проход, проезд) к Ладожскому озеру.
Постановлением администрации ЛМР № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Толмаеву И.Н. в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, район <адрес>» Толмаеву И.Н. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 23963 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, район <адрес>, из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации ЛМР, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, сроком на 5 лет.
В данном постановлении установлены обременения в виде водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Ладожского озера а также доступ (проход, проезд) к Ладожскому озеру (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЛМР и Толмаевым И.Н. заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером № сроком на 5 лет. Зарегистрировано право аренды в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-12).
В соответствии с п.2.1. договора аренды на земельный участок установлены ограничения (обременения) права в виде водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Ладожского озера, а также доступ (проезд) к Ладожскому озеру.
Согласно п.6.2.4 договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к ответчику о предоставлении в собственность указанного земельного участка (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ исх.№.4-21 Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок направил Толмаеву И.Н. письмо об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, по тем основаниям, что предоставление участка может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, а также может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, находящимся в федеральной собственности, так как испрашиваемый участок располагается в пределах проектируемых границ национального парка «Ладожские шхеры». Кроме того, испрашиваемый участок расположен в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, на которую вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, определенные ст.65 Водного кодекса РФ, что не позволяет его использовать в соответствии с целевым назначением (л.д.15-16).
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: Р. Карелия, <адрес>, район <адрес>. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Зарегистрирована аренда с ДД.ММ.ГГГГ на 5 лет за Толмаевым И.Н. (л.д. 27-29).
Из положений ст.1 Закона Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в РК и органами государственной власти РК" (далее ЗРК №1980) следует, что органы государственной власти РК осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: городских, сельских поселений в РК в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; муниципальных районов в РК в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу положений ст.3 ЗРК №1980 Полномочия, указанные в статье 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти РК, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства РК от 30.12.2015 N 446-П "О внесении изменений в Положение о Государственном комитете РК по управлению государственным имуществом и организации закупок" функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством РК земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок.
На основании Постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №326-П, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.Согласно ст.39.3 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (пункт 9 части 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
На основании п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п.п.3 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 2 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 13 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
На основании положений ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 4 того же закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат, так как оспариваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность административному истцу для ведения личного подсобного хозяйства. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта Ладожского озера, ширина которой составляет 200 м. Данный довод подтверждается спутниковыми фотографиями, отраженными в программе SAS.Планета 160707.9476 и не оспаривается стороной истца.
Целевое назначение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства достигается при использовании земельного участка для выращивания продукции растениеводства (что предполагает распашку земель), так же, для выращивания продукции животноводства (что предполагает содержание и выпас сельскохозяйственных животных).
Ведение личного подсобного хозяйства в прибрежной защитной полосе Ладожского озера, очевидно предполагающее использование земли в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта.
Ссылки представителя истца на то, что водоохранная зона и прибрежная защитная полоса Ладожского озера в районе местонахождения оспариваемого земельного участка не установлены, судом во внимание не принимаются.
Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17, органы государственной власти, указанные в п. 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
При этом положения ст. 65 ВК РФ, определяющие ширину прибрежной защитной полосы водных объектов, имеющих особо ценное рабохозяйственное значение, и ограничивающие хозяйственную и иную деятельность в водоохранных зонах, не связывают обязанность соблюдения установленных в них требований с наличием специальных информационных знаков о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и фактом постановки данных зон на кадастровый учет.
Таким образом, само по себе отсутствие специальных информационных знаков, обозначающих границы прибрежной защитной полосы Ладожского озера и не внесение сведений о данной границе в соответствующие реестры, не освобождает граждан от обязанности соблюдать установленные законом (в частности положениями Водного кодекса РФ) ограничения.
Ссылки истца на то, что другим гражданам ответчик предоставил в собственность участки, примыкающие к его участку, судом во внимание не принимаются, так как данное обстоятельство не имеет значения при рассмотрении настоящего спора.
Кроме того, суд учитывает, что испрашиваемый участок располагается в пределах проектируемых границ национального парка «Ладожские шхеры».
В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2009 года №703-р внесены изменения в Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, рекомендованных для организации на территории РФ в 2001-2010 годах, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.05.2001 №725-р, согласно которым национальный парк «Ладожские шхеры» включен в указанный Перечень государственных природных заповедников и национальных парков.
Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 №2322-р утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и план мероприятий по реализации указанной Концепции, который определяет основные направления развития системы, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере, в соответствии с которой на территории Северо-Западного Приладожья РК запланировано создание национального парка «Ладожские шхеры». В такой план мероприятий вошло создание национального парка «Ладожские шхеры» в РК.
Приказом Федеральной службы по надзору природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ №33 от 29.01.2016 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание ей статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения – национального парка «Ладожские шхеры», образованной приказом Росприроднадзора от 21.12.2015 №1035.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон № 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям.
В силу п.2 ст.15 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Таким образом, предоставление в собственность административному истцу земельного участка в границах планируемого национального парка «Ладожские шхеры» может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, а также может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, находящимся в федеральной собственности.
Иные доводы стороны административного истца являются несостоятельными по вышеизложенным основаниям.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение является законным, обоснованным, не может быть отменено по доводам, изложенным стороной административного истца.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: А. Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2017 года.
Председательствующий: А. Б. Каменев