ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-289/18 от 25.01.2018 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-289/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2018 года г. Калининград

Центральный районный суд г.Калининграда в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Е.В.,

при секретаре Богдановой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду о признании незаконным начисление транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, указав, что на праве собственности владела маломерным судном — гидроциклом < ИЗЪЯТО >< Дата > года выпуска (далее по тексту - плавсредство). Согласно акту приема-передачи от 14 января 2014 года она передала вышеуказанное плавсредство на утилизацию в ООО «Золотой Ресурс», 15 января 2014 г. оно было утилизировано. Указывает, что не обратилась сразу же в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области», для снятия утилизированного плавсредства с учета в реестре маломерных судов, поскольку полагала, что в случае утилизации плавсредства информация автоматически попадет в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» и оно будет снято с регистрации. В 2016 году в ее кабинет налогоплательщика пришли требования от Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду об уплате задолженностей по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы, а также пени по этим задолженностям. Она обратилась с жалобой в Управление ФНС по Калининградской области, где просила отменить все требования о взыскании транспортного налога и пеней начисленных по плавсредству, ссылаясь на то, что оно было утилизировано 15 января 2014 г. Управление ФНС по Калининградской области отменило требование о взыскании налога и пеней по нему за 2014 год в связи с наступлением пресекательного срока по взысканию налога за 2014 год и разъяснило, что ФНС начисляет транспортный налог на основании информации, предоставляемой органами осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В настоящее время ей также пришел транспортный налог за 2016 год. Общая сумма задолженности по транспортному налогу и пене на 06 июля 2017 г. составляет < ИЗЪЯТО > рублей. Она обращалась в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» для снятия плавсредства с учета в связи с его утилизацией в 2014 году, но сняли его с учета на дату обращения, то есть в декабре 2016 года. Полагает, что начисление транспортного налога и пени на плавсредство, которое было утилизировано 15 января 2014 г., является неправомерным, поскольку с нее требуют налог на транспортное средство, которого фактически нет уже больше 3 лет. Просит признать незаконным начисление Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду транспортного налога с физических лиц с 15 января 2014 года на маломерное судно - гидроцикл < ИЗЪЯТО >< Дата > года выпуска, заводской номер , регистрационный номер , двигатель < ИЗЪЯТО > л.с., заводской номер , дата регистрации < Дата >

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Ее представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС № 8 по г. Калининграду ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ссылаясь на письменный отзыв, представленный в материалы дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются в том числе гидроциклы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, с 01 декабря 2010 г. ФИО1 являлась собственником маломерного судна – гидроцикла < ИЗЪЯТО >< Дата > года выпуска, заводской номер , регистрационный номер , дата регистрации < Дата >, двигатель < ИЗЪЯТО > л.с., заводской номер .

Из акта приема-передачи от 14 января 2014 г. следует, что ФИО1 передала ООО «Золотой Ресурс» вышеуказанный гидроцикл для хранения, разборки, первичной переработки и утилизации на территории заказчика.

Из акта изменения качественного состояния гидроцикла от 15 января 2014 г. следует, что в результате разборки деталей и узлов, пригодных к использованию нет, детали и узлы, образовавшиеся в ходе первичной переработки, утилизированы установленным порядком.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, административный истец ссылается на то, что действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду, выразившиеся в исчислении транспортного налога на маломерное судно гидроцикл < ИЗЪЯТО > в период с 15 января 2014 г. являются неправомерными, поскольку оно было утилизировано 14 января 2014 г.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 обратилась с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, в которой просила признать неправомерными действия должностных лиц Инспекции по исчислению транспортного налога за 2014-2016 г.г., отменить требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от < Дата >, от < Дата >, от < Дата >, от < Дата >, от < Дата > за < Дата > годы, а также пени по этой задолженности.

По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской области принято решение от < Дата > о прекращении начисления пеней на недоимку по транспортному налогу за 2014 г., пресекательный срок взыскания которой истек с 17 ноября 2016 г., а также сторнировать пени, начисленные на эту недоимку; признаны неправомерными действия в части взыскания задолженности (пени) по транспортному налогу, в отношении которой истек пресекательный срок взыскания по требованиям от < Дата >, от < Дата > в части суммы пени, начисленных после истечения пресекательного срока взыскания недоимки за 2014 год; отменено требование от < Дата >.

Этим же решением Управления признаны правомерными действия должностных лиц Инспекции в части исчисления транспортного налога за гидроцикл за 2014-2015 г.г.; признаны правомерными требование от < Дата >, требование от < Дата >.

Пунктом 1 статьи 362 НК РФ, пунктом 1 статьи 8 Закона Калининградской области от 16.11.2002 г. № 193 «О транспортном налоге» предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Государственную регистрацию маломерных судов осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС России), что определено пп. 4 п. 5 Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

ГИМС МЧС России представляет сведения в налоговые органы о зарегистрированных, снятых с учета и состоящих на учете маломерных судах и лицах, на которых зарегистрированы эти суда (пп. 14 п. 15 Положения).

В соответствии со ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию маломерных судов, сообщают налоговым органам регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы.

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, исчисление транспортного налога физическим лицам происходит строго по сведениям, представленным ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» в части учетных данных, характеризующих транспортное средство по техническим параметрам.

В случае получения налоговыми органами сведений о транспортном средстве, зарегистрированном на его собственника, налоговый орган обязан исчислить транспортный налог.

В случае снятия транспортного средства с регистрационного учета в качестве объекта в связи с отчуждением, а также в связи с кражей (угоном), утилизацией органы ГИМС МЧС России в десятидневный срок с даты принятия соответствующего решения, направляют указанные сведения о снятии в налоговый орган в рамках статьи 85 НК РФ.

В силу императивных положений ст. ст. 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта обложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основаны на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного средства признается лицо, на которое зарегистрировано данное транспортное средство.

Таким образом, Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

В подпункте 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Учитывая, что заинтересованным лицом в освобождении от уплаты налога является налогоплательщик, то именно им должны быть представлены в налоговый орган сведения, подтверждающие факт снятия транспортного средства с регистрации в связи с его уничтожением (утилизацией), или в связи с отчуждением.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Как установлено судом, гидроцикл был снят с регистрационного учета в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» < Дата >, что не оспаривалось сторонами.

Доказательств снятия с регистрационного учета спорного гидроцикла с 15 января 2014 г., либо доказательств, что у ФИО1 имелись препятствия для снятия с регистрационного учета утилизированного гидроцикла с указанного времени, административным истцом не представлено.

Таким образом, не предпринимая никаких мер на протяжении нескольких лет с момента утилизации гидроцикла ФИО1 продолжала до 27 октября 2016 г. оставаться налогоплательщиком за данное транспортное средство, потому что уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности начисления налоговым органом транспортного налога за гидроцикл < ИЗЪЯТО >< Дата > года выпуска, заводской номер , регистрационный номер , за период с 15 января 2014 г. до момента снятия его с регистрационного учета, то есть до 27 октября 2016 г.

При таком положении заявленные ФИО1 исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 30 января 2018 г.

Судья Е.В.Герасимова