ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-289/2016 от 29.06.2016 Малодербетовского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-289/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Ботаева Б.Л.,

при секретаре Бонеевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Собранию депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным муниципального правового акта,

у с т а н о в и л:

Прокурор Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Бембеевой Е.А. о нарушении норм трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе. В ходе данной проверки установлено, что решением Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Собрание депутатов Малодербетовского РМО) от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура аппарата управления Малодербетовского РМО и образовано Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Малодербетовского РМО. Должность руководителя данного Управления указана как заместитель главы – начальник Управления образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Малодербетовского РМО. Полагает, что этот муниципальный акт в части введения указанной должности, противоречит законодательству о муниципальной службе. Так, при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. В соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Республике Калмыкия к должностям муниципальной службы в органах исполнительной власти муниципального образования категории «руководители» высшей группы должностей относится в том числе должность заместителя главы администрации. К главной группе должностей относятся должности председателя комитета (департамента, управления), начальника (заведующего) отдела (отделом). В связи с чем, по мнению прокурора, законом не предусмотрено введение должностей муниципальной службы, объединяющей должности, отнесенные в соответствии с законодательством Республики Калмыкия к разным группам должностей муниципальной службы. Более того, муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службе присваиваются классные чины в пределах групп должностей муниципальной службы, уровнем квалификации, продолжительностью муниципальной службы в предыдущем классном чине. При этом муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы присваиваются классные чины «действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса», а муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы - «муниципальный советник 3, 2, 1 класса». Кроме того, согласно Положению «Об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Малодербетовского РМО», утвержденного решением Собрания депутатов Малодербетовского РМО от ДД.ММ.ГГГГ, месячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы по высшим должностям муниципальной службы составляет 150 %, по главным должностям – 120 %. Данным Положением установлены предельные нормативы размеров ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) в размере не более 3 для должности «заместителя» и не более 2,5 для должностей «начальник управления», «начальник отдела», а также предельные нормативы окладов за классный чин «муниципальный советник 3 класса» (не более 1170 рублей), за классный чин «действительный муниципальный советник 1 класса» (не более 1600 рублей). Учитывая перечисленные обстоятельства, прокурор считает, что наличие в структуре администрации Малодербетовского РМО должности муниципальной службы, объединяющей должности, отнесенные в силу закона к разным группам должностей муниципальной службы, создает правовую неопределенность, в том числе при решении вопроса об оплате труда муниципального служащего. По мнению прокурора, включение в структуру администрации Малодербетовского РМО должности «заместитель главы – начальник управления» противоречит интересам Российской Федерации, её субъекта в лице Республики Калмыкия и муниципального образования – Малодербетовского РМО, поскольку нарушен принцип полного и неукоснительного соблюдении всех норм действующего закона, недопустимости несоответствия действующих общественных отношений законам и другим нормативным правовым актам, что в свою очередь влечет нарушение прав граждан. Просит суд признать незаконным решение Собрания депутатов Малодербетовского РМО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры аппарата управления Малодербетовского РМО» в части введения должности «заместитель главы – начальник Управления образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Малодербетовского РМО».

Прокурор Босхамджиев Д.А. в судебном заседании поддержал административный иск, который просил удовлетворить в полном объеме.

Административные ответчики - администрация Малодербетовского РМО и Собрание депутатов Малодербетовского РМО надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах их неявки суду не сообщили, не ходатайствовали об отложении дела.

Заслушав объяснение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и видно из материалов дела, решением Собрания депутатов Малодербетовского РМО от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура администрации Малодербетовского РМО, согласно приложению .

Из содержания этого Приложения следует, что с ДД.ММ.ГГГГ в аппарате управления Малодербетовского РМО создано Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Малодербетовского РМО. При этом должность руководителя данного Управления указана как зам. главы – начальник.

Между тем, включение в структуру администрации Малодербетовского РМО такой должности как заместитель главы – начальник управления не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Согласно ст. 2 Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2009 года № 148-IV-З «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия» реестр должностей муниципальной службы Республики Калмыкия представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и категориям, определяемый согласно Приложению № 1 к настоящему закону.

В силу ст. 3 Закона Республики Калмыкия «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия» должности муниципальной службы Республики Калмыкия классифицируются по должностям муниципальной службы исполнительной власти муниципального образования, представительного органа муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования, и также подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Должности муниципальной службы Республики Калмыкия по категориям должностей классифицируются в том числе и на должности «руководители» - должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления муниципального образования Республики Калмыкия и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

При этом должности категории «руководители» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей муниципальной службы в Республике Калмыкия.

В соответствии с Приложением № 1 к Закону Республики Калмыкия «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия» к должностям муниципальной службы в органах исполнительной власти муниципального образования категории «руководители» высшей группы должностей относится, в том числе, и должность заместителя главы администрации.

К главной группе должностей относятся должности председателя комитета (департамента, управления), начальника (заведующего) отдела (отделом).

Исходя из смысла перечисленных правовых норм, действующим федеральным и региональным законодательством, не предусмотрено введение должностей муниципальной службы, объединяющей должности, отнесенные к разным группам должностей муниципальной службы.

Кроме того, муниципальным служащим, присваиваются классные чины в соответствии с замещаемой ими должностью муниципальной службы в пределах групп должностей муниципальной службы, уровнем квалификации, продолжительностью муниципальной службы в предыдущем классном чине.

При этом муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы присваиваются классные чины: действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса, а муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы - муниципальный советник 3, 2, 1 класса (ч.ч. 1 и 2 ст. 5 Закона Республики Калмыкия «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия»).

Наряду с этим оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое в силу ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Аналогичные требования оплаты труда муниципального служащего установлены и ст. 10 Закона Республики Калмыкия «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия».

В соответствии с п. 2 ч. 1 Положения «Об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Малодербетовского РМО», утвержденного решением Собрания депутатов Малодербетовского РМО от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы по высшим должностям муниципальной службы составляет 150 %, по главным должностям – 120 %.

Положением установлены предельные нормативы размеров ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) в размере не более 3,0 для должности «заместителя» и не более 2,5 для должностей «начальник управления – начальник отдела», «начальник отдела».

Этим же Положением установлены предельные нормативы окладов за классный чин (1600, 1400, 1300 рублей в месяц за классные чины действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса) и (1170, 1200, 1250 рублей - муниципальным советникам 3, 2, 1 класса).

Таким образом, судом установлено, что в реестре должностей муниципальной службы Республики Калмыкия не предусмотрено такое наименование должности. Более того, в указанном реестре отсутствуют двойные наименования должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления республики. По мнению суда, законом не допускается и объединение должностей муниципальной службы, относящихся к разным группам должностей (высшей и главной).

В связи с чем, включение в структуру администрации Малодербетовского РМО должности заместитель главы – начальник управления не соответствует требованиям действующего законодательства о муниципальной службе.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными и приходит к выводу о необходимости отмены оспариваемого муниципального акта в части введения должности заместитель главы – начальник управления образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Малодербетовского РМО.

В соответствии с пп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 28 июня 2014 года № 198-ФЗ, от 8 марта 2015 года № 23-ФЗ) прокуроры, а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Собранию депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным муниципального правового акта - удовлетворить.

Признать незаконным решение Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ в части введения должности заместитель главы – начальник управления образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через постоянное судебное присутствие Малодербетовского районного суда в поселке Большой Царын Октябрьского района Республики Калмыкия.

Председательствующий Б.Л. Ботаев