ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-289/2018 от 26.04.2018 Медвежьегорского районного суда (Республика Карелия)

дело № 2а-289/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2018 года г. Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции № 9 Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия к Тамарян Сусанне Араратовне о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция № 9 ФНС России по РК обратилась в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе камеральной налоговой проверки выявлено занижение индивидуальным предпринимателем Тамарян Сусанной Араратовной, осуществлявшей розничную торговлю, налоговой базы для исчисления суммы единого налога на вмененный доход (далее по тексту: ЕНВД) за 2 квартал 2016 года, что привело к уменьшению суммы налога на сумму уплаченных страховых взносов в размере 4687 руб. Согласно сведениям ПФ РФ уплата страховых взносов за 2 квартал 2016 произведена не была. Исходя из представленной ответчиком декларации, сумма налога за 2 квартал 2016 года составила 630 руб. Актом камеральной налоговой проверки от 03.2016 № 09-09/1498 подтверждается занижение ответчиком суммы налога, ответчику доначислен налог в сумме 4615 руб., пени 171 руб. 06 коп., штраф 923 руб. Решением налогового органа Тамарян С.А. привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Тамарян С.А. направлено требование № 2009 от 17.03.2017 с предложением погасить задолженность в срок до 07.04.2017, указанное требование не исполнено. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 срок, ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть трудовой пенсии за период с 28.07.2016 по 31.12.2016 в сумме 342 руб. 22 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 28.07.2016 по 31.12.2016 в размере 37 руб. 22 коп. В адрес ответчика направлено требование № 009S01170025605 от 09.01.2017 на сумму 279 руб. 44 коп. по сроку уплаты 01.04.2017. Указанное требование также ответчиком не исполнено. Налоговый орган 04.12.2017 обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тамарян С.А. задолженности, определением мирового судьи от 06.12.2017 в принятии заявления отказано. Административный истец просит суд восстановить срок обращения с административным иском, взыскать с Тамарян С.А.: 1) задолженность по требованию № 2394 от 09.08.2016 по ЕНВД за 2 квартал 2016 в размере 592 руб. 53 коп., пени по ЕНВД 2 руб. 07 коп., 2) по требованию № 2009 от 17.03.2009 штраф по ЕНВД в размере 923 руб., ЕНВД за 2 квартал 2016 в размере 4615 руб., пени 268 руб.82 коп., 3) по требованию № 009S01170025605 от 09.01.2017 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть трудовой пенсии за период с 28.07.2016 по 31.12.2016 в сумме 339 руб. 44 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 28.07.2016 по 31.12.2016 в сумме 37 руб. 22 коп., а всего 6778 руб. 49 коп.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.

Административный ответчик Тамарян С.А. не явилась, надлежаще неоднократно извещалась по месту жительства, судебные отправления возвращено. В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю, извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ). С учетом изложенного, суд полагает обязанность по извещению административного ответчика о времени и месте судебного заседания исполненной.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассматривается в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что административный ответчик Тамарян Сусанна Араратовна в период с 28.09.2007 по 14.06.2016 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя, с 13.10.2007 была поставлена на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 20.07.2017 Тамарян С.А. в налоговый орган была представлена первичная декларация по ЕНВД за 2 квартал 2016 года по виду предпринимательской деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной сети, имеющей торговые залы». Сумма ЕНВД, подлежащая уплате, указана как 630 руб. Актом камеральной налоговой проверки № 09-09/1498 от 03.11.2016 подтверждается, что Тамарян С.А. занизила налоговую базу для исчисления суммы ЕНВД за 2 квартал 2016 года, чем нарушила требования ст. 346.29 НК РФ. Тамарян С.А. уменьшила сумму исчисленного ЕНВД на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4687 руб. Пенсионный фондом представлены сведения об отсутствии уплаты Тамарян С.А. страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС в фиксированном размере во 2 квартале 2016 года. Изменения в налоговую декларацию Тамарян С.А. не внесены.

Решением налогового органа № 09-09/1475 от 13.01.2017 Тамарян С.А. привлечена к ответственности, за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, ей начислен штраф в размере 923 руб. на сумму недоимки 4615 руб.

Из материалов дела также следует, что 15.08.2016 налоговый орган направил Тамарян С.А. требование № 2394 от 09.08.2016 об уплате недоимки по ЕНВД в размере 630 руб., пени 2 руб. 70 коп., срок уплаты – до 30.08.2016.

Ответчику направлено требование № 009S01170025605 об уплате в срок до 01.04.2017 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 342 руб. 22 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в размере 37 руб. 22 коп. Согласно данному требованию на 09.01.2017 за Тамарян С.А. числилась общая задолженность в сумме 6990 руб. 14 коп., в том числе по налогам 5 389 руб. 39 коп.

В адрес ответчика направлялось требование № 2009 от 17.03.2017 об уплате недоимки по ЕНВД 4 615 руб., пени по ЕНВД 268 руб. 82 коп., штрафа 923 руб., срок уплаты – 07.04.2017. Согласно данному требованию на 17.03.2017 общая сумма задолженности Тамарян С.А. составляет 12627 руб. 29 коп., в том числе по налогам 10 004 руб. 39 коп.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ государственные органы, наделенные функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным иском о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы. С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ.

Поскольку Тамарян С.А. не исполнена обязанность по уплате ЕНВД в 2016 году, суд помимо положений ст. 48 НК РФ применяет к спорному отношению нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который утратил силу 01.01.2017.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

Из совокупности исследованных доказательств следует, что Тамарян С.А. не выполнила обязанность по уплате ЕНВД, не уплатила страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пункт 2.1 ст. 21 Закона предусматривал, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей. Согласно п. 3 ст. 21 Закона, заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Таким образом, законодатель ограничил срок, в течение которого возможно судебное взыскание недоимки по налогам и страховым взносам.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ суд обязан проверить соблюдение срока обращения в суд.

Судом установлено, что общая сумма заявленной ко взысканию суммы превышает 3000 руб., срок исполнения требования № 2009 от 17.03.2017 на сумму недоимки 5806 руб. 82 коп. истек 07.04.2017. Соответственно, срок обращения в суд истек 07.10.2017. С заявлением о взыскании с Тамарян С.А. недоимки в общей сумме 6780 руб. 86 коп. налоговый орган обратился к мировому судье 11.12.2017. Определением мирового судьи от 13.12.2017 в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Тамарян С.А. задолженности отказано на основании ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ в связи с пропуском срока и наличием спора. Административное исковое заявление поступило в суд 14.03.2018.

Суд приходит к выводу, что срок обращения с требованием о взыскании задолженности административным истцом пропущен.

Доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не представлено. Ссылки административного истца на большой объем претензионной работы достаточным основанием к восстановлению срока являться не могут. Сроки уплаты налогов, сборов предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком обязанности по их уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков. Представленные материалы свидетельствуют о том, что налоговый орган располагал данными о том, что Тамарян С.А. самостоятельно не исполнила обязанность по уплате ЕНВД, пени, штрафа, пени по страховым взносам. Соответственно, административный истец имел реальную возможность в установленный законом срок обратиться в суд о взыскании спорной задолженности, однако мер по своевременному взысканию не принял.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку налоговый орган в связи с пропуском срока обращения в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогу, пени, штрафу, пени по страховым взносам.

Руководствуясь ст. 290, ст. 177-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья Л.А.Ерохова

Решение в окончательной форме составлено 01 мая 2018 года.