ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2901/18 от 16.04.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-2901/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре Масловой А.Д.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России и начальнику ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России ФИО5 о признании незаконным решения ФИО3 «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России № 7177 от 05 мая 2017 года о предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из одного человека согласно нормам предоставления жилой площади, возложении на начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обязанности предоставить субсидию в полном размере для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из одного человека согласно нормам предоставления жилой площади, без учета 11,4 кв.м. общей площади ранее занимаемого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с настоящим иском к ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» (3-ий отдел) в городе Петропавловске-Камчатском, мотивировав свои требования тем, что 31 января 2013 года она была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи - один человек, форма обеспечения - субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения. Размер субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на одного человека (с нормативом предоставления общей площади жилого помещения - 33,0 кв.м.) составляет - 3 008 266 руб. 80 коп. Решением начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» (3-ий отдел) в г. Петропавловске-Камчатском от 17 мая 2017 года № 09-33/51 «о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», истец была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, на основании п.п. 4, п.1, ст. 56 ЖК РФ, как получившая субсидию. Согласно выписки из лицевого счета от 24 июля 2017 года административным ответчиком на счет ФИО4 перечислена сумма в размере 1 976 340 руб. 13 коп. В июле 2017 года истец обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с иском о признании незаконными действий начальника ФГКУ «Востокрегионжилье», связанных с уменьшением норматива общей площади жилого помещения при расчете субсидии. Решением суда от 04 декабря 2017 года ей было отказано в удовлетворении иска, по причине отсутствия обращения к ответчику с требованием о перерасчете начисленной жилищной субсидии. В судебном заседании 04 декабря 2017 года ей стало известно о решении начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России № 7177 от 05 мая 2017 года, в соответствии с которым размер жилищной субсидии выделяемой ФИО4, рассчитывался исходя из площади жилого помещения, уменьшенной на 11,4 кв.м, т.е. доли, приходящейся на административного истца в ранее занимаемой ей квартире по договору социального найма, расположенной по адресу: Камчатский край, <адрес>. В январе 2018 года истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о проведении перерасчёта размера жилищной субсидии с доплатой в размере 1 031 925 руб. 90 коп., однако, 13 февраля 2018 года ей было направлено уведомление о том, что Петропавловск-Камчатским городским судом в административном деле от 04 декабря 2017 года данные требования уже были рассмотрены. Указала, что не совершала каких-либо действий по ухудшению жилищных условий, а утратила право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Камчатский край, <адрес>, выполняя вступившее в законную силу решение Елизовского районного суда Камчатского края по гражданскому делу от 16 декабря 2017 года, на основании которого была признана утратившей право пользования. Полагая действия ответчика, связанные с принятием решения об уменьшении размера субсидии, незаконными, просила суд признать незаконным решение начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» (3-ий отдел) в г. Петропавловске-Камчатском № 7177 от 05 мая 2017 года и возложить на начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» (3-ий отдел) в г. Петропавловске-Камчатском обязанность предоставить субсидию в полном размере для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из одного человека согласно нормам предоставления жилой площади, без учета 11,4 кв.м. общей площади ранее занимаемого жилого помещения.

Определением суда от 30 марта 2018 года произведена замена ненадлежащего ответчика ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» (3-ий отдел) в городе Петропавловске-Камчатском на надлежащего - ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России; к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России ФИО5; ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» (3-ий отдел) в городе Петропавловске-Камчатском исключен из числа участников процесса.

03 апреля 2018 года административный истец уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконным решение начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России № 7177 от 05 мая 2017 года о предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из одного человека согласно нормам предоставления жилой площади и возложить на начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обязанности предоставить ФИО4 субсидию в полном размере для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из одного человека согласно нормам предоставления жилой площади, без учета 11,4 кв.м. общей площади ранее занимаемого жилого помещения.

Административный истец ФИО4 о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с участием ее представителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что при вынесении оспариваемого решения административный ответчик руководствовался тем, что ФИО4 является пользователем жилого помещения по адресу: Камчатский край, <адрес>. Данное жилое помещение в 1979 году было предоставлено отцу её покойного мужа, на тот момент ФИО4 членом семьи не являлась. По обстоятельствам от нее не зависящим, ФИО4 была признана утратившей право пользования в указанном жилом помещении. Решение суда по данному иску вступило в законную силу 22 марта 2017 года. 12 мая 2017 года ФИО4 была снята с регистрационного учета. При обращении к ответчику с первичным заявлением, истец приложила к нему копию решения суда о признании ее утратившей право пользования. Из данного решения усматривалось, что ФИО4 еще в 2015 году добровольно выехала из жилого помещения. Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения, ответчику было известно, что истец не имела права владеть и пользоваться указанным жилым помещением. О принятом решении № 7177 от 05 мая 2017 года истец узнала толь после того, как подала в суд иск о признании незаконными действий начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» связанных с уменьшением норматива общей площади жилого помещения при расчете субсидии. До этого ей было известно только о снятии ее с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Указал, что о перечислении субсидии не в полном объеме, ФИО4 стало известно в мае 2017 года. Поскольку истец ухудшила свои жилищные условия ненамеренно, полагал, что у административного ответчика не имелось оснований для уменьшения размера выделяемой субсидии.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России и начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России ФИО5 - ФИО2, действующий на основании доверенности, полагал иск необоснованным и удовлетворению не подлежащим. Суду пояснил, что в связи с наличием договора социального найма на предоставление ФИО4 жилого помещения по <адрес> в <адрес>, ответчик обязан был учесть данное жилое помещение при расчете размера жилищной субсидии. Предоставление субсидии без учета данной жилплощади привело бы к сверхнормативному обогащению истца. Кроме того, заявил о пропуске срока на обращение в суд с указанным иском. Указал, что в материалах учетного дела имеется запись, составленная в присутствии понятых, об отказе ФИО4 в получении копии оспариваемого решения. Полагал, что данный запись подтверждает факт ознакомления истицы с оспариваемым решением. Помимо того, сообщил, что копия оспариваемого решения также направлялась ФИО4 посредством почты, по адресу: <адрес>, где ею была получена. В дополнение указал, что о размере перечисленной субсидии ФИО4 стало известно еще в мае 2017 года.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 09 декабря 2014 года ФИО4 обратилась к начальнику 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о перечислении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Решением начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО5 № 7177 от 05 мая 2017 года, ФИО4 предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 1 976 340 рублей 13 копеек, с учетом общей площади жилых помещений, занимаемых гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи по договору социального найма в размере 11,32 кв.м.

12 мая 2017 года предоставленная субсидия в размере 1 976 340 рублей 13 копеек была перечислена на расчетный счет ФИО4 (платежное поручение от 12 мая 2017 года).

С настоящим иском в суд истец обратилась 28 февраля 2018 года.

Как установлено из материалов учетного дела, о принятии оспариваемого решения административному истцу стало известно 11 мая 2017 года, что подтверждается письменной записью об отказе ФИО4 в получении копии решения, удостоверенной понятыми ФИО7 и ФИО8

Согласно пояснениям представителя истца, а также копии платежного поручения , на день получения перечисленных денежных средств, в счет жилищной субсидии (12 мая 2017 года), административному истцу было достоверно известно о факте их перечисления не в полном объеме.

Кроме того, как указал представитель истца, после получения перечисленных денежных средств, ФИО4 также было получено уведомление о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п.п. 4, п.1, ст. 56 ЖК РФ, как получившей субсидию.

Анализируя указанные обстоятельства в совокупности, суд находит несостоятельным довод представителя административного истца о том, что об оспариваемом решении административному истцу стало известно только 04 декабря 2017 года при рассмотрении административного дела .

Поскольку суду не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, а также учитывая, что в силу названных норм действующего законодательства пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения настоящего административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО4 к ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России и начальнику ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России ФИО5 о признании незаконным решения начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России № 7177 от 05 мая 2017 года о предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из одного человека согласно нормам предоставления жилой площади, возложении на начальника ФГКУ «Восточное Региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обязанности предоставить субсидию в полном размере для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из одного человека согласно нормам предоставления жилой площади, без учета 11,4 кв.м. общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено судом 23 апреля 2018 года.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов