ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2904/19 от 12.02.2020 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-507/2020

УИД 91RS0022-01-2019-003900-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2020 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием административного истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, представителя административных ответчиков ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к начальнику Отдела по вопросам миграции МВД России по городу Феодосии Манзенко М.В., Отделу по вопросам миграции МВД России по городу Феодосии, ОМВД России по городу Феодосии, МВД по Республике Крым о признании незаконным решения и его отмене, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к Отделу по вопросам миграции МВД России по городу Феодосии о признании незаконным решения и его отмене, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с просьбой разъяснить, на основании какого нормативно-правового акта принято решение о лишении ФИО1 гражданства Российской Федерации, полагая, что оно противоречит пункту 53 Указу Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, в котором имеется прямое указание на судебный порядок установления фактов использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений.

Согласно ответу ОМВД по городу Феодосия от ДД.ММ.ГГГГ на ее обращение, решение ОУФМС России от ДД.ММ.ГГГГ отменено в результате пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, что предусмотрено статьей 392 ГПК РФ и ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие гражданства РФ у ФИО1 согласно части 1 статьи 4 №6-ФКЗ.

Данное решение принято на основании определения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающее факт постоянного проживания истца.

С вынесенным ответчиком заключением «Об отмене решения о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ не согласна по причине того, что заключение истцу не вручалось, что послужило отсутствием возможности его обжаловать в судебном порядке, оно было принято в нарушение пункта 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04 ноября 2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», при этом факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке не устанавливался.

В связи с чем, обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконным и отменить заключение Отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосия «Об отмене решения о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, восстановив гражданство Российской Федерации ФИО1; восстановить пропущенный срок для обжалования заключения.

Определением суда от 20 января 2020 года протокольно к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ОМВД России по городу Феодосии, МВД по Республике Крым, начальник Отдела по вопросам миграции МВД России по городу Феодосии Манзенко М.В.

Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, заявленный по устному ходатайству, в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Также просили восстановить срок на подачу административного искового заявления в суд, учитывая, что данных о получении уведомления об обжалуемом заключении ответчиком не представлено, о наличии обжалуемого уведомления истцу стало известно при ознакомлении с материалами уголовного дела, официальный ответ получил после ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик начальник Отдела по вопросам миграции МВД России по городу Феодосии Манзенко М.В., при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, письменной позиции суду не представил, ходатайств, заявлений не направил. Для дачи пояснений в качестве свидетеля направил ведущего специалиста - эксперта Отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосии ФИО6

Представитель административных ответчиков Отдела Министерства внутренних дел России по городу Феодосии и Министерства внутренних дел России по Республике Крым ФИО3, действующая на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать в удовлетворении иска, поддержала письменные возражения. Вопрос о восстановлении срока на обращение с административным исковым заявлением в суд оставила на разрешение суда.

Информация о дате и времени слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ, части 6 статьи 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных судом надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела , и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (статья 3 и 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

В статье 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" указано, что гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Судебным разбирательством установлено, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, установлен юридический факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки Украины, на территории Республики Крым в городе Феодосии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению специалиста - эксперта отдела УФМС России по Республике Крым в городе Феодосия ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному начальником УФМС России по Республике Крым ФИО9, по проверке материалов об определении наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, согласно статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, принято решение о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации и документирования ее паспортом гражданина Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии .

ДД.ММ.ГГГГ за вх. в Феодосийский городской суд Республики Крым поступило заявление УФМС России по Республике Крым о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу .

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ заявление УФМС России по Республике Крым удовлетворено, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Республики Крым отменено, с назначением дела к разбирательству в судебном заседании на ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с указанным определением, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подана частная жалоба с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ пропущенный процессуальный срок восстановлен.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, определение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений, частная жалоба ФИО1 без удовлетворения.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта проживания на территории Республики Крым отказано в полном объеме.

При оглашении резолютивной части решения в судебном заседании присутствовали заявитель ФИО1 и ее представители ФИО5, адвокат ФИО10

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства ФИО1 о приостановлении производства по гражданскому делу по заявлению ФИО1, заинтересованное лицо УФМС России по Республике Крым в г.Феодосии об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Президиум Верховного Суда Республики Крым была подана кассационная жалоба на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Верховного Суда Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в передаче кассационной жалобы отказано.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Верховный Суд Российской Федерации подана кассационная жалоба на апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, определение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба возвращена без рассмотрения ввиду пропуска ФИО1 предусмотренного законом процессуального срока.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, определение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ определение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Восстановлен срок для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом–экспертом Отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосии ФИО6 подготовлено заключение об отмене решения о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации, согласованного начальником ОВМ ОМВД России по городу Феодосии Манзенко М.В., врио начальника УВМ МВД по Республике Крым ФИО11, утвержденного Министром внутренних дел по Республике Крым ФИО12

Указанным заключением решение УФМС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации отменено; считать у ФИО1 согласно части 1 статьи 4 Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ отсутствие гражданства Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации серии , оформленный ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Республике Крым в г. Феодосия на имя ФИО1, считать недействительным. О результатах проверки уведомить ФИО1

Основанием к вынесению оспариваемого заключения послужил тот факт, что паспорт гражданина Российской Федерации, выданный ФИО1, признан оформленным в нарушение установленного порядка, в связи с тем, что факт ее постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не подтвержден, поскольку согласно вынесенному Феодосийским городским судом Республики Крым решению от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившему в законную силу, в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ по адресу регистрации ФИО1 в <адрес> отделом по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосии за исх. № направлено уведомление об отмене решения УФМС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации на основании пунктов 51, 52, 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, статьи 30 Федерального Закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в котором разъяснена ФИО1 обязанность явиться в отдел по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосии для сдачи паспорта.

Указанное уведомление было направлено ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением в адрес ФИО1 вместе с уведомлением аналогичного характера в отношении ее супруга ФИО2 по адресу регистрации, о чем свидетельствуют записи в Журнале учета подготовленных несекретных документов за исх. и , которое было вручено лично ФИО2 под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением к начальнику ОМВД России по вопросу разъяснения на основании какого нормативного акта принято решение о лишении ее гражданства Российской Федерации и разъяснении, почему данное решение противоречит пункту 53 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, в котором имеется прямое указание на судебный порядок установления фактов использования заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. ФИО1 дан ответ, из которого следует, что решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено не на основании установления фактов использования заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений, а в результате пересмотра решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, что предусмотрено статьей 392 ГПК Российской Федерации.

Ведущий специалист–эксперт Отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосии ФИО6 была допрошена в качестве свидетеля, которая суду показала, что ее лично было подготовлено заключение об отмене решения о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации и передано на согласование и утверждение должностным лицам.

В ДД.ММ.ГГГГ приступила к обязанностям ведущего специалиста-эксперта. ДД.ММ.ГГГГ на ее исполнение поступило решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта постоянного проживания ФИО1 на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В случае установления судом юридического факта о постоянном проживании лица на территории РК, ОВМ ОМВД по г. Феодосии проводится дополнительная проверка на наличие либо отсутствия гражданства РФ. После поступления отменённого решения об установлении факта проживания на территории РК была произведена повторная проверка. После подготовки заключения гражданин уведомляется о сдаче паспорта в орган ОВМ ОМВД по г. Феодосии, после чего гражданину выдается справка. В случае неполучения уведомления, привлекается для розыска гражданина участковый. Однако в службу было возвращено почтовое уведомление, с отметкой о получении супругом ФИО2, которому в одном конверте направлялись уведомления об отмене решения УФМС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ о признании их гражданами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Статьей 17 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено, что при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан договор о принятии в Российскую Федерацию республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Частью 1 статьи 9 этого Договора, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

Статьей 10 предусмотрено, что Договор временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации.

Договор ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения – Севастополя».

В соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации.

Обстоятельством, исключающим такое признание, является заявление лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Постоянное проживание на территории Республики Крым подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства по состоянию на 18 марта 2014 года.

При отсутствии регистрации на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года российское гражданство не может быть приобретено вышеуказанными лицами.

Иного внесудебного порядка подтверждения факта постоянного проживания на территории субъекта Российской Федерации - Республики Крым вышеуказанных лиц, действующим законодательством не предусмотрено.

В целях защиты прав и законных интересов лиц, имеющих паспорт гражданина Украины и постоянно проживающих на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, которые на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым образовании в составе Российской Федерации новых субъектов могли быть признаны гражданами РФ, факт их постоянного проживания из территории субъекта РФ - Республики Крым подлежит установлению в судебном порядке.

Приведенные правовые предписания в их системном единстве свидетельствуют о том, что при решении вопроса о признании гражданином Российской Федерации в порядке статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ имеет правовое значение наряду с фактом проживания на территории Крыма до его присоединения к Российской Федерации территориальное происхождение лица, его воля на получение гражданства Российской Федерации, реальная связь с этой территорией.

Статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение (часть 1 статьи 23 №62-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации осуществляется на основании Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (далее - Положение).

Пунктом 53 Положения предусмотрено, что решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.

В соответствии с пунктом 54 Положения отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации или оформляется заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа.

Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое полномочным органом.

Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации или Министерством иностранных дел Российской Федерации. В заключении указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или признании гражданином Российской Федерации либо выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств (приговор суда, которым установлен факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных частью второй статьи 22 Федерального закона) либо сведения об отказе заявителя от принесения Присяги, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, кроме заключения об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 41.8 Федерального закона, которое утверждается (подписывается) Министром внутренних дел Российской Федерации или лицом, его замещающим.

Заключение об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вместе с решением суда (приговором суда) либо заявлением об отказе от принесения Присяги (носителями аудио- и (или) видеозаписи, содержащими информацию об отказе от написания такого заявления или об обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности его написания) приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня утверждения (подписания) заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда (приговора суда) либо заявления об отказе от принесения Присяги (носители аудио- и (или) видеозаписи, содержащие информацию об отказе от написания такого заявления или об обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности его написания) направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

Согласно пункту 51 Положения, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросу в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в исполнительные органы исполнительной власти и суд.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации выдается соответствующий документ (п. 52 Положения).

Таким образом, определение наличия гражданства Российской Федерации, проведение проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, в порядке, установленном указанными нормами, производится в определенных указанным Положением случаях, а именно при наличии следующих оснований: при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и т.п.); возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа; а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П констатировал, что статья 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию новых субъектов, подписанного в Москве 18 марта 2014 года, не принуждает лицо к отказу от имеющегося на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства, гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия, и как таковая не противоречит Конституции Российской Федерации.

Из системного толкования Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что установлен единый порядок приобретения гражданства Российской Федерации как гражданами Украины и лицами без гражданства, фактическое проживание на данной территории которых на 18 марта 2014 г. подтверждается регистрацией по месту жительства на территории Республики Крым, так и гражданами Украины и лицами без гражданства, фактическое проживание на данной территории которых на 18 марта 2014 г. подтверждается решением суда общей юрисдикции об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым.

Учитывая, что при решении вопроса о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации в порядке статьи 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, правовое значение имел факт ее проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, который подтверждался решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое впоследствии в судебном порядке было отменено, у органа по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосии возникли сомнения в обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации.

Поскольку на момент проведения проверки решение суда, вступившее в законную силу, подтверждающее факт постоянного проживания административного истца на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало, отделом по вопросам миграции ОМВД России по г. Феодосии было принято заключение об отмене решения о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации, утвержденное Министром внутренних дел Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа государственной власти, лежит на административном истце.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Представленная административным истцом информация нотариуса Феодосийского городского нотариального округа Республики Крым ФИО13 о нотариальном засвидетельствовании подписи ФИО1 на заявлении в Отдел Управления ФМС России по Республике Крым о том, что она обязуется сняться с регистрационного учета по адресу: <адрес> отказывается от гражданства Украины, не имеет правового значения для дела, поскольку на момент рассмотрения дела Указа Президента Украины о прекращении ФИО1 гражданства Украины суду не представлено, каких-либо сведений о сдаче паспорта гражданина Украины суду не представлено, как и не представлено достоверных сведений о сдаче паспорта гражданина Российской Федерации в отдел по вопросам миграции. При этом в судебном заседании она также его не представила, указав, что он является недействительным.

Доводы ФИО1 и ее представителя о том, что ее лишили гражданства Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку, должностным лицом, решение по вопросам гражданства, в понимании Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, не принималось, а только был проверен факт, является ли ФИО1 гражданкой Российской Федерации или нет, исходя из решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившего в законную силу, которым в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было отказано. По этим же основаниям подлежат отклонению доводы административного истца о том, что решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется только в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.

К доводам административного истца о том, что в рамках уголовного дела, расследуемого в отношении нее, и находясь под домашним арестом с ДД.ММ.ГГГГ, место исполнения которого установлено место ее жительства по адресу: <адрес>, ей была запрещена отправка и получение почтово-телеграфных отправлений, суд относится критически, поскольку несмотря на ограничения, примененные судом при избрании меры пресечения, ФИО1 направляла почтовую корреспонденцию, жалобы, в том числе, и о получении необходимых ей для обжалования судебных постановлений, которые были получены уполномоченным ею лицом – ФИО2

При этом постановлением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу при очередном продлении срока меры пресечения в виде домашнего ареста ФИО1 был возложен запрет общения с лицами ранее трудоустроенными у ИП ФИО1, а также иными лицами, имеющими отношение к расследуемому в отношении нее уголовного дела, кроме ее супруга ФИО2

Доводы административного истца и его представителя о наличии устойчивой социальной и правовой связи ФИО1 с Российской Федерацией, что усматривается из представленных суду доказательств, в частности, выписке из ЕГРИП, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, заявления о вынесении судебного приказа, платежных поручений банка, квитанций, налогового требования, уплате транспортного налога, правового значения при разрешении указанного административного дела не имеют.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным заключения Отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосия «Об отмене решения о признании ФИО1 гражданкой Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, таким, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Принимая во внимание, что требования об установлении административному ответчику обязанности совершить определенные действия, а именно, восстановив гражданство Российской Федерации ФИО1 является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения дела установлено не было, суд также отказывает в их удовлетворении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Поскольку о своем нарушенном праве административный истец узнал из материалов уголовного дела, которое находится в апелляционной инстанции, а с настоящим иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает возможным восстановить ФИО1 пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления.

В связи с отказом в удовлетворении иска, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, понесенные истцом судебные расходы, возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, -

РЕШИЛ:

Восстановить ФИО1 пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления.

Административное исковое заявление ФИО1 к начальнику Отдела по вопросам миграции МВД России по городу Феодосии Манзенко М.В., Отделу по вопросам миграции МВД России по городу Феодосии, ОМВД России по г. Феодосии, МВД по Республике Крым о признании незаконным решения и его отмене, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: И.С.Глухова

Решение изготовлено в окончательной форме 24 февраля 2020 года.