<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года <адрес>, МО
Истринский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи Климёновой Ю.В.,
при секретаре ФИО23, рассмотрев в открытом судебном заседании делопо административному иску СНТ «Лебедь» к ФИО21 г.о.Истра,ФИО22 отделу Управления Росреестра по <адрес>, третьи лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 о признании бездействия незаконным,
установил:
в Истринский городской суд обратилось СНТ «Лебедь» с административным исковым заявлением к ФИО21 г.о.Истра, ФИО22 отделу Управления Росреестра по <адрес> об оспаривании бездействия, обязании ФИО21 г.о. Истра направить требования третьим лицам о приведении земельных участков в установленное действующим законодательством состояние, обязании ФИО22 отдела Управления Росреестра по <адрес> провести внеплановую проверку земельных участков третьих лиц на предмет их нецелевого использования, наложении административного штрафа.
В обоснование заявленных требований указано, что заинтересованным лицам на основании Постановления ФИО21<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-св.з принадлежат земельные участки, расположенные в границах СНТ «Лебедь». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные земельные участки не имеют границ, в публичной кадастровой карте отсутствуют сведения о данных земельных участках. Заинтересованные лица не исполняют свои обязательства в части содержания имущества общего пользования. В адрес ФИО21 г.о. Истра направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о направлении заинтересованным лицам требований о приведении предоставленных им земельных участков в установленное действующим законодательством состояние, а в случае неисполнения – изъятие данных участков у заинтересованных лиц. Таже в адрес ФИО21 г.о. Истра, ФИО22 отдела Управления Росреестра по <адрес> направлено заявление о проведении внеплановой проверки у заинтересованных лиц в части предоставленных им земельных участков на предмет неиспользования ими данных земельных участков по целевом назначению с требованием о приведении данных земельных участков в установленное действующим законодательством состояние и наложением на заинтересованных лиц административного штрафа. Указанные заявления административными ответчиками не получено, возвращены в адрес СНТ«Лебедь».
Административный истец СНТ «Лебедь» в лице представителя по доверенности ФИО24 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Административные ответчики ФИО21 г.о.Истра, Управление Росреестра по <адрес> представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются письменные возражения.
Заинтересованное лицо ФИО5 возражала против удовлетворения требований, пояснила, что будет использовать земельный участок по целевому назначению.
Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, <данные изъяты>ФИО25, ФИО16, ФИО17, ЛобановП.Н., ФИО19, ФИО20 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом, федеральными законами.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 указанного Кодекса (пункт 2 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Из материалов дела следует, что на территории СНТ «Лебедь» имеются неиспользуемые (заброшенные) земельные участки, владельцами земельных участков являются ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, <данные изъяты>ФИО25, ФИО16, ФИО17, <данные изъяты>ФИО5, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. Указанные лица также не исполняют свои обязательства в части содержания и несения совместного бремени расходов по общему имуществу товарищества.
СНТ «Лебедь» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в адрес ФИО21 г.о. Истра с заявлением о направлении в адрес заинтересованных лиц требований о приведении предоставленных им земельных участков в установленное действующим законодательством состояние, а в случае неисполнения требования – изъятия данных участков.
СНТ «Лебедь» ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО22 отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> направлено заявление о проведении внеплановой проверки земельных участков заинтересованных лиц в части предоставленных им земельных участков на предмет использования данных земельных участков по целевом назначению с требованием о приведении их в установленное действующим законодательством состояние и наложением административного штрафа.
В силу ч. 1 ст. 9, п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона №59-ФЗ «О порядке обращения граждан» Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес представителя СНТ «Лебедь» ФИО24 направлен ответ на обращение, в котором указано, что по результатам анализа информации, содержащейся в обращении, признаков нарушений требований земельного законодательства, относящихся к их компетенции по осуществлению земельного контроля (надзора), не выявлено, согласно действующему законодательству не определен обязательный срок использования земельных участков, предназначенных для садоводства и огородничества (л.д. 150-152).
ФИО21 г.о. Истра в адрес СНТ «Лебедь» направлен ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснено, что разрешение изложенных в обращении вопросов относится к ведению руководящих и контрольных органов садоводческого объединения, обладающих всем набором инструментов для внутренней организации ведения хозяйствования на своей территории, а также разъяснено право обращения в суд в случае нарушения прав и законных интересов (л.д. 161).
Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) в порядке реализации конституционных предписаний закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 2153-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 671-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1453-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 443-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1919-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-О и др.).
Об особом значении, которое имеет для земельных и имущественных отношений соблюдение требования целевого использования земельного участка их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами, свидетельствует тот факт, что нарушение этого требования законодатель расценивает в качестве основания для возможного прекращения соответствующих прав на земельные участки, в том числе и права собственности (абзац второй подпункта 1 пункта 2 статьи 45, пункт 2 статьи 46, подпункт 2 пункта 1 статьи 47, статьи 54 и 54.1 ЗК РФ).
Согласно ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
Согласно п. 2 ст. 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Таким образом, применительно к названному положению, неосвоение участка, не может рассматриваться в качестве отказа от права собственности на земельный участок.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Следовательно, правоотношения между СНТ«Лебедь» и собственниками земельных участков, расположенных в границах СНТ«Лебедь» носят гражданско-правовой характер, <данные изъяты> не лишено права на взыскание в судебном порядке задолженности по членским и целевым взносам. Само по себе неиспользование собственниками земельных участков, расположенных в границах СНТ«Лебедь», не является основанием для изъятия указанных земельных участков, поскольку такой порядок противоречит ст. 35 Конституции РФ.
Поскольку административными ответчиками по результатам анализа информации, содержащейся в обращении, признаков нарушений требований земельного законодательства, относящихся к их компетенции по осуществлению земельного контроля (надзора), не выявлено, соответствующие ответы направлены заявителю в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», законных прав и интересов административного истца не нарушают, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск СНТ «Лебедь» об оспаривании бездействия ФИО21 г.о. Истра, обязании направить требования третьим лицам о приведении земельных участков в установленное действующим законодательством состояние, об оспаривании бездействия ФИО22 отдела Управления Росреестра по <адрес>, обязании провести внеплановую проверку земельных участков третьих лиц на предмет их нецелевого использования, наложении административного штрафа – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий