ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2907/2021 от 26.05.2021 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2а-2907/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Мягкова Е.А.,

при секретаре Бондаренко Е.В.,

с участием представителя административного истца представителя прокурора города Волгограда – Карташова Д.М., представителя заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда – ФИО1, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года в городе Волгограде административное дело по административному иску прокурора города Волгограда к администрации Волгограда о признании бездействие незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Волгограда обратился в суд с иском к администрации Волгограда в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействие незаконным и возложении обязанности разработать и принять топливно-энергетический баланс муниципального образования городского округа город-герой Волгоград за 2020 год. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Волгограда проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Волгограда надлежащий топливно-энергетический баланс городского округа город-герой Волгограда не сформирован. Указанные нарушения послужили основанием для внесения прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ представления в адрес главы Волгограда. Проверкой, проведенной в марте 2021 года, установлено, что администрацией Волгограда до настоящего времени не разработан и не утвержден в установленном законом порядке топливно-энергетический баланс, требования прокуратуры г. Волгограда не исполнены. Указанное бездействие органа местного самоуправления препятствует анализу и прогнозу индикаторов повышения энергоэффективности, факторов и причин их изменения, разработке и мониторингу программ повышения энергоэффективности, разработке энергетических стратегий, программ развития энергетики на территории муниципального образования, анализу уровней энергетической безопасности и формирования дефицитов энергоресурсов.

В связи с чем, просил суд признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию топливно-энергетического баланса. Обязать администрацию Волгограда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять топливно-энергетический баланс муниципального образования городского округа город-герой Волгоград за 2020 год.

В судебном заседании представитель административного истца прокурора города Волгограда Карташов Д.М. административные исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда ФИО1 в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснила, что в соответствии с Порядком составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№... предусмотрено, что органы местного самоуправления составляют топливно-энергетические балансы на основании имеющихся у них данных. Составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.

Представитель административного ответчика администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил об отложении слушания дела не просил, его участие обязательным не признавалось, в связи с чем на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города Волгограда проведена проверка соблюдения администрацией Волгограда и структурными и территориальными подразделениями требований законодательства в жилищной жилищно-коммунальной сфере.

В силу требований п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся среди прочего организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 10 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют топливно-энергетические балансы муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государствённой политики в сфере теплоснабжения.

Во исполнение положений ч. 10 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№... утвержден Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктами 49, 56 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления составляют топливно-энергетические балансы на основании имеющихся у них данных. Составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.

Согласно п. 22 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» топливно-энергетический баланс - документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Волгограда надлежащий топливно-энергетический баланс городского округа город-герой Волгограда не сформирован.

Указанные нарушения послужили основанием для внесения прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ представления в адрес главы Волгограда об устранении нарушений законодательства в жилищной и жилищно-коммунальной сфере.

Проверкой, проведенной в марте 2021 года, установлено, что администрацией Волгограда до настоящего времени не разработан и не утвержден в установленном законом порядке топливно-энергетический баланс, требования прокуратуры г. Волгограда не исполнены.

Таким образом, при реализации администрацией Волгограда полномочий в топливно-энергетической сфере установлено, что вопреки требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» и приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№... топливно-энергетический баланс города-героя Волгограда администрацией Волгограда не составлен и не актуализируется.

Указанное бездействие органа местного самоуправления препятствует анализу и прогнозу индикаторов повышения энергоэффективности, факторов и причин их изменения, разработке и мониторингу программ повышения энергоэффективности, разработке энергетических стратегий, программ развития энергетики на территории муниципального образования, анализу уровней энергетической безопасности и формирования дефицитов энергоресурсов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по исполнению требований законодательства в области в жилищной и жилищно-коммунальной сфере и обязанность по принятию мер к разработке топливно-энергетический баланса муниципального образования городского округа город-герой Волгоград за 2020 год.

Вместе с тем, требования прокурора об исполнении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу не подлежащим удовлетворению, согласно Порядку составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденному приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№..., составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора города Волгограда к администрации Волгограда о признании бездействие незаконным и возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию топливно-энергетического баланса.

Обязать администрацию Волгограда разработать и принять топливно-энергетический баланс муниципального образования городского округа город-герой Волгоград за 2020 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований прокурора города Волгограда к администрации Волгограда о возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд города Волгограда со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 04.06.2021 года.

Судья Мягкова Е.А.