ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2908/2021 от 09.07.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0006-01-2021-002362-49 Дело № 2а-2908/2021

РЕШЕНИЕ СУДА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2021 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Курищевой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере 5 539 руб. 65 коп., пени в размере 5 рублей 13 копеек.

В обоснование требований административный истец указал, что ФИО1 в спорный период являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, обязанность по уплате которого за 2017-2018 годы надлежащим образом налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем в ее адрес было направлено требование об уплате налога и пени, начисленные на сумму недоимки по налогу. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным иском.

В письменных возражениях административный ответчик ФИО1 указывает, что является пенсионером, просит освободить ее от уплаты налога в связи с Федеральным законом № 436-ФЗ, также указывает, что на второй объект (комнату) являлась собственником до 20 января 2020 года.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предоставление срока для возражений и доказательств направлено лицам, участвующим в деле, заказной корреспонденцией. Административным истцом определение получено 07 июня 2021 года; административному ответчику ФИО1 указанное определение и административный иск направлены по адресу регистрации, почтовое отправление возвращено в суд в связи с истечением срока хранения, в связи с чем она считается надлежащим образом извещенной с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, 10 июня 2021 года ФИО1 ознакомилась с материалами административного дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Исходя из положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на квартиру, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.

В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налог на имущество физических лиц установлен решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «город Екатеринбург» налога на имущество физическим лиц», которым установлены ставки этого налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Налог на имущество физических лиц, транспортный налог в соответствии со статьями 363, 397 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал уплате налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 19 ноября 2014 года по 20 января 2020 года являлась собственником помещения (квартира) с кадастровым номером: < № >, расположенного по адресу: < адрес >, а также административный ответчик с01 июня 2015 года является собственником помещения (квартира) с кадастровым номером: < № >, расположенного по адресу: < адрес >.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 32 по Свердловской области ФИО1 был начислен налог на имущество физических лиц в отношении указанных квартир за 2017-2018 годы, направлено налоговое уведомление от 07 марта 2020 года < № > об уплате налога на имущество физических лиц в размере 9 634 рубля 65 копеек, с учетом переплаты в размере 27 рублей 35 копеек (л.д. 13-14).

В установленный законом срок ФИО1 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы не исполнила, в связи с чем налоговым органом ФИО1 через личный кабинет направлено требование от 19 мая 2020 года < № > об уплате налога на имущество физических лиц в размере 9 634 рубля 65 копеек, пени в размере 10 рублей 60 копеек, установлен срок для добровольного исполнения до 26 июня 2020 года (л.д. 15-16).

Требование МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа 14 сентября 2020 года к мировому судье судебного участка № 9 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи от 05 ноября 2020 года судебный приказ от 21 сентября 2020 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество за 2017-2018 годы, пени в вышеуказанном размере отменен. На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области с соблюдением установленных законом сроков (05 мая 2021 года согласно штемпелю на почтовом конверте), обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д. 21).

Налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество в связи с поступившими 28 ноября 2020 года сведениями из Пенсионного фонда, что ответчик является пенсионером, в связи с этим сумма задолженности по налогу на имущество уменьшена на 4 095 рублей за 2018 год по объекту, расположенному по адресу: < адрес >

С учетом произведенного перерасчета административный истец в ответе от 08 июня 2021 года указал, что ФИО1 подлежит уплате недоимка по налогу на имущество за 2017-2018 годы в размере 5 539 рублей 65 копеек (9662-27,35(переплата)-4095(льгота)).

При этом, ранее налоговое уведомление в адрес ответчика не направлялось.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации).

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (пункт 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Указанное законоположение вступило в силу с 23 ноября 2020 года (статья 9 Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (пункт 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации).

Материалами административного дела подтверждено, что в налоговый орган 28 ноября 2020 года поступили сведения, что ФИО1 имеет льготу по уплате налога на имущество физических лиц, так как является пенсионером. Документом, подтверждающим льготу, представлено пенсионное удостоверение от 08 июня 2014 года.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждено и не оспаривается сторонами, что у ФИО1 возникло право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц, начиная с 08 июня 2014 года. Такие сведения поступили в налоговый орган 28 ноября 2020 года.

Принимая во внимания, положения абзаца 4 пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 23 ноября 2020 года, с силу которого налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется с налогового периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу, что влечет возможность применения данного законоположения с налогового периода, в котором у ФИО1 возникло право на налоговую льготу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 в данном случае имеет право на предоставление налоговой льготы по уплате налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в отношении объекта по адресу: < адрес > поскольку административный ответчик является пенсионером с 2014 года, что подтверждено представленными документами.

Положения абзаца 4 пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в силу с 23 ноября 2020 года и подлежат применению в отношении ФИО1, исходя из пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

На основании изложенного перерасчет ФИО1 налога на имущество в связи с применением льготы проводится, начиная с налогового периода, в котором у нее возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Указанная позиция согласуется с разъяснениями, изложенными в Письмах Федеральной налоговой службы от 7 октября 2020 года № БС-4-21/16390@, от 11 ноября 2020 года № СД-4-21/18557@, от 11 мая 2021 года № БС-4-21/6433.

При таком положении, суд приходит к выводу, что в настоящее время при действующем правовом регулировании отсутствуют правовые основания для взыскания с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3 863 рубля, пени на эту недоимку в связи с наличием у административного ответчика права на налоговую льготу по уплате данного налога, начиная с налогового периода 2017 года, поэтому ФИО1 подлежит освобождению от уплаты взыскиваемой недоимки по налогу на имущество за 2017 год в отношении объекта по адресу: < адрес > в размере 3 863 рубля.

Приведенный налоговым органом в налоговом уведомлении расчет налога на имущество за 2017-2018 годы в отношении объекта по адресу: < адрес >, в размере 827 рублей (за 2017 год), 877 рублей (за 2018 год) является верным, соответствует действующему законодательству (л.д. 13). С учетом переплаты недоимка по этому налогу составляет 1 676 рублей 65 копеек (1704-27,35).

Расчет пени на указанную недоимку за период с 13 мая по 18 мая 2020 года составляет: 1676,65(недоимка)*5,5%(ставка ЦБ РФ)/300*6(дней)=1 руб. 84 коп.

Административным ответчиком ФИО1 не представлено суду доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в отношении указанного объекта, пени.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления налогового уведомления, требования, срок на обращение в суд соблюден, в связи с этим административные исковые требования МИФНС России № 32 по Свердловской области подлежат удовлетворению частично, с ФИО1 подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере 1 676 рублей 65 копеек, пени по налогу на имущество в размере 1 рубль 84 копейки.

При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию, пропорционально удовлетворенной части требований, государственная пошлина в размере 400 рублей. Получатель этой суммы определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета задолженность за 2017-2018 годы по налогу на имущество физических лиц в размере 1 676 рублей 65 копеек, пени в размере 1 рубль 84 копейки, всего взыскать 1 678 рублей 49 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья Л.Ю. Курищева