ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-290/16 от 08.06.2016 Манского районного суда (Красноярский край)

Административное дело № 2А-290/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Шалинское 08 июня 2016 г.

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре Седневой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-290/16 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края о признании незаконным ответа Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края об отказе в предоставлении информации по запросу гражданина и об обязании ответчика предоставить информацию по запросу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Степно-Баджейский сельсовета) о признании незаконным ответа Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края об отказе в предоставлении информации по запросу гражданина и об обязании ответчика предоставить информацию по запросу.

Исковые требования ФИО3 в рамках КАС РФ аргументированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Степно-Баджейский сельсовет с запросом, в котором просил предоставить ему (ФИО3): генеральный план и правила землепользования и застройки сельсовета в оригинальном качестве, подготовленные соответствующей проектной организацией; информацию о земельных участках, предоставляемых в настоящее время для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, данные об обеспечении их объектами инженерной, транспортной социальной инфраструктурой; кадастровые планы (карты), содержащие сведения о местоположении земельных участков; перечень реестров и регистров, находящихся в ведении сельсовета относительно предоставляемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства и подсобного хозяйства. ФИО3 в своем запросе просил, в случае если данная информация размещена в сети Интернет, привести конкретные гиперссылки, перейдя на которые возможно ознакомиться с указанной информацией. Рассмотрение запроса ФИО3 было осуществлено главой Степно-Баджейского сельсовета ФИО4, направившей в последующем ФИО3 ответ, в котором было отражено название сайта, без указания ссылки в сети Интернет, на котором ФИО3 может ознакомиться с информацией, относительно предоставления земельных участков. Иной интересующей ФИО3 информации в ответе Степно-Баджейского сельсовета указано не было. ФИО3 данный ответ Степно-Баджейского сельсовета считает незаконным и необоснованным

ФИО3, ссылаясь на положения ст. ст. 218 - 219 КАС РФ, просит суд: «1) признать незаконными действиями ответ Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края выраженный в форме письма на запрос о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ; 2) обязать Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края предоставить ему (ФИО1) информацию согласно запрос о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ; 3) в случае признания настоящего заявления подлежащим удовлетворению возложить на Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края оплату государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп».

Определение Манского районного суда Красноярского края от 16 мая 2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Манского района Красноярского края.

Администрация Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края, ознакомившись с исковым заявлением ФИО3, представила на него свои возражения, в которых указывает на то, что Степно-Баджейский сельсовет не отказывал в предоставлении информации ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты ФИО3 информация по его запросу от ДД.ММ.ГГГГ была направлена не в полном объеме, и к тому же в адрес суда Степно-Баджейским сельсоветом представлена вся информация по запросу ФИО3

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Степно-Баджейского сельсовета, представитель заинтересованного лица Администрации Манского района Красноярского края, будучи извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили, об уважительности причин неявки суд не уведомили, в связи с чем их неявка признается судом неуважительной.

Разбирательство административного дела суд, согласно ст. 150 КАС РФ, проводит при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся участников процесса, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном разбирательстве.

Исследовав представленные сторонами доказательства, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО3 требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституции РФ ч. 4 ст. 29 закреплено принцип, согласно которому каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Правилами ч. 3 ст. 55 Конституции РФ регламентировано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Нормой п. 2 ст. 227 КАС РФ определено, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

ДД.ММ.ГГГГ, как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 обратился в Степно-Баджейский сельсовет с запросом о предоставлении информации, в котором отразил, что намерен приобрести право (собственности или аренды) на земельный участок для индивидуального жилищного строительства и (или) личного подсобного хозяйства, и в этом запросе ФИО3 просит предоставить: 1) генеральный план и правила землепользования и застройки сельсовета в оригинальном качестве, подготовленном соответствующей проектной организацией, поскольку это необходимо ФИО3 для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и последующего обращения за предоставлением земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и (или) личное подсобное хозяйство; 2) информацию о земельных участках, предоставляемых в настоящее время сельсоветом для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, данные об обеспечении их объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой, кадастровые планы (карты), содержащие сведения о местоположении земельных участков; 3) полный перечень реестров и регистров, находящихся в ведении сельсовета, относительно предоставления земельный участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства (учет лиц обратившихся за предоставлением земельных участков, учет ненормативно-правовых актов о предоставлении земельных участков для указанных целей и т.д.).

ФИО3 в рамках указанного обращения просил Степно-Баджейский сельсовет предоставить запрашиваемую информацию в электронном виде путем отправки на его адрес электронной почты: <адрес>, а в случае размещения указанной информации в сети Интернет привести конкретные гиперссылки (раздел и подраздел сайта), перейдя по которым можно ознакомиться с указанной информацией.

ДД.ММ.ГГГГ Степно-Баджейским сельсоветом ФИО3 на электронный адрес <адрес> направлен ответ, подписанный главой администрации муниципального образования ФИО4, и в этом ответе Степно-Баджейский сельсовет уведомил ФИО3 о том, что «с информацией, относительно предоставления земельных участков, он (ФИО3) может ознакомиться на сайте «Глава Манского района Красноярского края». Информационный бюллетень: «Ведомости Манского района»».

Нормой ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регламентировано, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в чч. 4, 5 ст. 8 предусмотрено, что: 1) не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную <данные изъяты>); 2) государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением пользователей (граждан, организаций и общественных объединений) доступом к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в соответствии с которым основными принципами обеспечения доступа к такой информации, относится, в частности открытость и доступность, информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 6 этого Федерального закона, является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Правилами ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в ч. 2-1 ст. 7 определено, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.

Положениями пп. 1, 3 и 4 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регламентировано, что пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в ст. 3, ч. 1 ст. 8 регламентировано, что в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги), и в эти источники могут включаться фамилия, имя, отчество, год и место рождения, субъекта персональных данных, его адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных, однако само включение этих данных осуществляется с письменного согласия субъекта персональных данных (физического лица).

Степно-Баджейский сельсовет (в лице главы ФИО4) на запрос ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в своем ответе сослался лишь на то, что с информацией о предоставлении земельных участков ФИО3 может ознакомиться на сайте главы Манского района Красноярского края, информационный бюллетень «Ведомости Манского района», однако такой ответ не содержит в себе всей информации, которую затребовал ФИО3, в связи с чем ответ от ДД.ММ.ГГГГ признается судом незаконным.

Конституцией РФ в ч. 3 ст. 15 предусмотрено, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативное содержание положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, с учетом требований ч. 2-1 ст. 7 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» свидетельствует о том, что документ, относящийся к нормативным правовым актам органа местного самоуправления, не подлежит вручению лицу, обратившимся за его получением в компетентный муниципальный орган, в силу его публикации в средствах массовой информации, однако это не исключает обязанности этого органа при даче ответа гражданину сообщить об источнике публикации этого нормативного акта, в связи с чем суд возлагает на главу Степно-Баджейского сельсовета, как на руководителя указанного муниципального образования, обязанность сообщить ФИО3 путем отправки на адрес его электронной почты сведения об источнике публикации правил землепользования и застройки Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края от 2013 г.

Незаконность направленного ФИО3 ответа от ДД.ММ.ГГГГ позволяет суду в целях восстановления права последнего на получение информации возложить на главу Степно-Баджейского сельсовета сообщить ФИО3, согласно его запросу, сведения: 1) о наличии генерального плана Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края; 2) о наличии на территории Степно-Баджейского сельсовета Манского р-на Красноярского края сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, предоставляемых Администрацией Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края; 3) сведения о наличии в Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края регистров, реестров, специальных журналов учета предоставления земельных участков для ведения индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.

Нормативно установленные ограничения по распространению анкетных данных граждан без их согласия, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» позволяют суду в целях получения ФИО3 информации о наличии в Степно-Баджейском сельсовете очереди на получение земельных участков для ведения индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, возложить на главу указанного муниципального образования обязанность предоставить ФИО3 сведения об общем количестве лиц, обратившихся с заявлениями о выделении таких земельных участков и принятых по этим заявлениям ненормативно-правовых актов о выделении земельных участков.

Ранее направленный ФИО3 по электронной почте ответ Степно-Баджейского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ не является доказательством надлежащего исполнения Степно-Баджейским сельсоветом обязанности по предоставлению гражданину информации на его запрос, поскольку из этого ответа Степно-Баджейского сельсовета невозможно понять, какие именно сведения были направлены ФИО3

ФИО3 при обращении в суд с административным исковым заявлением уплатил государственную пошлину в размере 300 руб. 00коп., а поскольку исковые требования ФИО3 удовлетворены суд в силу ст. 111 КАС РФ взыскивает эти расходы в пользу ФИО3 со Степно-Баджейского сельсовета.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края - удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ главы Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации.

Обязать главу Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края предоставить ФИО3 (на электронный адрес <адрес>) сведения: 1) об источнике публикации Правил землепользования и застройки Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края от 2013 г.; 2) о наличии генерального плана Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края; 3) о наличии на территории Степно-Баджейского сельсовета Манского р-на Красноярского края сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, предоставляемых Администрацией Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края; 4) сведения о наличии в Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края регистров, реестров, специальных журналов учета предоставления земельных участков для ведения индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства с указанием общего количества лиц, обратившихся с заявлениями о выделении таких земельных участков и принятых по этим заявлениям ненормативно-правовых актов о выделении земельных участков.

В остальной части требований ФИО3 к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края по вопросу предоставления информации отказать.

Взыскать с Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края в пользу ФИО3 300 руб. 00 коп. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2016 г.

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2016 г.

Копия верна

судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов