ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-290/18 от 18.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» января 2018 года г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Пираевой Е.А., секретаря судебного заседания Вилковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева» к Директору Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» Афанасьевой Е.В. об оспаривании решений должностного лица

установил:

Административный истец Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева» (далее по тексту – ГБОУ АО «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева») обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Директору Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» (далее по тексту – ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани») о признании незаконными и отмене решений В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата обезличена> административный ответчик вынес распоряжения «О разрешении на раздельное проживание законного представителя ГБОУ АО «Школа-интернат им. С.И. Здоровцева» с несовершеннолетними ФИО1, ФИО2, ФИО3». С данными распоряжениями истец не согласен, поскольку они вынесены с нарушением материального и процессуального права. При вынесении Распоряжений, административный ответчик исходил из того, что истец остается законным представителем выпускников учреждения из числа детей – сирот и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение в учреждении и находится на полном государственном обеспечении истца, что не соответствует действительности. По мнению истца, после завершения обучения и передачи детей – сирот по актам в профессиональные образовательные организации, функции попечителя возлагаются на указанные профессиональные организации и органы опеки и попечительства. Сами Распоряжения вынесены без согласия попечителя и подопечного, без подачи заявлений на выдачу разрешения на раздельное проживание.

Административный истец просит признать незаконным Распоряжения <№> от <дата обезличена>, <№> от <дата обезличена>, <№> от <дата обезличена>, вынесенные ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани».

Обязать ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены Распоряжения <№> от <дата обезличена> «О разрешении на раздельное проживание законного представителя ГБОУ АО «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева» с несовершеннолетним ФИО2», Распоряжения <№> от <дата обезличена> «О разрешении на раздельное проживание законного представителя ГБОУ АО «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева» с несовершеннолетним ФИО1», <№> от <дата обезличена> «О разрешении на раздельное проживание законного представителя ГБОУ АО «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева» с несовершеннолетним ФИО3».

Взыскать с ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» госпошлину.

Представители административного истца Никитин А.И., представитель Полякова Е.Д., действующая по доверенности требования поддержали в полном объеме.

Административный ответчик Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани», директор Афанасьева Е.В. о дне, времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, поступили отзывы на иск.

Заинтересованное лицо ФИО1 оставил на усмотрение суда разрешение заявленных требований. Суду пояснил, что действительно обращался с письменным заявлением в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о возможности раздельного проживания, в связи с поступлением в другое учебное учреждение. В настоящее время проживает в общежитии данного учебного заведения и имеет временную регистрацию на период учебы.

Заинтересованные лица ГУАО СПО «Астраханский колледж арт – фэшн индустрии», ФИО2ФИО3 о дне, времени рассмотрения дела извещались, в судебное заседание не явились, причина неявки суду не известна.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства по делу, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении дел по заявлению об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, которым затрагиваются права и законные интересы ребенка, суд в первую очередь должен определить соответствие данных действий (бездействий) интересам самого ребенка, а не лица, обратившегося с таким заявлением, поскольку его права таким актом затрагиваются опосредовано.

Судом установлено, что административный истец является государственным бюджетным учреждением. Уставом ГБОУ АО «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева» определен предмет деятельности данного Учреждения. Предметом деятельности Учреждения являются: образовательная деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, начального общего, основного общего и среднего общего образования, по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, содержание, воспитание, социальная адаптация с учетом круглосуточного пребывания детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с их индивидуальными особенностями.

В п. 51 Положения о деятельности организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><№>, перечислены виды деятельности данных организаций для детей – сирот.

Несовершеннолетние ФИО1, ФИО3 и ФИО2 находятся на полном государственном обеспечении, являлись воспитанниками из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГБОУ АО «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева», последним были выданы аттестаты об основном общем образовании.

На основании Приказа «О зачислении» от <дата обезличена><№> ГАПОУ АО «Астраханский колледж арт – фэшн индустрии» по адресу: <адрес>: ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания на срок с <дата обезличена> по <дата обезличена>, ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания с <дата обезличена> по <дата обезличена>, ФИО3 был зарегистрирован по месту пребывания, однако <дата обезличена> снят с регистрационного учета, в связи с отчислением.

Приказом <№> от <дата обезличена> ГБОУ АО «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева», ФИО1, ФИО3, ФИО2 отчислены и сняты со всех видов довольствия в связи с поступлением на обучение в профессиональное образовательное учреждение г. Астрахани ГАОУ АО СПО «Астраханский колледж арт – фэшн индустрии».

<дата обезличена> личные дела ФИО1, ФИО3, ФИО2 поступили в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани».

<дата обезличена>ФИО1 и ФИО2 обратились с заявлениями на имя директора ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о выдаче разрешения на раздельное проживание с попечителем несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет.

<дата обезличена> ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» приняло Распоряжения «О разрешении на раздельное проживание законного представителя ГБОУ АО «Школа-интернат им. С.И. Здоровцева» с несовершеннолетними ФИО1, ФИО2, ФИО3».

В соответствии с требованиями ст. 36 Семейного кодекса РФ, опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в том числе и выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

Постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской области от <дата обезличена><№> утвержден Административный регламент Государственных казенных учреждений Астраханской области – Центров социальной поддержки населения муниципальных районов и Государственных казенных учреждений Астраханской области – Центров социальной поддержки населения районов города Астрахани, подведомственных Министерству социального развития и труда Астраханской области, предоставления услуги «Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных».

Согласно п.1.2 Административного регламента, услуга предоставляется попечителям несовершеннолетних подопечных, достигших возраста 16 лет, либо несовершеннолетним подопечным, достигшим возраста 16 лет, либо их уполномоченным представителям, обратившимся в учреждение или автономное учреждение Астраханской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении услуги, выраженным в письменной или электронной форме.

По результатам рассмотрения предоставляются услуги в виде выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных, либо отказ в выдаче разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных. (п. 2.1 Регламента).

В п.2.5.1 Регламента перечислены документы, необходимые для рассмотрения услуги.

п. 2.6.2 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в получении услуги «Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных».

Таким образом, законодателем определен орган, правомочный разрешать вопрос о выдаче разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных, которым является ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани».

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» с учетом представленных документов, перечисленных в Административном регламенте, обоснованно приняло решение «Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных».

Учитывая, что действия ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» в части рассмотрения вопроса о «выдаче разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных» не противоречат требованиям действующего законодательства, ответчик действовал в рамках, возложенных на него обязанностях при рассмотрении данного вопроса, соблюдая права и интересы несовершеннолетних, права и законные интересы административного истца не нарушает, то суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска.

Кроме того, учитывая, что на момент подачи административного иска, ФИО3 достиг совершеннолетия, <дата обезличена> отчислен из учебного заведения ГАОУ АО СПО «Астраханский колледж арт-фэшн индустрии», снят с регистрационного учета по месту пребывания, то решение должностного лица от <дата обезличена> «О разрешении на раздельное проживание с несовершеннолетним ФИО3», права и интересы административного истца, на момент разрешения дела, не затрагивает.

Доводы административного истца о том, что ГБОУ АО «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева» не является попечителем (законным представителем) несовершеннолетних после завершения обучения в их учреждении, не подлежит обсуждения при рассмотрении дела, возникающего из публичных правоотношений.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Школа – интернат им. С.И. Здоровцева» к Директору Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» Афанасьевой Е.В. о признании незаконными и отмене Распоряжений от <дата обезличена><№>, <№><№> «О разрешении на раздельное проживание с несовершеннолетними ФИО2, ФИО1, ФИО3 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ленинский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Пираева

Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2018 года.