ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-290/20 от 26.11.2020 Советского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-290/2020

Решение

именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года р. п. Мокроус

Советский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Степановой О.В.,

при секретаре Былинкиной Е.Г.,

с участием помощника прокурора Колесникова К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Федоровского района Саратовской области к администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие администрации Долинского МО выразившееся в ненаправлении в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области для включения в регистр нормативно правовых актов,

установил:

административный истец прокурор Федоровского района Саратовской области обратился в суд с указанным иском, указав, что прокуратурой Федоровского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о порядке представления установленной законом сведений (информации) в отношении администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области. В ходе проверки установлено, что в настоящее время органами местного самоуправления Долинского МО в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области не направлено ряд муниципальных нормативных правовых актов, а именно: постановление администрации Долинского муниципального образования от 16 ноября 2016 года № 31, постановление администрации Долинского муниципального образования от 17 марта 2017 года № 8, постановление администрации Долинского муниципального образования от 20 июня 2017 года № 19, постановление администрации Долинского муниципального образования от 20 марта 2018 года № 6, постановление администрации Долинского муниципального образования от 09 июня 2018 года № 28, постановление администрации Долинского муниципального образования от 26 февраля 2019 года № 8. В связи с указанными обстоятельствами истец просит признать незаконным бездействие администрации Долинского муниципального образования и обязать в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области нормативные правовые акты для включения в регистр.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Колесников К.П административные исковые требования поддержал в полном объеме согласно описательной части решения, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – глава Долинского МО ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, административные исковые требования признала в полном объеме.

Признание иска административным ответчиком, выраженное в заявлении в письменной форме, в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ приобщено к материалам делам.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, ознакомившись с письменным заявлением административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, во исполнение данного положения федерального законодательства Саратовской областной Думой принят Закон от 24.12.2008 № 357-ЗСО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Саратовской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Саратовской области от 24.12.2008 № 357-ЗСО муниципальные нормативные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, в течение десяти дней со дня их принятия направляются главой соответствующего муниципального образования.

Муниципальные нормативные правовые акты, принятые на местном м референдуме (сходе граждан) в муниципальном образовании, в течение десяти дней со дня их принятия направляются в уполномоченный орган по ведению регистра для включения в регистр должностным лицом местного самоуправления, издавшим муниципальные нормативные правовые акты.

Указанные в настоящей части муниципальные нормативные правовые акты направляются одним из следующих способов: на бумажном носителе и в электронном виде; в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно ст. 5 Закона Саратовской области от 24.12.2008 № 357-ЗСО включение в регистр муниципальных нормативных правовых актов, их реквизитов, сведений об источнике и дате их официального опубликования (обнародования), а также дополнительных сведений, установленных частью 2 статьи 3 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом по ведению регистра в течение 20 рабочих дней со дня их поступления.

В силу п. 8 Постановления Правительства Саратовской области от 26.04.2010 № 156-П «Вопросы Министерства по делам территориальных образований Саратовской области» к основным функциям Министерства относится ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Саратовской области.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Устава Долинского МО глава муниципального образования исполняет полномочия председателя Совета на постоянной основе и возглавляет исполнительно – распорядительный орган муниципального образования – местную администрацию муниципального образования. Таким образом, глава муниципального образования несет обязанность обеспечения направления муниципальных НПА в регистр.

Как усматривается из материалов дела в ходе проведенной проверки прокуратурой Федоровского района Саратовской области, установлено, что администрацией Долинского МО меры по направлению в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области нормативно правовых актов для включения в регистр нормативно правовых актов не принимались. В результате бездействия администрации Долинского муниципального образования нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ к муниципальным нормативным правовым актам, затрагивающие их права, законные интересы и обязанности.

Данное обстоятельство административный ответчик не оспаривает.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанностей по направлению принятых нормативных правовых актов принятых органом местного самоуправления в уполномоченный орган по ведению регистра для включения в регистр.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав неопределенного круга лиц, а также государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве административных истцов или административных ответчиков, в связи с чем, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, выразившееся в ненаправлении в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области для включения в регистр нормативно правовых актов Саратовской области и обязать в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области для включения в регистр нормативно правовых актов Саратовской области следующие нормативные правовые акты: постановление администрации Долинского муниципального образования от 16 ноября 2016 года № 31, постановление администрации Долинского муниципального образования от 17 марта 2017 года № 8, постановление администрации Долинского муниципального образования от 20 июня 2017 года № 19, постановление администрации Долинского муниципального образования от 20 марта 2018 года № 6, постановление администрации Долинского муниципального образования от 09 июня 2018 года № 28, постановление администрации Долинского муниципального образования от 26 февраля 2019 года № 8.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке, через Советский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О. В. Степанова