ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-290/2016 от 27.04.2016 Октябрьского районного суда (Курская область)

Административное дело №2а-290/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Курской области в составе

председательствующего судьи Гузенкова Д.А.,

с участием представителя административных истцов Нагорного А.М. и Конева А.Н. - Ильиной Н.В.,

представителя административного ответчика администрации Октябрьского района Курской области - Вакуриной Т.М.,

при секретаре Моисеенко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нагорного А.М. и Конева А.Н. к администрации Октябрьского района Курской области о признании незаконным отказа администрации Октябрьского района Курской области в выдаче разрешения на строительство объекта, обязании выдать разрешение на строительство объекта,

УСТАНОВИЛ:

Нагорный А.М. и Конев А.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского района Курской области о признании незаконным отказа администрации Октябрьского района Курской области в выдаче разрешения на строительство объекта, обязании выдать разрешение на строительство объекта указав, что земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - магазины, площадью 1717 кв.м., с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Коневу А.Н. (2/3 доли) и Нагорному А.М. (1/3 доля) на основании договора купли-продажи от 12.10.2015 г., передаточного акта от 12.10.2015г.

Конев А.Н. и Нагорный A.M. решили воспользоваться гарантированным им Конституцией РФ правом и обратились 14.01.2016 г. в Администрацию Октябрьского района Курской области с заявлением о выдаче им разрешения на строительство нежилого здания - магазина товаров повседневного спроса на принадлежащем им на праве общей долевой собственности земельном участке по вышеуказанному адресу в соответствии с разработанной ООО «Инженерные системы» проектной документацией.

26.01.2016 года Коневу А.Н. и Нагорному A.M. в Администрации Октябрьского района Курской области сообщили об отказе в выдаче им разрешения на строительство по причине, изложенной в ответе за №169 от 22.01.2016 г., по причине необходимости изменения градостроительного плана земельного участка по вышеуказанному адресу. Дополнительно было указано, что Администрация Октябрьского района Курской области обеспокоена вопросом строительства магазина с вероятной торговлей алкогольной продукцией и сигаретами в непосредственной близости от территории МКОУ «Черницынская СОШ Октябрьского района Курской области».

Считают, что отказ Администрации Октябрьского района Курской области в получении разрешения на строительство объекта: «Магазин товаров повседневного спроса» по адресу: <адрес>, изложенный в письме Администрации Октябрьского района Курской области от 22.01.2016 г. за №169 незаконным, необоснованнным и нарушающим их права и законные интересы.

Полагают, что информация в градостроительном плане земельного участка о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, площадью 1717 кв.м. с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес> не являлась обязательной, т.к. данная информация уже отражена в полном объеме в Правилах землепользования и застройки МО «Черницынский сельсовет Октябрьского района Курской области».

Кроме того, при изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 1717 кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> «для ведения личного подсобного хозяйства» на «-магазины» не изменились градостроительная зона, место допустимого размещения зданий строений сооружений, площадь, границы, конфигурация земельного участка.

Федеральным законодательством не предусмотрено внесение изменений в градостроительный план земельного участка, а так же получение нового градостроительного плана в случае изменения вида разрешенного использования.

26.11.2015г. Конев А.Н. и Нагорный A.M. обратились в Администрацию Октябрьского района Курской области с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка, площадью 1717 кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> для последующего размещения на нем магазина товаров повседневного спроса.

Таким образом, действия Администрации Октябрьского района Курской области, выраженные в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: «Магазин товаров повседневного спроса по адресу: <адрес> Коневу А.Н. и Нагорному А.М. являются незаконным, необоснованным и нарушающим гарантированные Конституцией РФ права Конева А.Н. и Нагорного A.M. на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Просят суд признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района Курской области в выдаче разрешения на строительство объекта: «Магазин товаров повседневного спроса» по адресу: <адрес> Коневу А.Н. и Нагорному А.М. и обязать Администрацию Октябрьского района Курской области выдать Коневу А.Н. и Нагорному А.М. разрешение на строительство объекта: «Магазин товаров повседневного спроса» по адресу: <адрес>. в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Инженерные системы» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административных истцов Нагорного А.М. и Конева А.Н. - Ильина Н.В., поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.

Административные истцы Нагорный А.М. и Конев А.Н. в судебное заседание не явились, о дне, времени, месте рассмотрения дела были уведомлены своевременно надлежащим образом, направили в адрес суда заявления о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя Ильиной Н.В.

Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов Нагорного А.М. и Конева А.Н.

Представитель административного ответчика администрации Октябрьского района Курской области - Вакурина Т.М. в судебном заседании административные исковые требования Нагорного А.М. и Конева А.Н. не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. В своих объяснениях в судебном заседании и в письменных возражениях указала, что в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 года муниципальный район наделен полномочиями по выдаче разрешений на строительство на территориях сельских поселений.

Как следует из п.2.2 административного регламента «Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Октябрьского района Курской области от 16.10.2015 №1001, органом, предоставляющим выдачу разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (муниципальную услугу), является Администрация Октябрьского района Курской области. Организацию предоставления муниципальной услуги обеспечивает отдел промышленности, ЖКХ, строительства, охраны окружающей среды и архитектуры Администрации Октябрьского района Курской области.

Должностной инструкцией от 13.01.2014 и дополнением к должностной инструкции от 15.01.2015 определены полномочия главного специалиста-эксперта - главного архитектора отдел промышленности, ЖКХ, строительства, охраны окружающей среды и архитектуры Администрации Октябрьского района Курской области по предоставлению данной муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 5.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Октябрьского района Курской области от 16.10.2015 № 1001, пунктом 5.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением Администрации Октябрьского района Курской области от 16.10.2015 № 1002 заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействия) органов местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, и (или) его должностных лиц, принятых и (или) осуществленных при предоставлении муниципальной услуги, в досудебном (внесудебном) порядке. С данным вопросом административный истец в Администрацию района не обращался.

26 ноября 2015 (вх. № 4454) на имя Главы Октябрьского района Курской области поступило заявление Ильиной Н.В., действующей от имени Нагорного А.М. и Конева А.Н. (далее - заявитель) с просьбой подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка, площадью 1 717 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> для последующего размещения на нем магазина товаров повседневного спроса. К заявлению прилагался пакет документов, в том числе свидетельство о государственной регистрации права от 23.10.2015г., кадастровая выписка о земельном участке с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Данное заявление было рассмотрено, градостроительный план был подготовлен и утвержден постановлением Администрации Октябрьского района Курской от 09.12.2015 № 1126. Подготовка градостроительного плана проводилась в соответствии с инструкцией по заполнению формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207. Согласно пунктам 2.2, 2.2.1-2.2.5 утвержденной формой градостроительного плана указываются сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства о его параметрах, о предельной высоте зданий, сооружений, строений, о предельном количестве этажей, максимальном проценте застройки в границах земельного участка и иных показателях. В пункте 2.2.5 выданного градостроительного плана указывалось назначение объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом.

Позднее, 14.01.2016 (вх. № 60) на имя Главы Октябрьского района Курской области поступило заявление от Ильиной Н.В. о выдаче разрешения на строительство нежилого здания по адресу: <адрес> по объекту «Магазин товаров повседневного спроса» на земельном участке с кадастровым . К заявлению был приложен пакет документов, в том числе свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2015 и кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером вид разрешенного использования - магазины.

Однако, в соответствии с действующим законодательством, по обращению заинтересованных лиц, Черницынским сельсоветом не были внесены изменения в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Черницынского сельского совета, что является нарушением требований градостроительного законодательства, так как согласно схемы градостроительного зонирования в функциональной зоне Ж1 не предусмотрено размещение магазинов площадью более 300 кв.м. Магазины должны быть расположены в общественно-деловой зоне.

Вышеуказанное заявление было рассмотрено, и в письме Администрации Октябрьского района Курской области от 22.01.2016 (исх. № 169) сообщалось, что к заявлению по вопросу получения разрешения на строительство объекта «Магазин товаров повседневного спроса» приложен пакет документов согласно пункта 2.6. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства» в том числе и утвержденный градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 46:17:110304:473, находящийся на момент подачи заявления у заявителя в собственности с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с классификатором № 540 от 01.09.2014 (с изменением от 30 сентября 2015 года) видов разрешенного использования земельных участков, Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Черницынский сельский совет», данный земельный участок может быть использован для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений сооружений с соблюдением градостроительных регламентов. В связи с тем, что земельный участок расположен в функциональной зоне Ж-1, в градостроительном плане указано назначение объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом.

29 декабря 2015 года заявителем было получено новое свидетельство на данный земельный участок с измененным видом разрешенного использования - для строительства магазинов.В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 и п.3. ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что возведение строений предусмотрено в зависимости от разрешенного использования земельного участка определенного при зонировании территории. Поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение функционального назначения объекта капитального строительства, заявителю было предложено получить новый градостроительный план земельного участка, так как внесение изменений в градостроительный план земельного участка Федеральным законодательством не предусмотрено.

Позднее, 26.01.2016 (вх. № 266) на имя Главы Октябрьского района Курской области поступило заявление от Ильиной Н.В. с просьбой подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка, площадью 1 717 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> для последующего размещения на нем магазина товаров повседневного спроса «Пятерочка».

Данное заявление было рассмотрено, и в письме Администрации Октябрьского района Курской области от 18.02.2016 (исх. № 515) заявителю было разъяснено, что в соответствии со статьями 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ необходимо разработать документацию по планировке территории.

Проект планировки территории будет являться основанием для последующей подготовки разрешающей документации, осуществления строительства, а так же обеспечения благоприятных условий функционирования рассматриваемой территории и решения вопросов движения автотранспорта с учетом специфики прилегающей территории (рядом расположена территория МКОУ «Черницынская СОШ»).

Так же, в адрес Администрации поступило письменное обращение родительского комитета и педагогического коллектива МКУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области от 16.02. 2016 (вх. № 619) по вопросу обеспокоенности фактом строительства магазина «Пятерочка». В письме было изложено: «Подъезд к магазину грузовых автомашин для подвоза товара и легковых для осуществления покупок, будет осуществляться по дороге, по которой ходят дети в школу. Мы считаем, что постоянно будут созданы аварийные ситуации, в результате чего могут пострадать дети», и далее по тексту обращения.

По данному факту на место предполагаемого строительства для рассмотрения спорного вопроса выезжала комиссия под руководством Главы Октябрьского района в присутствии заявителей, представителей родительского комитета, специалистов, директора Черницынской СОШ, Главы Черницынского сельсовета. Где членами комиссии было предложено выполнить отдельный съезд на территорию к планируемому магазину, а не к проезду, ведущему в школу.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в части наименования вида разрешенного использования - назначение «Обслуживание жилой застройки» - в графе «Описание вида разрешенного использования земельного участка» указано «размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4,( магазины)4.6, 4.7, 4.9, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны»

Согласно классификатора, размещение магазинов не должно причинять существенного неудобства жителям.

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ильиной Н.В. при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство не был предоставлен градостроительный план земельного участка, соответствующий правилам землепользования и застройки с видом разрешенного использования - магазины.

Администрация Октябрьского района Курской области не будет возражать против выдачи разрешения на строительство магазина товаров повседневного спроса, расположенного по адресу: <адрес> при условии соблюдения требований статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, а именно разработки документации по планировке территории и решении вопроса в части обеспечения безопасного движения автотранспорта, не создающего угрозу жизни и здоровью школьников, населения Октябрьского района.

Кроме того, представитель административного ответчика Вакурина Н.М. в судебном заседании заявила о том, что письмо от 22.01.2016 года №169 за подписью главы администрации Октябрьского района Курской области «не является отказом в выдаче разрешения на строительство, а является разъяснением необходимости получения нового градостроительного плана с видом разрешенного строительства- магазина».

Изучив материалы дела, выслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Ст.34 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - магазины, площадью 1717 кв.м., с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности административным истцам Коневу А.Н. (2/3 доли) и Нагорному А.М. (1/3 доля) на основании договора купли-продажи от 12.10.2015 г., передаточного акта от 12.10.2015 г. Данное обстоятельство подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 29.12.2015 г., выданными Управлением Росреестра по Курской области, серия 46 БА , серия 46 БА

Конев А.Н. и Нагорный A.M. 14.01.2016 г. обратились в Администрацию Октябрьского района Курской области с заявлением о выдаче им разрешения на строительство нежилого здания - магазина товаров повседневного спроса на принадлежащем им на праве общей долевой собственности земельном участке по вышеуказанному адресу: <адрес> соответствии с разработанной ООО «Инженерные системы» проектной документацией.

26.01.2016 г. Коневу А.Н. и Нагорному A.M. в Администрации Октябрьского района Курской области сообщили об отказе в выдаче им разрешения на строительство по причине, изложенной в ответе за №169 от 22.01.2016 г., следующего содержания:

«Ваше заявление, поступившее в адрес Администрации Октябрьского района Курской области 14.01.2016 г. по вопросу получения разрешения на строительство объекта: «Магазин товаров повседневного спроса» по адресу: <адрес>» рассмотрено.

К заявлению приложен пакет документов согласно п.2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитальною строительства» в том числе и утвержденный градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , находящийся на момент подачи заявления у Вас в собственности с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с классификатором №540 от 01.09.2014 г. (с изменением от 30.09.2015 г.) видов разрешенного использования земельных участков и Федеральным законом от 07.07.2003 г. №112-ФЗ «Ведение личного подсобного хозяйства» данный земельный участок может быть использован для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов. В связи с тем, что рядом расположена жилая застройка, в градостроительном плане указано назначение объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом.

29.12.2015 г. Вами получено новое свидетельство на данный земельный участок с измененным видом разрешенного использования - для строительства магазинов. Согласно правил землепользования и застройки при изменении вида разрешенного использования земельного участка меняется градостроительный регламент зоны объектов.

В связи с вышеизложенным, необходимо изменить градостроительный план земельного участка по вышеуказанному адресу.

Дополнительно сообщаю, что Администрация Октябрьского района Курской области обеспокоена вопросом строительства магазина с вероятной торговлей алкогольной продукцией и сигаретами в непосредственной близости от территории МКОУ «<данные изъяты>».

Из текста указанного сообщения фактически следует, что Коневу А.Н. и Нагорному A.M. было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта: «Магазин товаров повседневного спроса по адресу: <адрес>» по причине необходимости изменения градостроительного плана земельного участка по вышеуказанному адресу, а также в связи с тем, что Администрация Октябрьского района Курской области обеспокоена вопросом строительства магазина с вероятной торговлей алкогольной продукцией и сигаретами в непосредственной близости от территории МКОУ «<данные изъяты>.

При этом доводы представителя административного ответчика Вакуриной Н.М. о том, что вышеуказанное письмо от 22.01.2016 года №169 за подписью главы администрации Октябрьского района Курской области «не является отказом в выдаче разрешения на строительство, а является разъяснением необходимости получения нового градостроительного плана с видом разрешенного строительства- магазина» являются явно необоснованными и неубедительными, поскольку из буквального толкования содержания данного документа прямо следует, что по результатам рассмотрения поданного заявления в выдаче разрешения на строительство администрацией Октябрьского района Курской области отказано.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Конев А.Н. и Нагорный A.M. приобрели в общую долевую собственность земельный участок, площадью 1717 кв.м. с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 12.10.2015 г., о чем в ЕГРП были сделаны соответствующие регистрационные записи.

Постановлением Администрации Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области от 07.12.2015 г. №638 был изменен вид разрешенного использования земельного участка, площадью 1717 кв.м. с кадастровым . расположенного по вышеуказанному адресу на вид разрешенного использования магазины (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м).

Соответствующие изменения в сведения о названном земельном участке были внесены в ГКН и ЕГРП. Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской на земельный участок и повторными свидетельствами о государственной регистрации права.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Октябрьского района Курской области от 16.10.2015 №1002 был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка». В соответствии с п.2.2. данного регламента органом, предоставляющим вышеуказанную муниципальную услугу является Администрация Октябрьского района Курской области. Структурное подразделение Администрации Октябрьского района Курской области, обеспечивающее организацию предоставления муниципальной услуги: отдел промышленности, ЖКХ, строительства, охраны окружающей среды и архитектуры Администрации Октябрьского района Курской области.

Данный Административный регламент разработан в отношении случаев, когда градостроительный план земельного участка подготавливается в виде отдельного документа. Конечным результатом предоставления данной муниципальной услуги является выдача ГПЗУ, утвержденного Постановлением Администрации Октябрьского района Курской области или отказ в выдаче ГПЗУ (с указанием причин отказа).

Согласно ч.5 ст.41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

В соответствии со ст.44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

ГПЗУ относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая идентифицировать земельный участок, содержит кадастровый номер, а так же позволяет определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. ГПЗУ как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию о конкретном земельном участке.

Орган, утверждающий ГПЗУ при его разработке вносит все необходимые сведения о земельном участке в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Минрегиона России от 10.05.2011 г. №207.

Сведения, которые содержатся в ГПЗУ, необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

В соответствии с п.17 ст.46 ГК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Для выдачи ГПЗУ уполномоченному органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектом межевания в их составе. Согласно действующему законодательству уполномоченному органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению застройщика (лица, обладающего земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названые нормы ГрК РФ не предусматривают обязанность заявителя обосновывать цель истребования ГПЗУ.

В соответствии со ст.44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка: информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

Следовательно, в составе градостроительного плана земельного участка указывается, в том числе информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), а так же информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).

В соответствии со ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительный регламент, в силу п.2 ст.30 ГрК РФ, является составной частью правил землепользования и застройки.

Правилами землепользования и застройки Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области, утвержденными Решением Собрания депутатов Ченицынского сельсовета Октябрьского района Курской области №157 от 16.02.2012 г. установлены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а так же предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, относящиеся ко всем территориальным зонам в целом и к отдельным территориальным зонам.

Согласно ст.ст.34,35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. которые устанавливаются правилами землепользования и застройки.

Толкование указанных норм позволяет суду сделать вывод, что градостроительный план земельного участка фактически представляет собой выписку из правил землепользования и застройки и информация о принадлежности земельного участка к определенному градостроительному регламенту устанавливается согласно карте градостроительного зонирования в части границ территориальных зон, которая является неотъемлемой частью правил землепользования и застройки.

Суд полагает, что на земельный участок, площадью 1717 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> распространяется действие градостроительного регламента, о чем имеется указание в градостроительном плане земельного участка, подготовленного главным архитектором Администрации Октябрьского района Курской области 09.12.2015 года, поскольку имеется ссылка на Решение Собрания депутатов Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области №157 от 16.02.2012 г.. которым были утверждены Правила землепользования и застройки МО «Черницынский сельсовет».

В соответствии с п.4 ст.37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии со ст.7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Следовательно, информация в градостроительном плане земельного участка о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, площадью 1717 кв.м. с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес> не являлась обязательной, т.к. данная информация уже отражена в полном объеме в Правилах землепользования и застройки МО «Черницынский сельсовет Октябрьского района Курской области».

Помимо этого, при изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 1717 кв.м. с кадастровым . расположенного по адресу: <адрес> «для ведения личного подсобного хозяйства» на «-магазины» не изменились градостроительная зона, место допустимого размещения зданий строений сооружений, площадь, границы и конфигурация земельного участка.

Федеральным законодательством не предусмотрено внесение изменений в градостроительный план земельного участка, а так же получение нового градостроительного плана в случае изменения вида разрешенного использования.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 26.11.2015 г. Конев А.Н. и Нагорный A.M. обратились в Администрацию Октябрьского района Курской области с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка, площадью 1717 кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> для последующего размещения на нем магазина товаров повседневного спроса.

Постановлением Администрации Октябрьского района Курской области от 09.12.2015 г. за №1126 был утвержден градостроительный план на вышеуказанный земельный участок.

Суд приходит к выводу, что с учетом норм действующего законодательства, а так же наличия утвержденных Решением Собрания депутатов Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области №157 от 16.02.2012 г. Правил землепользования и застройки МО «Черницынский сельсовет», свидетельствующих о действующих градостроительных регламентах на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области, требование Администрации Октябрьского района Курской области об изменении градостроительного плана земельного участка является незаконным. Кроме того, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии со 51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Этот документ выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (п.6 ст.51 ГрК РФ).

Постановлением Администрации Октябрьского района Курской области от 16.10.2015 №1001 был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства».

Согласно п.7 ст.51 ГрК РФ документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги является: заявление о выдаче разрешения на строительство; правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации; пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 настоящего Кодекса положительное заключение
государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч.3.4 ст.49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч.6 ст.49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в п.6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации: документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии, и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с ч.7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, суд приходит к выводу, что перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В данном перечне в числе оснований для отказа отсутствует такое основание, как необходимость изменения градостроительного плана земельного участка, указанного в ответе Администрации Октябрьского района Курской области за №169 от 22.01.2016 г., также не предусмотрено такое основание для отказа, как то, что «администрация Октябрьского района Курской области обеспокоена вопросом строительства магазина с вероятной торговлей алкогольной продукцией и сигаретами в непосредственной близости от территории МКОУ «<данные изъяты>»».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Администрации Октябрьского района Курской области, выраженные в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: «Магазин товаров повседневного спроса» по адресу: <адрес> Коневу А.Н. и Нагорному А.М. являются незаконным, необоснованным в связи с чем заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. В соответствии с п.4 ст. 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей. В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании ст. 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

От административных истцов поступило письменное заявление о взыскании в пользу каждого из них понесенных судебных расходов в размере 300 рублей (по оплате госпошлины) и 17500 рублей (по оплате услуг представителя). Понесенные судебные расходы подтверждаются исследованными в суде письменными доказательствами.

При таких обстоятельствах, в пользу каждого административного истца подлежат взысканию с административного ответчика понесенные ими расходы по оплате госпошлины при подаче искового заявления- по 300 рублей. При этом, с учётом положений ст. 112 КАС РФ, принимая во внимание объём работы представителя административных истцов, руководствуясь принципом разумности, суд приходит к выводу о взыскании в пользу каждого административного истца с административного ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя в размере по 10000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Нагорного А.М. и Конева А.Н. к Администрации Октябрьского района Курской области о признании незаконным отказа Администрации Октябрьского района Курской области в выдаче разрешения на строительство объекта, обязании выдать разрешение на строительство объекта, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района Курской области в выдаче разрешения на строительство объекта «Магазин товаров повседневного спроса», расположенного по адресу: <адрес>, Нагорному А.М. и Коневу А.Н..

Обязать Администрацию Октябрьского района Курской области выдать Нагорному А.М. и Коневу А.Н. разрешение на строительство объекта «Магазин товаров повседневного спроса», расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Инженерные системы» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Октябрьского района Курской области в пользу Нагорного А.М. судебные расходы в размере 10 300 руб. 00 коп. (десять тысяч триста рублей 00 копеек).

Взыскать с Администрации Октябрьского района Курской области в пользу Конева а.Н. судебные расходы в размере 10 300 руб. 00 коп. (десять тысяч триста рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Курского областного суда через Октябрьский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня оглашения.

Судья Д.А.Гузенков