ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-290/2021 от 24.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело ***а-290/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** 24 февраля 2021 года

Ленинский районный суд *** в составе:

председательствующего судьи Кострюкова П.А.,

при секретаре Миловановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации *** о признании бездействия незаконным и об обязании установить охранные зоны тепловых сетей,

УСТАНОВИЛ:

***, в порядке ст.39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации ***, и с учетом измененного искового заявления, о признании незаконным бездействия по не установлению на территории муниципального образования городского округа – *** охранных зон тепловых сетей и об обязании установить охранные зоны тепловых сетей. В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной проверки прокуратурой *** по обращению филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация», являющейся собственником тепловых сетей на территории ***, было установлено, что на территории муниципального образования городского округа – *** не установлены охранные хоны тепловых сетей, что является нарушением, в частности требований земельного законодательства РФ и создает препятствия для надлежащей и безопасной эксплуатации тепловых сетей в целом, угрозу жизни и здоровью граждан, а также разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей ***, что не допустимо. Согласно ч.6 ст.106 Земельного кодекса РФ установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории (включая охранной зоны тепловых сетей) осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления. Таким образом, установление охранных зон тепловых сетей на территории муниципального образования городского округа – *** должно осуществляться на основании решения администрации ***, со стороны которой до настоящего времени не были предприняты меры для установления таких зон, что свидетельствует о бездействии.

Определениями Ленинского районного суда *** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: - ПАО «Квадра», - управление градостроительства и архитектуры ***, - администрация ***.

В судебном заседании представитель прокуратуры ***ФИО2 заявленные административные требования, с учетом изменений, поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения измененных административных требований, поскольку установление охранных зон тепловых сетей в настоящее время не возможно, так как данный вопрос не урегулирован на федеральном уровне. На настоящее время положение об охранных зонах тепловых сетей правительством РФ не утверждено, что требуется согласно п.1 ч.1 ст.106 ЗК РФ. В правилах охраны коммунальных тепловых сетей, утв. приказом Минстроя Российской Федерации, которые действуют до дня вступления в силу постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей», не указан орган, уполномоченный принимать решения об установлении охранных зон тепловых сетей. При данных обстоятельствах, при определении уполномоченного органа следует руководствоваться общими положениями земельного и градостроительного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области земельных отношений и установления правил землепользования. Таким образом, обязанность по установлению охранных зон тепловых сетей должна быть возложена на администрацию ***, а с учетом перераспределения полномочий, в соответствии с *** от ******-З, на орган исполнительной власти ***, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности, каковым является управление градостроительства и архитектуры ***. Представила по делу возражения в письменном виде.

Представитель заинтересованного лица – ПАО «Квадра» по доверенности ФИО4 в судебном заседании полагал, что заявленные административные требования с изменениями подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – управления градостроительства и архитектуры *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку в настоящее время отсутствует постановление Правительства РФ об установлении Положения об охранной зоне тепловых сетей. По делу представлены пояснения в письменном виде.

Представитель заинтересованного лица – администрации *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положениям ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, а также не оспаривалось сторонами по делу, на территории муниципального образования городского округа – *** не установлены охранные зоны тепловых сетей, что было выявлено в ходе прокурорской проверки.

В силу подп.2 п.1 ст.104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях безопасной эксплуатации объектов энергетики. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (п.2 ст.104 Земельного кодекса РФ).

К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесена - охранная зона тепловых сетей (п.1 ст.105 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.6 ст.106 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Из названного положения Земельного кодекса РФ следует, что установление охранных зон тепловых сетей на территории муниципального образования городского округа – *** должно осуществляться на основании решения администрации ***, поскольку положения статьи 106 Земельного кодекса РФ иного не предусматривают, как и ч.6 ст.106 ЗК РФ не подлежит иному толкованию.

Доводы представителя административного ответчика о том, что данные полномочия относятся к органу исполнительной власти ***, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности, которым является управление градостроительства и архитектуры ***, суд находит не состоятельными, опровергающимися названными выше нормами Земельного кодекса РФ. Кроме того, в ч.2 ст.*** от ***г. N618-З "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования городского округа - *** и органами государственной власти ***" определен перечень полномочий, которые осуществляет орган исполнительной власти ***, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности, и в таком перечне отсутствуют полномочия по принятию решения об установлении, изменении, прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, в том числе охранных зон тепловых сетей.

Также не состоятельны доводы представителя административного ответчика, как и представителя заинтересованного лица – управления градостроительства и архитектуры ***, что на настоящее время установить охранные зоны тепловых сетей не представляется возможным, поскольку до настоящего времени Правительством РФ не утверждено положение об охранной зоне тепловых сетей, в силу следующего.

Согласно ч.16 ст.26 Федеральный закон от ***г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до *** установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до *** Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.

Таким образом, до утверждения Правительством РФ положения об охранной зоне тепловых сетей, решение об установлении такой охранной зоны принимается в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона от ***г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ***г. N428/пр, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей" признается не подлежащим применению приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ***г. N197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".

В силу названного следует, что до утверждения Правительством РФ положения об охранной зоне тепловых сетей, установление охранных зон тепловых сетей подлежит осуществлению в соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утв. приказом Минстроя РФ от ***г. N197.

То обстоятельство, что в Типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей не определен орган уполномоченный принимать решение об установлении охранных зон тепловых сетей, исходя из положения ч.6 ст.106 Земельного кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу, не свидетельствует об отсутствии таких полномочий у органа местного самоуправления.

Согласно п.1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утв. приказом Минстроя РФ от ***г. N197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

На основании изложенного, а также учитывая не предоставление со стороны административного ответчика доказательств, объективно подтверждающих принятие им соответствующих фактических мер, направленных на установление на территории муниципального образования городского округа – *** охранных зон тепловых сетей и, что свидетельствует о бездействии администрации *** в осуществлении таких полномочий, что приводит к нарушению требований земельного законодательства РФ, к не возможности обеспечения сохранности элементов тепловых сетей и бесперебойного теплоснабжения потребителей, суд находит административные исковые требования прокурора *** обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора *** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации *** по не установлению на территории муниципального образования городского округа – *** охранных зон тепловых сетей.

Обязать администрацию *** в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести действия по установлению на территории муниципального образования городского округа – *** охранных зон тепловых сетей.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кострюков П.А.

Решение суда в окончательной форме составлено 18.03.2021г.

Судья Кострюков П.А.