Дело № 2а-290/24 УИД 23RS0037-01-2023-006733-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
Председательствующего Кириленко И.В.,
При секретаре Кондратьевой В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Администрации МО г. Новороссийск об оспаривании представлений и предписаний,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Новороссийск (управление финансового контроля) о признании представлений №, № от ДД.ММ.ГГГГ, предписаний №, № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, с последующим их отзывом.
В обоснование иска указано, что в отношении МКУ «УЖКХ города» муниципального образования город Новороссийск, в лице и.о. начальника ФИО1 по результатам проверки были направлены представление № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении требований в части:
- не размещения 26 контейнеров ТКО на контейнерных площадках, которые не включены в реестр в соответствии с Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»,
- не принятие мер по сохранности 32 контейнеров ТКО, ввиду чего нанесен ущерб бюджету в сумме 688 000 рублей, который подлежит возмещению на основании ст. 1064 ГК РФ. А также по представлению № от ДД.ММ.ГГГГ и предписанию № от 05.09. 2023 об устранении требований в части:
-завышение стоимости закупки, заключенного с единым поставщиком ФКУ ИК-2 УФСИН России на сумму 1 237 500 рублей, подлежащей возврату в бюджет.
- несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки.
Представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что требование в представлении «в лице руководителя учреждения» направлено на исполнение должностным лицом, при этом ч.1 ст.266.1 БК РФ объектом контроля являлось МКУ «УЖКХ города», а не конкретное должностное лицо учреждения, в связи с чем повторное направление представлений при смене руководителей МКУ «УЖКХ города», является не правомерным и как следствие-продление срока исполнения представления, что противоречит требованиям пп3.2 п.3 ст. 270.2 БК РФ и раздела III Федерального стандарта.
Административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, что предписания направлялись в адрес юридического лица и ФИО1 является ненадлежащим истцом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Исходя из части 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию оснований для принятия этого решения, совершения действий (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом, управление финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск на основании решений от ДД.ММ.ГГГГ№.№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, плана работы управления на 2023 год в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКУ «УЖКХ города» муниципального образования город Новороссийск проведена плановая выездная проверка по вопросу осуществления расходов бюджета публичного-правового образования на реализацию мероприятий государственной (муниципальной) программы (подпрограммы, целевой программы), национального федерального, регионального проектов.
Объект проверки МКУ «УЖКХ города» муниципального образования город Новороссийск заключил муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на предмет выполнения следующих работ: «Приобретение контейнеров для раздельных накоплений твердых коммунальных отходов; шифр регионального проекта Краснодарского края №» на сумму 5 912 500 рублей.
По результату проверки, актом от 28.04.2023г., управлением финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск были выявлены нарушения:
- в нарушении п.3 ч.1 ст. 162 БК РФ, п.20 Порядка организации и проведения отбора, утвержденного приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края отДД.ММ.ГГГГ№, п.1.2,4.3.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ местному бюджету, заключаемому между Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края и администрацией муниципального образования город Новороссийск не достигнуты установленные результаты по соглашению, МКУ «УЖКХ города» муниципального образования город Новороссийск не достигнуты установленные результаты использований субсидий в связи с размещением контейнеров для раздельного накопления ТКО на контейнерных площадках, не включенных в реестр площадок, опубликованных на официальном сайте администрации;
- внесение изменений бюджетных смет УГХ и подведомственных учреждений отросли ЖКХ, в отсутствии изменения обоснований (расчетов);
- не принятие мер по сохранности 32 контейнеров ТКО, ввиду чего нанесен ущерб в размере 688 000 рублей.
Предметом данного соглашение стало предоставление из бюджета Краснодарского края в 2022 году бюджету городского округа города Новороссийск субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (приобретение контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Субъекту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федераций, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 823, раздел 05, подраздел 02, целевая статья №, вид расходов 521 в целях достижения результатов федерального - проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и результатов государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете городского округа города Новороссийск на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата (ов) регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2022 году 5 912 500 (пять миллионов девятьсот двенадцать тысяч пятьсот) рублей 00 копеек из которых 81% (4 789 125 (четыре миллиона семьсот восемьдесят девять тысяч сто двадцать и пять) рублей 00 копеек), предоставляется из бюджета Краснодарского края.
Согласно положениям пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Во исполнение вышеуказанных требований, а также п.7,8 Федерального стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» на имя начальника МКУ «УЖКХ города» муниципального образования город Новороссийск в лице ФИО4 по акту от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Начальник МКУ «УЖКХ города» ФИО4 уволен ДД.ММ.ГГГГ.
До истечения срока представления от ДД.ММ.ГГГГ№, управлением финансового контроля администрации МО г. Новороссийск направляется представление от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. начальника МКУ «УЖКХ города» ФИО5, в последующим в связи с увольнением и.о. начальника МКУ «УЖКХ города» ФИО5, до истечения срока представление № от ДД.ММ.ГГГГ, управлением финансового контроля администрации МО г. Новороссийск, вновь направляется представление № от ДД.ММ.ГГГГ и в последующим предписание № и.о. начальника ФИО1
Также управлением финансового контроля МО город Новороссийск в отношении МКУ «УЖКХ города» была проведена внеплановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Контрольное мероприятие (внеплановая выездная проверка) по вопросу определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с единственным поставщиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю на приобретение контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
На основании решения о проведении контрольного мероприятия: ДД.ММ.ГГГГ№.№, поступившей служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ от сектора контрольно-ревизионной работы в сфере бюджетных правоотношений управления финансового контроля составлен акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, допущенные муниципальным заказчиком МКУ «УЖКХ города» МО г. Новороссийск:
1. Нарушение статьи 34 БК РФ допущено неэффективное использование бюджетных средств, выразившихся в оплате контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с единственным поставщиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю, по завышению стоимости на общую сумму 1 237 500 рублей, которые подлежат возврату в бюджет.
2. Нарушение части 1 статьи 22, части 4 статьи 93 Закон № 44-ФЗ, пункта 6.7 Положения о контрактной службе муниципальный заказчик МКУ «УЖКХ города» в лице начальника ФИО4 осуществил закупку у единственного поставщика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю, в отсутствии обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, что имеет признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
В результате выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ управлением финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск внесено представление № в отношении МКУ «УЖКХ города» в лице и. о. начальника ФИО5, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, при этом, не отзывая и не прекращая действия представления №, управление финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск ДД.ММ.ГГГГ выносит представление №, идентичное ранее вынесенному представлению №, но уже в отношении МКУ «УЖКХ города» в лице и. о. начальника ФИО1, где в срок до ДД.ММ.ГГГГ требует устранить выявленные нарушения.
Доводы управления финансово контроля администрации МО г. Новороссийск, что представление и предписание направлены на исполнение юридическому лицу судом отклоняются по следующим основаниям.
Арбитражным судом Краснодарского края (№) по заявлению МКУ «УЖКХ города» МО г. Новороссийск о признании недействительным представления № от ДД.ММ.ГГГГ по акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что и.о. начальника МКУ «УЖКХ города» ФИО5 было направлено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных нарушений, а также их причин и условий со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, отсутствуют доказательства того, что в связи с изданием оспариваемого представления № от ДД.ММ.ГГГГ наступили какие-либо неблагоприятные именно для учреждения последствия и нарушены его права и законные интересы, доказательств, свидетельствующих о привлечении именно заявителя к какой-либо ответственности за неисполнение представления, не имеется и не влечет для заявителя ответственность в какой-либо форме. Существо и содержание представления № от ДД.ММ.ГГГГ при вышеуказанных обстоятельствах само по себе не свидетельствует о совершении учреждением виновных действий, являющихся основанием для его привлечения к административной ответственности или иной ответственности. Таким образом, представление № от ДД.ММ.ГГГГ управления финансового контроля направлено на выполнение гражданского и бюджетного законодательства, фактически не возлагает на учреждение каких-либо дополнительных обязательств, не влечет для последнего каких-либо негативных последствий, не свидетельствует о наличии оснований для привлечения учреждения к административной либо иной ответственности в связи с неисполнением постановляющей части оспариваемого представления.
Само по себе требование в представлении «в лице руководителя учреждения» направлено на исполнение должностным лицом, при этом ч.1 ст.266.1 БК РФ объектом контроля являлось МКУ «УЖКХ города», а не конкретное должностное лицо учреждения, в связи с чем повторное направление представлений при смене руководителей МКУ «УЖКХ города», является не правомерным и как следствие-продление срока исполнения представления, что противоречит требованиям пп3.2 п.3 ст. 270.2 БК РФ и раздела III Федерального стандарта.
Аналогичное нарушение бюджетного законодательства было установлено Прокуратурой города Новороссийска, что послужило направление в адрес главы МО г. Новороссийск преставления отДД.ММ.ГГГГ№№ «Об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ». Указанное представление органом финансового контроля администрация МО г. Новороссийск удовлетворено.
После истечения срока исполнения Представления № от ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ), орган финансового контроля выносит предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, но уже в отношении юридического лица МКУ «УЖКХ города» муниципального образования город Новороссийск.
Согласно пункту 14 Стандарта № представление считается исполненным в случае, когда представленные объектом контроля документы, материалы и информация подтверждают устранение нарушения и (или) принятие указанных в представлении мер по устранению причин и условий нарушения, а также в случае наличия указанной информации в государственных (муниципальных) информационных системах.
При этом согласно положениям пункта 16 Стандарта № объекты контроля могут обжаловать представления и предписания органа контроля как в досудебном, так и в судебном порядках, что является правом объекта контроля (его должностных лиц) в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Стандарт №).
Согласно подпункту «б» пункта 4 Стандарта № органы контроля обязаны соблюдать права и законные интересы объектов контроля, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.
Одновременно считаем необходимым обратить внимание, что организация внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должна быть обеспечена с соблюдением принципов контрольной деятельности, к которым в том числе относится принцип профессиональной компетентности, выражающийся в применении уполномоченными должностными лицами органа контроля совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих им осуществлять контрольные мероприятия качественно (пункт 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Исходя из изложенного содержание представления органа контроля должно соответствовать обязательным требованиям, установленным положениями статьи 270.2 БК РФ и Стандарта №.
С учетом вышеизложенного, требование административного истца о признании незаконным представления № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (акт №), представления № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными и подлежащими отзыву:
представления Управления финансового контроля Администрации МО г. Новороссийск № и № от ДД.ММ.ГГГГ, а также предписания Управления финансового контроля Администрации МО г. Новороссийск № и № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. начальника МКУ «УЖКХ г. Новороссийска» ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в месячный срок со дня его изготовления в окончательном виде.
Решение принято в окончательном виде 15 февраля 2024 года.
СУДЬЯ