ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2910/2017 от 15.06.2017 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2А-2910/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2017 г. г.Красноярск

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,

при секретаре Алексеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю к Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ», просит ликвидировать указанное юридическое лицо, исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя тем, что 04.12.2014 г. МИФНС № 23 по Красноярскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации организации АНО социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Восстановление», основной государственный регистрационный номер . В результате анализа материалов учетного дела организации Управление полагает, что имеются основания для ликвидации организации и исключению сведений из ЕГРЮЛ, так как со стороны ответчика имеет место нарушение требований ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно не предоставление в уполномоченный орган отчетных сведений о деятельности за 2015-2016 гг., не размещение отчетных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебное заседание представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен по адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, посредством направление судебного извещения, которое возвратилось в суд за истечением срока хранения в почтовом отделении.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России №23 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

Заинтересованное лицо председатель правления ответчика Иванов Г.Н. извещался судом надлежащим образом по месту его регистрации, конверт возвратился в суд, с отметкой об истечение срока хранения.

При указанных обстоятельствах, в силу ст. 150, ч. 4 ст. 263 КАС РФ, дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Автономная некоммерческая организация социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ», в силу Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является некоммерческой организацией. Такие организации, как это закреплено в статье 2 данного Федерального закона, не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между своими участниками - они создаются для целей, направленных на достижение общественных благ; автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (статья 10).

Как следует из представленных материалов и установлено в судебном заседании, 04.12.2014 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о регистрации Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» как о юридическом лице согласно выписке из ЕГРЮЛ от 12.05.2017 г. (ОГРН , учетный номер Место нахождения организации: <адрес>

Уставом Автономной некоммерческой организации (далее по тексту АНО) социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ», установлено:

п. 1.5 АНО считается созданной как юридическое лицо с момента государственной регистрации установленном законом порядке;

п. 5.2. АНО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям АНО и иным лицам в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов (форма N ОН0001), а также отчет о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма ОН0002), по формам, утвержденным Приказом Минюста России от 29.03.2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», либо заявление, подтверждающее их соответствие п. 3.1 статьи 32 названного Закона, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация обязана предоставлять вышеуказанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 3 Положения о Федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 г. № 705, подп. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313, вышеуказанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.

Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю является территориальным органом Министерства юстиции РФ и действует на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 г. № 26. В соответствие с Положением Управление осуществляет функции по государственной регистрации на территории Красноярского края некоммерческих организаций и контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

Согласно п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 г. № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», утвержден порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций.

Размещение вышеуказанных отчетов о деятельности или сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), приравнивается к исполнению обязанностей некоммерческих организаций, предусмотренных частями 3-3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Заявление, подтверждающее соответствие Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в материалы дела не представлено, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения п. 3, п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В результате осуществления Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю контроля в отношении Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» установлено, что Организацией нарушены требования ст. 32 ФЗ « О некоммерческих организациях», а именно не представлено отчетов по формам ОН0001 и ОН0002 с 2015 г. по 2016 г., а также не были опубликованы в установленном порядке с 2015 г. по 2016 г. отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо путем предоставления средствам массовой информации для опубликования.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.

В силу п. 10 ст. 32 вышеуказанного Федерального закона № 7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Положение п. 10 ст. 32 является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 г. № 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция - ликвидация юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Таким образом, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

При указанных обстоятельствах суд находит требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю о ликвидации некоммерческой организации подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования об исключении Общества из ЕГРЮЛ, суд учитывает следующее.

Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

При этом, исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, ст. ст. 20 - 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, направленная, в том числе, на защиту кредиторов ликвидируемого юридического лица, после завершения которой становится возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.

Как следует из справки №14898 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням штрафам и процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, согласно которой по состоянию на 03.06.2017 г., предоставленной по запросу суда ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска, за административным ответчиком имеется задолженность перед бюджетом в общем размере <данные изъяты>

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, сведения о юридическом лице Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.

Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.

Также в соответствие со ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» (ОГРН ).

Исключить сведения об Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» (ОГРН ) из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации «ВОССТАНОВЛЕНИЕ» (ОГРН ) в пользу федерального бюджета госпошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты его изготовления в полном объеме,20.06.2017 г.

Судья Т.А. Вербицкая