РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2016 года город Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе:
Председательствующего судьи Сизовой С.К.,
при секретаре Махоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-2913/16 по административному исковому заявлению Ишиной Н.Н. к Департаменту Градостроительства городского округа Самара о признании незаконным бездействия органа наделенного публичными полномочиями,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Ишина Н.Н. обратилась в суд к Департаменту Градостроительства городского округа Самара с административным иском о признании незаконным бездействия органа, наделенного публичными полномочиями, мотивируя требования тем, что Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара № РД-74 от ДД.ММ.ГГГГ было предварительно согласовано Ишиной Н.Н. предоставление в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, общей площадью 474 кв.м.. Вместе с тем, условием предоставления земельного участка, является проведение работ по его образованию, в соответствии с утвержденной названным распоряжением, схемой. Ишина Н.Н. обратилась в орган кадастрового учета с межевым планом, однако кадастровый учет земельного участка был приостановлен. В качестве одной из причин, со ссылкой на п. 19 Требований к подготовке межевого плана, утв. Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, было указано на отсутствие в составе Приложения к межевому плану электронного образа бумажного документа (Схемы расположения земельного участка) в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа местного самоуправления, выдавшего данный документ. В этой связи, Ишина Н.Н. обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> Департамент градостроительства городского округа Самара о выдаче электронного образца бумажного документа (Схемы расположения земельного участка, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74) в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа местного самоуправления. Согласно общему сроку рассмотрения письменного обращения граждан, установленным п.1 ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РРФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ в количестве 30 дней, срок выдачи испрашиваемого электронного образа бумажного документа (Схемы расположения земельного участка, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74) в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа местного самоуправления наступил ДД.ММ.ГГГГ Просит суд признать бездействие Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившееся в невыдаче в установленный срок электронного образца бумажного документа - схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, под садоводство, общей площадью 474 кв.м., утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74 в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью Департамента градостроительства городского округа Самара (либо должностного лица Департамента градостроительства городского округа Самара), незаконным.Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить нарушения законодательства путем выдачи Ишиной Н.Н. Департаментом градостроительства городского округа Самара электронного образца бумажного документа - схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, под садоводство, общей площадью 474 кв.м, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74 в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью Департамента градостроительства городского округа Самара (либо должностного лица Департамента градостроительства городского округа Самара).
Представитель административного истца Ишин С.А. в судебном заседании просил суд отложить рассмотрение дела на месяц, пояснил, что диск был получен 15.04.2016г., но пока его не открывали, в кадастровую палату не сдавали, есть вероятность, что диск не откроется, а если и откроется, то на нем не будет необходимой информации, так как, не известно, какая информация содержится на диске. Просил время (месяц) для открытия диска. По существу пояснил, что диск был выдан с нарушением срока, чем были нарушены права его доверителя выдачей диска с нарушением срока, пояснить не смог. Считает, что доказательства того, что на диске содержится надлежащая информация, должен предоставлять административный ответчик. Требования оставляет в первоначальном виде.
Представитель административного ответчика по доверенности Кочергина Л.В. требования не признала, поддержала представленный письменный отзыв.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации - статья 46, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно с п.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.9,11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации гарантированного Конституцией РФ права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам, а также порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ).
На основании части 1 статьи 9, пунктов 1, 4 части 1 статьи 10 вышеназванного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом установлено, что Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 16.02.2016г. № РД-74 предварительно согласовано предоставление Ишиной Н.Н. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, для садоводства (л.д.4-5).
Ишина Н.Н. обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
В решении Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) указало, что необходимо представить электронный образ бумажного документа (Схемы расположения земельного участка, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74) в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа местного самоуправления, а также акт согласования местоположения границ земельного участка (л.д.8-9).
Ишина Н.Н. обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> Департамент градостроительства городского округа Самара о выдаче электронного образца бумажного документа схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, под садоводство, общей площадью 474 кв.м., утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74, в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа местного самоуправления (л.д.7).
15.03.2016г. представителем Ишиной Н.Н. был получен информационный носитель (диск) с электронным образом бумажного документа схемы расположения земельного участка, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74, в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа местного самоуправления (л.д.16).
Факт получение диска не отрицалось в судебном заседании представителем Ишиной Н.Н., однако он ставит под сомнение информацию, размещенную на диске, указывает, что диск был получен 15.04.2016г., вместо 10.04.2016г. (т.е. не соблюден установленный тридцатидневный срок).
Доводы представителя истца о том, что на диске, возможно, отсутствует надлежащая информация, суд полагает несостоятельными, так как административный истец обратился с требованиями о признании бездействия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившееся в невыдаче в установленный срок электронного образца бумажного документа - схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, под садоводство, общей площадью 474 кв.м, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74 в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью Департамента градостроительства городского округа Самара (либо должностного лица Департамента градостроительства городского округа Самара), незаконным. Обязании Департамента градостроительства городского округа Самара устранить нарушения законодательства путем выдачи Ишиной Н.Н. Департаментом градостроительства городского округа Самара электронного образца бумажного документа - схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, под садоводство, общей площадью 474 кв.м, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74 в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью Департамента градостроительства городского округа Самара (либо должностного лица Департамента градостроительства городского округа Самара), а не с требованиями о признании незаконными действий Департамента градостроительства г.о.Самара, выразившихся в выдаче Ишиной Н.Н. Департаментом градостроительства городского округа Самара ненадлежащего электронного образца бумажного документа. Кроме того, представитель истца пояснял в судебном заседании, что до настоящего времени диск не был проверен, не сдан в кадастровую палату, выводы о ненадлежащем качестве диска основаны на предположениях.
Согласно ч. 9, 11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд приходит к выводу, что истцом не представлены суду доказательства, подтверждающие сведения о том, что оспариваемым бездействием нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, либо возникла реальная угроза их нарушения, не подтверждены иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Судом установлено, что Департамент градостроительства г.о.Самара выдал диск с электронной информацией 15.04.2016г.
Несмотря на нарушение сроков рассмотрения обращения со стороны органа государственной власти, ответ на обращение заявителем был получен, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требования о признании бездействия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившееся в невыдаче в установленный срок электронного образца бумажного документа - схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, под садоводство, общей площадью 474 кв.м, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74 в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью Департамента градостроительства городского округа Самара (либо должностного лица Департамента градостроительства городского округа Самара), незаконным.
В связи с выдачей Департаментом градостроительства г.о.Самара диска с электронной информацией представителю истца 15.04.2016г. отсутствуют основания для удовлетворения требований истца: «Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить нарушения законодательства путем выдачи Ишиной Н.Н. Департаментом градостроительства городского округа Самара электронного образца бумажного документа - схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, под садоводство, общей площадью 474 кв.м, утв. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № РД-74 в виде файла в формате PDF, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью Департамента градостроительства городского округа Самара (либо должностного лица Департамента градостроительства городского округа Самара)», поскольку право заявителя было восстановлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Ишиной Н.Н. к Департаменту Градостроительства городского округа Самара о признании незаконным бездействия органа наделенного публичными полномочиями отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.К.Сизова
Решение в окончательной форме составлено 18.05.2016 года