Дело № 2а-2914/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 26 марта 2021 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Артемовой О.А.
при секретаре Зайцевой М.Д.,
с участием представителя ответчика ФИО3 действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству юстиции в лице Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>, Межрайонной ИФНС № России по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции в лице Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>, Межрайонной ИФНС № России по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации.
Свое заявление мотивирует тем, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ назначен исполнительным директором Фонда «Фонд содействия развитию застроенных территорий», которое зарегистрировано в Межрайонной ИФНС № по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он на имя собрания учредителей Фонда направил заявление об увольнении по собственному желанию. Заявление не было рассмотрено. В ДД.ММ.ГГГГ на имя собрания учредителей Фонда направил заявление об увольнении. Заявление не рассмотрено. Так как его полномочия закончились в ЕГРЮЛ должны быть внесены изменения в связи с недостоверностью сведений о нем, как об исполнительном директоре. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Межрайонную ИФНС № по <адрес> с заявлением по форме № о недостоверности сведений о юридическом лице. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации указанных сведений. Он обжаловал решение в Управление ФНС России по <адрес>. Жалоба оставлена без удовлетворения. Истец обращался в МинЮст России, которым даны ответы, что принятие решений о внесении изменений в сведения некоммерческой организации, содержащейся в ЕГРЮЛ по инициативе Управления без соответствующих документов предоставленных Фондом, противоречит законодательству.
На основании изложенного ФИО1, с учетом уточненных требований, просит признать незаконным отказ в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и возложить обязанность осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о Фонде «Фонд содействия развитию застроенных территорий» в ЕГРЮЛ о том, что ФИО1 не является руководителем Фонда «Фонд содействия развитию застроенных территорий».
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО3 просит отказать в удовлетворении требований. Инспекция требования административного истца не признает и считает их неподлежащими удовлетворению по основаниям изложенным в отзыве. Внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется налоговым органом на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России) и документов, предусмотренных ст.ст. 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Закона № 129-ФЗ, или решений судов.
Управление Министерство юстиции РФ по <адрес> представил свои возражения и просит отказать в удовлетворении требований, на основании того, что принятие решения о внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, содержавшейся в ЕГРЮЛ по инициативе Управления Минюста РФ по <адрес>, без соответствующих документов, представленных Фондом, противоречит действующему законодательству
Определением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2914/2021 произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес> на Межрайонную ИФНС России № по <адрес> (далее – Инспекция, регистрирующий орган).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что решение о государственной регистрации Фонда «Фонд содействия развитию застроенных территорий» принято ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>. Запись об Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ОГРН – № руководителем значится ФИО1
ДД.ММ.ГГГГФИО1 на имя собрания учредителей Фонда направил заявление об увольнении по собственному желанию.
ФИО1 в <данные изъяты> года на имя собрания учредителей Фонда направлял заявление об увольнении.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в Министерство юстиции по <адрес>.
На обращения истца Министерство юстиции даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию ФИО1 представлено заявление по форме № (вх. №) для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Фонда.
Межрайонная ИФНС № по <адрес> вынесла решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации на основании того, что органом, принимающим решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации по документам, представленным в отношении Фонда, является Управление Минюста России по <адрес>, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. «б» ст. 23 Закона № 129-ФЗ принято решение №А об отказе в государственной регистрации, в связи с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Управление ФНС России по Пермскому краю рассмотрев, жалобу ФИО1 вынес решение № от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении жалобы без удовлетворения.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пп. «л» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга
В силу п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется в соответствии с заявлениями, уведомлениями или сообщениями, представляемыми в регистрирующий орган при государственной регистрации.
Как следует из п. 5 ст. 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждена форма № Р34001 «Заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ» (далее – заявление по форме № Р34001).
Исходя из п. 1 ст. 10 Закона № 129-ФЗ, федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
На основании п.п. 1, 2, и 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом № 129-ФЗ с учетом установленного Законом № 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Приказом Минюста России от 12.11.2010 № 343 утвержден Порядок взаимодействия Минюста России с ФНС России по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – Порядок).
Внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется налоговым органом на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России) и документов, предусмотренных ст.ст. 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Закона № 129-ФЗ, или решений судов (п. 4 Порядка).
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации не устанавливает исключений из правил о специальном порядке государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе, относительно внесения в реестр записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, в силу п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Согласно п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей Закона № 7-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.
Таким образом, закон устанавливает специальные правовые последствия необеспечения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческих организациях, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации; внесение записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении юридических лиц, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации, недопустимо.
Учитывая изложенное, в случае представления в регистрирующий орган заявления по форме № Р34001 о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, в отношении которой применяется специальный порядок регистрации, и отсутствия копии распоряжения территориального органа Минюста России, принимается решение об отказе в государственной регистрации.
Согласно п. 6.3 Устава Фонда, назначение и увольнение исполнительного директора Фонда относится к исключительной компетенции Собрания учредителей Фонда. Собрание учредителей Фонда правомочно решать вопросы, связанные с назначением прекращением полномочий исполнительного директора.
От Фонда в Управление Минюста заявление о внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащейся в ЕГРЮЛ с приложением соответствующих документов о смене исполнительного директора не поступало.
Ввиду того, что органом, принимающим решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации по документам, представленным в отношении Фонда, является Управление Минюста России по Пермскому краю, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. «б» ст. 23 Закона № 129-ФЗ принято решение №А об отказе в государственной регистрации, в связи с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Из п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ следует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, в регистрирующий орган должно быть представлено «Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ» по форме № №, утвержденной Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № №@ (далее – заявление по форме №).
Положениями п. 1.2, п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что заявителем при данном виде государственной регистрации, вправе выступить только руководитель постоянно действующего исполнительного органа, то есть вновь назначенный руководитель Фонда «<данные изъяты>», подлинность подписи которого на заявлении свидетельствуется в нотариальном порядке, за исключением случая подписания заявления по форме № усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью заявителя.
С учетом положений ст. 10 Закона № 129-ФЗ, заявление по форме № № должно представляться в Управление Минюста России по <адрес>
Таким образом, регистрирующий орган не вправе вносить изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по собственной инициативе.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о ликвидации Фонда, в связи с несоблюдением последним норм п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ.
Арбитражным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № принято решение о ликвидации Фонда, а также на учредителей Фонда возложена обязанность по ликвидации юридического лица. На основании данного судебного акта, а также Распоряжения Управления Минюста России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-Р, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН № о принятии судом решения о ликвидации Фонда.
Кроме того в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, на основании представленных ИФНС России по <адрес> справок №№ № от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о предстоящем исключении Фонда из ЕГРЮЛ, как «недействующего» юридического лица. Сведения о вышеуказанном решении внесены в ЕГРЮЛ записью от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН №, а также опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Факт нарушения прав административного истца не установлен, налоговым органом соблюдены требования законодательства при вынесении обжалуемого решения, следовательно, оснований для признания незаконным решения Межрайонной ИФНС № России по <адрес> о признании незаконным об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ не имеется и требования истца не подлежат удовлетворению.
Требование истца о возложении обязанности на ответчика осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о Фонде «Фонд содействия развитию застроенных территорий» в ЕГРЮЛ о том, что ФИО1 не является руководителем Фонда «Фонд содействия развитию застроенных территорий» не подлежит удовлетворению поскольку принятие решения о внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, содержавшейся в ЕГРЮЛ по инициативе Управления Минюста РФ по <адрес>, без соответствующих документов, представленных Фондом, противоречит действующему законодательству..
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.
руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении требований к Министерству юстиции в лице Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>, Межрайонной ИФНС № России по <адрес> о признании незаконным решение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанностей о внесении информации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года.
Судья. Подпись
Копия верна
Судья О.А. Артемова
Дело № 2а-2914/2021