ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2914/2021ПРИ от 25.02.2022 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

76RS0024-01-2021-003946-10

Дело № 2а-2914/2021 Принято в окончательной форме 25.02.2022г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,

при секретаре Дёминой В.Э.,

с участием:

представителей административного истца по устному заявлению Смирновой А.О., директора Константинова В.А.,

представителя административного ответчика по доверенности Горбуновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело административному иску Ярославской областной общественной организации «Федерация велосипедного спорта Ярославской области» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области о признании недействительным решения,

у с т а н о в и л:

Административный истец, с учетом уточнения требований, обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (МИФНС):

- о признании недействительным решения МИФНС от 06.04.2020 № 1219 о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Ярославской областной общественной организации «Федерация велосипедного спорта Ярославской области» (ЯООО) и внесении записи от 27.07.2020 о прекращении юридического лица,

- обязании МИФНС исключить запись от 27.07.2020 о прекращении деятельности ЯООО.

В обоснование иска указано, что 06.04.2020 МИФНС принято решение НОМЕР о предстоящем исключении ЯООО из Единого государственного реестра юридических лиц.

27.07.2020 внесена запись о прекращении деятельности ЯООО на основании справки от 26.03.2020 № 196-С об отсутствии движения средств по счетам или отсутствие открытых счетов и справки от 26.03.2020 НОМЕР-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.

Решение о предстоящем исключении ЯООО из ЕГРЮЛ было принято в период наложения ограничений на деятельность спортивных организаций, связанных с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019пСоV», от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной (2019nCoV)».

Информация об исключении ЯООО из ЕГРЮЛ стала известна руководителю общества около месяца назад (иск подан в суд 06.04.2021).

С решением налоговой инспекции ЯООО не согласно, поскольку оно содержит положения, нарушающие права и законные интересы общества.

Наличие предусмотренных в ст. 21.1 Закона РФ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

Однако ЯООО организует соревнования, публикует календарь соревнований, проходящих на подконтрольной территории, занимается разработкой правил проведения соревнований, нормативов на тот или иной спортивный разряд, подготавливает спортивных судей. Деятельность общества не может быть прекращена по формальным признакам, ЯООО не прекращало своей деятельности в 2020 году, благодаря обществу были проведены соревнования в г. Ярославле на велотреке, имеются протоколы соревнований и другая соответствующая документация.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области (УФНС).

Представитель административного истца директор ЯООО Константинов В.А. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представитель административного истца Смирнова Е.О. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, также пояснила, что оспариваемое решение налогового органа затрагивает большой круг лиц, в т.ч. детей. ЯООО имеет право проводить соревнования на предмет присвоения спортивных званий и разрядов, сведения о которых передаются департаменту спорта по физической культуре и молодежной политики Ярославской области, которое присваивает спортивные разряды детям и взрослым. ЯООО на момент принятия оспариваемого решения не имела расчетных счетов, но это право общества, а не обязанность. Непредставление отчетности также не является основанием исключения из ЕГРЮЛ. Просила восстановить запись об обществе в ЕГРЮЛ.

Представитель административного ответчика Горбунова Т.В. требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель административного ответчика УФНС в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что Ярославская областная общественная организация «Федерация велосипедного спорта Ярославской области» было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 03.02.2009 состояло на налоговом учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, применяло общую систему налогообложения, не являлось субъектом малого и среднего предпринимательства.

26.03.2020 года ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля области в отношении ЯООО сформированы и направлены в Регистрирующий орган:

- справка НОМЕР-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, согласно которой у ЯООО отсутствуют открытые расчетные счета;

- справка НОМЕР-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которой последняя отчетность представлена организацией 06.01.2019 (налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость).

С учетом указанных сведений, налоговым органом 06.04.2020 года принято решение НОМЕР о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, на основании которого в ЕГРЮЛ 08.04.2020 внесена соответствующая запись за ГРН НОМЕР.

Данное решение в соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» НОМЕР (781) Часть-2 от 08.04.2020 года.

Согласно п. 1 ст. 123.4 ГК РФ общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В силу п.п. 1, 2 ст. 2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ЯООО является общественной организацией (ОКВЭД - 94.99 деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки), независимое добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся для совместной деятельности по защите общих интересов на предмет реализации целей и задач, указанных в Уставе общественной организации.

Согласно п. 5. ст. 13 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" по одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. При наличии общероссийской спортивной федерации по соответствующим виду или видам спорта региональная общественная организация, аккредитованная в качестве региональной спортивной федерации по этим же видам спорта, должна быть членом такой общероссийской спортивной федерации. Порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций (далее - порядок проведения государственной аккредитации региональных спортивных федераций) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная аккредитация региональных спортивных федераций осуществляется на срок не более чем четыре года в соответствии с порядком проведения государственной аккредитации региональных спортивных федераций и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.

Целью создания ЯООО является организация и проведение по соответствующему виду спорта региональных чемпионатов, первенств, разработка и утверждение положений (регламентов) о таких соревнованиях, наделение статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России в соответствии с ФЗ N 329-ФЗ.

Основной деятельностью ЯООО является всемерное содействие и популяризация спортивного и оздоровительного движения, создание новых форм и видов оздоровительной деятельности, прогрессивных тенденций оздоровительного движения, развитие международных спортивных связей.

ЯООО включает в себя следующие направления: «Велоспорт - ТРЕК», «Велоспорт - ШОССЕ», «Велоспорт - МАУНТИНБАЙК», «Велоспорт - ВМХ».

08.10.2019 приказом департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области ЯООО было аккредитировано по виду спорта «велосипедный спорт», сроком на 2 года.

Согласно п. 2 ст. 64 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.

Статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.

Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Суд соглашается с доводом административного истца о том, что на момент вынесения решения МИФНС ЯООО активно осуществляла фактическую деятельность, что подтверждается не только названным выше приказом департамента, но и представленными в дело копиями протоколов проведения групповых гонок, открытого осеннего чемпионата по велосипедному спорту, велосипедного спорта на треке, в период с мая 2019 по июль 2021.

В момент принятия оспариваемого решения на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) действовали ограничительные меры, вследствие чего ЯООО ограничила осуществление деятельности на период действия принятых мер, налоговую отчетность не сдавала, действия и принятые решения налогового органа, не имея в штате бухгалтера, не отслеживала.

ЯООО, являясь общественной организацией, не имеет расчетных счетов в кредитных организациях по причине отсутствия коммерческой деятельности.

Внося в ЕГРЮЛ оспариваемую запись, регистрирующий орган не учел, что открытие банковского счета является правом, а не обязанностью юридического лица, и, кроме того, не указал в оспариваемом решении, какую именно отчетность в соответствии с законодательством о налогах и сборах должна сдавать ЯООО, являющаяся некоммерческой организацией (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 по делу № 306-КГ17-7238).

Непредставление отчетности ЯООО и отсутствие операций по банковскому счету само по себе не является безусловным основанием для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица - некоммерческой организации.

Исходя из толкования нормы пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ принимается регистрирующим органом при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 06 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина Ф.", в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из ЕГРЮЛ взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона о регистрации устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.

Следует также принять во внимание, что согласно требованиям части 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принятие решения об исключении из единого государственного реестра юридического лица в указанном порядке, является правом, а не обязанностью регистрирующего органа.

Суд общей юрисдикции, на который, так же как и на законодателя, распространяются требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая в отношении общественной организации решение, затрагивающее ее права как юридического лица, обязан, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции, учитывать все обстоятельства дела, включая характер допущенных нарушений.

Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление общественной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения общественной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.

Иное истолкование положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", как допускающих возможность внесудебного исключения религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц без учета специфики ее деятельности и целей, ради которых она создается, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод, гарантированных каждому статьями 28 и 30 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.

Взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают возможность признания общественной организации недействующей и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц только в судебном порядке и только в случае, если будет установлено - учитывая, что деятельность общественной организации сама по себе к предпринимательской не относится и не связана с регулярным осуществлением операций по банковским счетам, - фактическое прекращение данной организацией своей уставной деятельности.

Руководствуясь положениями ст.ст. 50, 64.2, 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд исходит из того, что на момент вынесения решения ЯООО являлась фактически действующим юридическим лицом и осуществляла свою уставную деятельность в качестве хозяйствующего субъекта. Кроме того, законом допускаются случаи осуществления деятельности некоммерческими организациями без совершения банковских операций.

Таким образом, административные исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению и постановляет:

Признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 06.04.2020 НОМЕР о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Ярославской областной общественной организации «Федерация велосипедного спорта Ярославской области» ОГРН НОМЕР, ИНН НОМЕР.

Признать недействительными записи в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Ярославской областной общественной организации «Федерация велосипедного спорта Ярославской области» ОГРН НОМЕР, ИНН НОМЕР:

- от 08.04.2020 о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (недействующее юридическое лицо),

- от 27.07.2020 об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (прекращении юридического лица).

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 06.04.2020 НОМЕР о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Ярославской областной общественной организации «Федерация велосипедного спорта Ярославской области» ОГРН НОМЕР, ИНН НОМЕР.

Признать недействительными записи в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Ярославской областной общественной организации «Федерация велосипедного спорта Ярославской области» ОГРН НОМЕР, ИНН НОМЕР:

- от 08.04.2020 о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (недействующее юридическое лицо),

- от 27.07.2020 об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (прекращении юридического лица).

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Л. Андрианова