ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2915/17 от 14.11.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

...

№2а-2915/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2017 года Томск Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Шукшиной Л.А.,

при секретаре Дубовой И.А.,

с участием:

административного истца Курыновой А.И.,

представителя административного ответчика администрации города Томска – Бирюковой К.А., действующей на основании доверенности от 13 сентября 2017 года сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Курыновой Анны Игоревны к Администрации города Томска о признании незаконным решения Управления молодежной политики Администрации города Томска от 14 июля 2017 года, наложению обязанности выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья,

УСТАНОВИЛ:

Курынова Анна Игоревна обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Томска о признании незаконным решения Управления молодежной политики Администрации города Томска от 14 июля 2017 года, наложению обязанности выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В обоснование исковых требований указано, что административным истцом было подано заявление в Управление молодежной политики администрации г.Томска о предоставлении социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В соответствии с письмом начальника Управления молодежной политики администрации г.Томска от 14.07.2017 № 409/16-11 в перечислении средств социальной выплаты Курыновой А.И. было отказано. Причиной отказа явилось то обстоятельство, что предмет кредитного договора от 07.02.2017 №К-59/РИФ-17, представленный Курыновой А.И., не соответствует требованиям п.п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования. Так, согласно п.п. 11 кредитного договора №6117, который был заключен Курыновой А.И. ранее (02.07.2015), целью использования кредита является приобретение объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: Согласно п.п. 2.4 кредитного договора от 02.07.2015 №6117 целью данного договора является погашение основного долга по первоначальному кредиту на приобретение жилого помещения, что, по мнению административного истца, соответствует требованиям п.п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования.

Полагая, что отказ Управления молодежной политики администрации г.Томска от 14.07.2017 № 409/16-11 в перечислении средств социальной выплаты является незаконным, нарушающим ее права на получение жилого помещения на условиях обманутых дольщиков, истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Административный истец Курынова А.И. в судебном заседании дополнительно пояснила, что ее семья в установленном порядке была признана нуждающейся в государственной поддержке по улучшению жилищных условий. Кроме того, Курынова А.И. была включена в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках программы «Жилище». 02.06.2015 между Курыновой А.И., ее мужем и ПАО «Сбербанк России» был заключен ипотечный кредитный договор №6117. 07.02.2017 Курыновы заключили кредитный договор с АО «Газпромбанк» по программе «Рефинансирование единичного ипотечного кредита», согласно которому указанный кредит предоставляется на полное досрочное погашение основного долга по кредитному договору от 02.06.2015 №6117, заключенный заемщиками с ПАО «Сбербанк России». Все необходимые документы для получения социальной выплаты были представлены истцом в Управление молодежной политики администрации города Томска 29.03.2017. Спустя три недели после подачи документов Курыновой А.И. было сообщено, что решением Управления молодежной политики ее семье было отказано в социальной выплате. 14.07.2017 согласно заявлению истца о предоставлении мотивированного отказа в социальной выплате, ответчиком был выдан оспариваемый ответ.

Представитель административного ответчика Бирюкова К.А. административный иск не признала, представила письменный отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании. Указала, что основанием для отказа Курыновой А.И. в социальной выплате явилось не полное представление истцом документов, необходимых для ее получения. Так, согласно п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата может быть использована только в целях оплаты суммы долга и процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечного. Однако в нарушение указанной нормы истцом представлен кредитный договор, целью которого является рефинансирование кредитного договора №6117 от 02.06.2015. Таким образом, кредитный договор на приобретение жилого помещения истцом не представлен, в связи с чем, Курыновой А.И. было правомерно отказано в социальной выплате. Кроме того, представителем ответчика в судебном заседании было заявлено о пропуске срока на подачу заявления об обжаловании решения муниципального органа, который составляет три месяца со дня, когда истец узнала о нарушении своих прав и законных интересов.

Заслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения административного иска не находит, при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К решениям, подлежащим оспариванию в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся, в том числе акты органов государственной власти, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Суд определяет значимые по делу обстоятельства, подлежащие доказыванию (опровержению) и оценке: соответствие (несоответствие) оспариваемых решений, действий закону; нарушение решениями, действиями прав и свобод гражданина; полномочия органа (должностного лица) на принятие оспариваемого решения.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Решением Управления молодежной политики администрации города Томска от 22.03.2017 №4/48 семья Курыновой А.И. была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году, которым также было разъяснено, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использовании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее-Правила) для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты заявителям необходимо предоставить в Управление молодежной политики администрации города Томска документы, указанные в Правилах.

29.03.2017 Курыновой А.И. в Управление молодежной политики администрации города Томска было направлено соответствующее заявление на получение социальной выплаты с предоставлением комплекта документов.

Как следует из материалов дела, созаемщиками Курыновым М.А. и Курыновой А.И. 02.06.2015 был заключен ипотечный кредитный договор с ПАО «Сбербанк России» №6117, согласно которому кредитор обязуется предоставить, а созаемщики на условиях солидарной ответственности обязуются возвратить кредит «Приобретение готового жилья «Молодая семья» в соответствии с указанными в кредитном договоре условиями. Указанный ипотечный кредит погашен созаемщиками в рамках программы рефинансирования кредита АО «Газпромбанк». Так, 07.02.2017 созаемщиками Курыновой А.И. и Курыновым М.А. был заключен кредитный договор №К-59/РИФ-17 с АО «Газпромбанк», согласно которому указанный кредит предоставляется на полное досрочное погашение основного долга по кредитному договору от 02.06.2015 №6117.

Согласно приказу Управления молодежной политики администрации города Томска от 27.04.2017 №26/26-18 «О выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям, включенным в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»на 2015-2020 годы» семье Курыновой А.И. было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с абзацем 2 п.п. 33 Правил, в связи с предоставлением необходимых документов не в полном объеме (не представлен кредитный договор, соответствующий требованиям программы).

20.06.2017 Курынова А.И, обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении мотивированного отказа в получении указанной социальной выплаты, на которое Управлением молодежной политики администрации города Томска 14.07.2017 за номер №409/16-11 был дан оспариваемый ответ.

Суд считает, что Управлением молодежной политики администрации города Томска не было принято решения или допущено какого-либо действия (бездействия) при подготовке и направлении ответа на обращение заявителя, нарушающие его права и свободы гражданина, создающие препятствия к осуществлению его прав и свобод, незаконно возлагающие на него какую-либо обязанность или ответственность.

Порядок рассмотрения обращений граждан закреплен в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письмо от 14.07.2017 №409-16-11, направленное в адрес Курыновой А.И. носит информационно - разъяснительный характер, и по своей сути, не является решением Управления молодежной политики администрации города Томска об отказе в социальной выплате, а равно как и создающим препятствия к осуществлению прав и свобод административного истца, незаконно возлагающие на него какую-либо обязанность или ответственность. Следовательно, указанный ответ не нарушает права и законные интересы Курыновой А.И.

Кроме того, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд отмечает, что приказ Управления молодежной политики администрации города Томска от 27.04.2017 №26-16-18 «О выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям, включенным в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», согласно которому семье административного истца было отказано в предоставлении социальной выплаты, в установленном порядке не оспорен, требования о признании указанного приказа незаконным и подлежащим отмене административным истцом не заявлялись.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Курыновой А.И. о признании незаконным решения Управления молодежной политики Администрации города Томска от 14 июля 2017 года, наложению обязанности выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска к Администрации города Томска о признании незаконным решения Управления молодежной политики Администрации города Томска от 14 июля 2017 года, наложению обязанности выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья - Курыновой Анне Игоревне отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.

...

...

Судья: Л.А.Шукшина

...

...