ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2915/2023 от 27.09.2023 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№2а-2915/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2023 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Аверьяновой З.Д.

при секретаре Сундутовой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мастаковой Татьяны Васильевны к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании действий по отказу в компенсации расходов по проезду незаконными, обязании выплатить компенсацию, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истец Мастакова Т.В. обратилась в суд с иском к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании действий по отказу в компенсации расходов по проезду незаконными, обязании выплатить компенсацию, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что она в установленном Законом порядке признана лицом, пострадавшим от политических репрессий, имеет право на обеспечение мерами социальной поддержки. Реабилитированным лицам предоставляется один раз в год (туда и обратно) бесплатный проезд в пределах территории Российской Федерации железнодорожным транспортом. Компенсация расходов на проезд реабилитированным лицам производится при предъявлении проездных билетов по месту их постоянного жительства. 17.11.2022 года истец обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения» Советского района города Астрахани с заявлением о возмещении расходов на проезд транспортом в <адрес><адрес> и обратно в <адрес> через <адрес>. Письмом от 18.01.2023 года № 014420/03 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги ввиду отсутствия документов, подтверждающих понесенные расходы по проезду на междугородних линиях на территории Российской Федерации, поскольку оплата проезда произведена с банковской карты другого лица. Данный отказ, истец считает незаконным, поскольку к заявлению о компенсации стоимости затрат были предоставлены расписки о получении денежных средств от истца племяннице <ФИО>3, которой были приобретены железнодорожные билеты в системе интернет «Яндекс. Путешествия». Мастакова Т.В. указывает, что действующим законодательством не предусмотрено, что в счет подтверждения расходов на оплату проезда, лицо, признанное пострадавшим от политических репрессий, должно представить документ, подтверждающий оплату железнодорожного билета исключительно с его банковской карты. Просит суд признать действия ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» по отказу в компенсации расходов по проезду на железнодорожном транспорте незаконными. Обязать ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» выплатить компенсацию расходов, понесенных в 2022 году на проезд железнодорожным транспортом из <адрес> в <адрес> и обратно. Взыскать с ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани», Министерства социального развития и труда Астраханской области компенсацию причиненного морального вреда в размере 10000 рублей.

В судебном заседании истец участия не принимал, согласно заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Сайфулина Н.Р. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что предусмотренный Порядок выплаты компенсации предусматривает приобретение билетов из собственных средств заявителя, чеки подтверждающие оплату должны быть на имя лица, для которого предусмотрены льготы в виде компенсации за проезд или оплата должна быть с карты истца. Представлен письменный отзыв на иск.

В судебное заседание представитель министерства социального развития и труда АО не явился, извещен о дате и времени судебного заседания, причины неявки суду не известны.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом законным интересам заявителя.

При этом в силу прямого указания ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На территории г. Астрахани и Астраханской области отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области регулируются Законом Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области".

Статьей 24 Закона предусмотрена льгота для лиц, признанных реабилитированными, а также лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в виде выплаты денежной компенсации расходов по проезду на междугородных линиях по территории Российской Федерации (к месту назначения и обратно) один раз в год.

Из материалов дела следует, что 17 ноября 2022 года истец обратилась через филиал АУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» № 1 в Советском районе г. Астрахани с заявлением в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» о предоставлении государственной услуги: назначение пособия на оплату проезда и компенсации расходов на проезд отдельным категориям граждан. Льготная категория: лица, признанные реабилитированными, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. Заявителем предоставлены документы: копия паспорта, копия льготного удостоверения, электронный билет <номер> направление <адрес>-<адрес> (отправление 14.07.2022 г., прибытие 16.07.2022 г.), кассовый чек на сумму 4204.38 руб.; маршрутная квитанция, электронный билет <номер> направление <адрес> -курорт-<адрес> на сумму 5973.80 руб. отправление 14.08.2022 года; маршрутная квитанция электронного билета <номер>, стоимость билета 6396 руб., ООО «Авиакомпания «Победа», оплачено 24.05.2022 года, плательщик <ФИО>6.

Постановлением Правительством Астраханской области от 28 декабря 2016 г. № 476-П утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячного пособия на оплату проезда и компенсаций расходов на проезд отдельным категориям граждан. Пунктом 14 Порядка предусмотрен перечень документов, которые предоставляются заявителем для получения компенсации расходов на проезд к месту назначения, в том числе:

- проездные билеты на имя лица, признанного реабилитированным;

- документы, подтверждающие понесенные лицом, признанным реабилитированным, расходы по проезду на железнодорожном транспорте в плацкартном вагоне на междугородных линиях по территории Российской Федерации (к месту назначения и обратно), - в случае, если проезд лица, признанного реабилитированным, по территории Российской Федерации осуществлялся на железнодорожном транспорте в плацкартном вагоне;

- документы, подтверждающие понесенные лицом, признанным реабилитированным, расходы по проезду на междугородных линиях по территории Российской Федерации (к месту назначения и обратно), и выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке справку о стоимости проезда на железнодорожном транспорте в плацкартном вагоне, установленной на дату поездки, - в случае, если проезд лица, признанного реабилитированным, на междугородных линиях по территории Российской Федерации в районах, имеющих железнодорожное сообщение, осуществлялся видом транспорта (типом, классом вагона железнодорожного транспорта), не предусмотренным абзацем седьмым настоящего пункта;

- документы, подтверждающие понесенные лицом, признанным реабилитированным, расходы по проезду на междугородных линиях по территории Российской Федерации (к месту назначения и обратно) на автомобильном транспорте регулярных перевозок по регулируемым тарифам, справку об отсутствии железнодорожного сообщения к месту назначения - в случае если проезд лица, признанного реабилитированным, на междугородных линиях по территории Российской Федерации в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, осуществлялся на автомобильном транспорте регулярных перевозок по регулируемым тарифам;

- документы, подтверждающие понесенные лицом, признанным реабилитированным, расходы по проезду на междугородных линиях по территории Российской Федерации (к месту назначения и обратно) на воздушном транспорте по тарифу экономического класса, справку об отсутствии железнодорожного сообщения к месту назначения - в случае если проезд лица, признанного реабилитированным, на междугородных линиях по территории Российской Федерации в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, осуществлялся воздушным транспортом по тарифу экономического класса.

Таким образом, действующим Порядком назначения и выплаты денежной компенсации по проезду предусмотрено обязательное условие – представление документов, подтверждающих несение расходов за проезд именно лицом, признанным реабилитированным (пострадавшим от политических репрессий). Оплата проезда с использованием банковской карты третьего лица в качестве основания для возмещения расходов лицу, признанному реабилитированным, и лицу пострадавшим от политических репрессий данным Порядком не предусмотрена.

К заявлению Мастаковой Т.В. были приложены платежные документы об оплате расходов на проезд иным лицом, в связи с чем ГКУ «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани законно отказал в назначении и выплате компенсации расходов на проезд.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения требований истца в части признания незаконными действий ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» по отказу в компенсации расходов по проезду на железнодорожном транспорте, обязании ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» выплатить компенсацию расходов, понесенных в 2022 году по проезду железнодорожным транспортом из <адрес> в <адрес> и обратно.

Требование о выплате компенсации морального вреда в размере 10000 рублей является производным от основного требования, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Мастаковой Татьяны Васильевны к ГКУ «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании действий Государственного казенного учреждения АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» по отказу в компенсации расходов по проезду незаконным, обязании выплатить компенсацию, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца, через Советский районный суд г. Астрахани.

Полный текст решения изготовлен 6 октября 2023 года.

Судья З.Д. Аверьянова