ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2916/20 от 21.02.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело № 2а-2916/2020

86RS0004-01-2020-002077-09

Решение

Именем Российской Федерации

город Сургут 21 февраля 2020 года

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при секретаре Выбрик А.И., с участием административного истца Тинахаева Ф.А.о., его представителя Серобяна А.Г., административного ответчика Асмоловой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Тинахаева Ф.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации,

установил:

Тинахаев Ф.А.О. обратился в суд с административным иском, в котором указал, что в отношении него Управлением МВД России по ХМАО-Югре от 05.02.2020 на основании пп.8 п.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принято решение об аннулировании ранее выданного разрешение на временное проживание за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно в течение года со дня выдачи разрешения не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении. С решением не согласен, считает его незаконным. Разрешение ему выдано 28.05.2018 сроком действия до 28.05.2021. В настоящее время проживает в Сургуте по месту регистрационного учета: <адрес>. Состоит в браке с гражданкой Российской Федерации Т воспитывают несовершеннолетнюю дочь Т1. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя с присвоенным ИНН . Согласно выписке из банка «Точка ПАО Банка «Открытие» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по расчетному счету открытого на его имя проходили счета на сумму , что только подтверждает его трудовую деятельность. Оспариваемое решение затрагивает права и интересы не только его самого, но также интересы семьи, так как в настоящий момент доход от деятельности индивидуального предпринимателя является единственным доходом семьи с учетом того, что супруга и несовершеннолетний ребенок находятся на его иждивении.

Оспариваемое решение противоречит положениям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принято в разрез его интересам и семьи.

Просит отменить решения УМВД России по ХМАО-Югре от 05.02.2020.

Административный истец и его представитель (допущенный по письменному ходатайству административного истца в порядке ч.5 ст.57 КАС РФ) в судебном заседании настояли на заявленных административных исковых требованиях, основываясь на доводах изложенных в заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что оспариваемое решение вынесено при наличии достаточных оснований, в соответствии с положениями закона, административным истцом документально не подтверждено о трудовой деятельности за 2019 год, сведений от него в миграционную службу как того требует законодательство Российской Федерации не поступали. Тинахаев Ф.А.о. при получении разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации был предупрежден о предоставлении таковых сведений, однако требования уполномоченного органа им выполнены не были. Просила в удовлетворении исковых требований административного истца отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Тинахаева Ф.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики <данные изъяты>, что подтверждается копией паспорта, зарегистрирован по месту пребывания в Российской Федерации по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о заключении брака выданный ЗАГС Администрации города Сургута ДД.ММ.ГГГГ между гражданином Республики <адрес> Тинахаевым Ф.А. и гражданкой Российской Федерации Т заключены брачные отношения.

Согласн свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГТ1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Тинахаева Ф.А.о. и Т

Согласно выписки и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ иностранный гражданин Тинахаев Ф.А. зарегистрирован в ИФНС по городу Сургуту 15.04.2019 в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности (производство мебели) 26.2-1 с переходом на упрощенную систему налогообложения ).

Согласно выписке по счету индивидуального предпринимателя Тинахаева Ф.А.<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ наличие движения денежных средств: поступление в размере 198,500 рублей, расход 197,960 рублей, исходящий остаток 539,06 рублей.

Из представленных административным ответчиком сведений об иностранном гражданине следует, что УМВД России по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ в отношени ФИО7 принято решение об аннулировании ему ранее выданного разрешение на временное проживание на основании пп.8 п.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно в течение года со дня выдачи разрешения не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанность наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В силу статьи 2 названного Федерального закона временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание, в соответствии с указанным Федеральным законом, это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ ранее выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:

размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ устанавливается в порядке, определенном законами субъектов РФ. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре порядок установлен Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2013 N 24-оз "О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Величина прожиточного минимума на душу населения для трудоспособного населения на 2019 год утвержденная Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

за IV квартал 2019 года -15889; за III квартал 2019 года – 16647; за II квартал 2019 года – 16568; а I квартал 2019 года – 15980.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено представленными стороной истца документам, согласно выписки и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10.02.2020 иностранный гражданин Тинахаев Ф.А. зарегистрирован в ИФНС по городу Сургуту ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности (производство мебели) 26.2-1 с переходом на упрощенную систему налогообложения

Согласно выписке по счету индивидуального предпринимателя Тинахаева Ф.А.<данные изъяты>» с 01.01.2019 по 31.12.2019 имеется наличие движения денежных средств: поступление в размере 198,500 рублей, расход 197,960 рублей, исходящий остаток 539,06 рублей.

Учитывая, что согласно подпункту "з" пункта 6, пункту 9 "Правил определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N 9191 (в редакции от 15.10.2014), при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина учитываются в том числе и доходы от занятий предпринимательской деятельностью. Сведения об осуществлении предпринимательской деятельности в период с января 2019 года по декабрь 201 года имелись как в Налоговой так и Банковской системе.

Необходимо отметить, правовое значение для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации в данном случае имеет не факт непредоставления данным гражданином сведений о доходах за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание, а отсутствие дохода.

Таким образом, суд приходит к выводам о том, что на момент принятия оспариваемого решения заявитель Тинахаев Ф.А.о. обладал достаточными средствами, в размерах, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе Югре, а также что аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание влечет для него обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, без права въезда в течение 1 года, то есть нарушает права и интересы не только заявителя, но и членов его семьи, а значит, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, что оспариваемое решение не содержит мотивов крайней необходимости в интересах национальной безопасности и общественного порядке, с целями предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья и нравственности. В то же время должностными лицами УФМС при вынесении оспариваемого решения не была учтена личность Тинахаева Ф.А.о. и условия его проживания на территории России.

Обжалуемое решение об аннулировании временного разрешения на проживание на территории России не содержит мотивов и доводов о наличии со стороны заявителя в силу его личности угрозы нарушения вышеуказанным охраняемым законом интересам.

Сторонами не оспаривался тот факт, что Тинахаев Ф.А.о. в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в течение ста восьмидесяти суток.

Кроме того, как видно из дела и не было принято во внимание уполномоченным органом при вынесении оспариваемого решения, что Тинахаев Ф.А.о. женат с 2016. Жена Т является гражданкой Российской Федерации, воспитывают несовершеннолетнюю дочь, проживают совместно по месту пребывания. Является индивидуальным предпринимателем, стоит на налоговом учете в ИФНС по городу Сургуту.

Доказательств того, что Тинахаев Ф.А.о. не имел денежных средств, позволяющих содержать себя и свою семью, и прибегал к помощи государства, проживая на территории РФ, и не является законопослушным гражданином, УМВД России по ХМАО-Югре в материалы дела не представили, как не представили суду и доказательств, опровергающих вышеприведенные обстоятельства, на которые ссылался заявитель, тогда как статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Оценив исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, сопоставив степень общественной опасности совершенного административного правонарушения и угрозу нарушения прав, охраняемых законом интересов семьи, суд приходит к выводу о том, что аннулирование разрешения на временное проживание несоразмерно характеру совершенного Истцом деяния, не отвечает требованиям справедливости, а оспариваемое решение - принято без учета оценки всех обстоятельств дела в совокупности. Аннулирование разрешения на временное проживание влечет для Тинахаева Ф.А.о. обязанность добровольно покинуть Российскую Федерацию и, как следствие, нарушение его права на уважение личной и семейной жизни, гарантированное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем оспариваемые решения уполномоченного органа являются незаконными.

Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При признании незаконными решения УМВД России по ХМАО – Югре об аннулировании разрешения на временное проживание, Управлению МВД России по ХМАО – Югре надлежит принять меры к отмене последних.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Тинахаева Ф.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации Ханты-Мансийского автономного округа – Югре о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 28.01.2020 об аннулировании ранее выданного разрешение на временное проживание гражданину Азербайджан Тинахаеву Ф.А. в Российской Федерации.

Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации Ханты-Мансийского автономного округа – Югре устранить допущенные нарушения – отменить решение от 28.01.2020 об аннулировании ранее выданного разрешение на временное проживание гражданину Азербайджан Тинахаеву Ф.А. в Российской Федерации.

Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации Ханты-Мансийского автономного округа – Югре об исполнении настоящего решения сообщить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в суд, а так же Тинахаеву Ф.А.о.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца, через суд принявший решение.

Судья подпись О.В. Шерстобитов

КОПИЯ ВЕРНА 21 февраля 2020 года

Подлинный документ находится в деле № 2а-6120/2019

86RS0004-01-2020-002077-09

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_____________________________ О.В. Шерстобитов

Судебный акт вступил не вступил в законную силу

Секретарь суда ________________________________