ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2917/16 от 14.06.2016 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2917/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июня 2016 года г. Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федотова ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа в регистрации права собственности на землю,

УСТАНОВИЛ:

Федотов В.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Мордовия об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В обосновании требований указал, что уведомлением (сообщением) от 14.09.2015г. ему было отказано в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. , кадастровый , площадью 671 кв.м.

Как указывает административный истец, основанием к отказу в регистрации права собственности на земельный участок явился факт того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, т.е. представленные им документы не подтверждают его права на регистрируемый земельный участок.

С данным отказом административный истец не согласен, считает незаконным, поскольку он является членом СТ «Электрик-2» с 1984 года. Указанное СНТ было реорганизовано в форме присоединения к СНТ «Заозерный», после чего он стал его членом с 2001 года, фактически земельный участок , предоставленный ему, является одним и тем же земельным участком в СНТ «Заозерный» по <адрес> этом, на государственную регистрацию права собственности им были представлены: членская книжка садовода СТ «Заозерный», выданная 01.08.2000 года, кадастровая выписка о земельном участке, с правка СНТ «Заозерный» о членстве в указанном товариществе и о закреплении за ним земельного участка в связи с реорганизацией СТ «Электрик-2» в форме присоединения к СНТ «Заозерный». Считает, что членская книжка может быть иным документом, подтверждающим (устанавливающим или удостоверяющим) право гражданина на принадлежащий ему земельный участок, что является достаточным основанием для регистрации права собственности на него в упрощенном порядке в органе Росреестра. При этом также указывает, что исходя из толкований действующего на момент предоставления ему земельного участка из государственной собственности, он мог быть предоставлен в постоянное бессрочное пользование, документ об этом выделен быть не мог, а в настоящее время при изложенных обстоятельствах и основываясь на законодательстве, при отсутствии подтверждающего документа, земельный участок считается предоставленным в собственность.

В связи с изложенными обстоятельствами, просит суд признать незаконным сообщение Управления Росреестра по Московской области от 14.09.2015 об отказе в регистрации права собственности на земельный участок, и обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на заявленный им земельный участок.

В судебное заседание административный истец Федотов В.Н. не явился, извещен, его представитель, действующий на основании доверенности, подтвердив свои полномочия, административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, против доводов административного ответчика возражал, представил письменные возражения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области, действующая на основании доверенности, подтвердив свои полномочия, возражал против административного иска, считала отказ законным, просила в удовлетворении административного иска отказать по изложенным в письменных возражениях основаниям.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

В силу положений ст. 62 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Судом установлено, что 05.08.2015 года Федотов В.Н. обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о регистрации права собственности на занимаемый им земельный участок <адрес>, с кадастровым номером (л.д.82). Федотов В.Н. является членом СНТ «Заозерный», обратился за регистрацией права собственности в упрощенном порядке.

На государственную регистрацию права на вышеуказанный земельный участок им были представлены следующие документы: членская книжка садовода СТ «Заозерный», выданная 01.08.2000 года, кадастровая выписка о земельном участке, справка от 15.11.2014 СНТ «Заозерный» о членстве в указанном товариществе и о закреплении за ним земельного участка в связи с реорганизацией СТ «Электрик-2» в форме присоединения к СНТ «Заозерный» (л.д.82-99).

14.08.2015г. регистрация права собственности на указанный земельный участок приостановлена ввиду недостаточности представленных на регистрацию документов, а именно: не представлен документ, подтверждающий возникновение прав анна земельный участок. Федотову было разъяснено его право на обращение с заявлением о приостановлении регистрации права с указанием причин и срока, и также разъяснено, что в случае не предоставления в установленный регистратором срок указанных документов, в регистрации права будет отказано (л.д.81). На наличие данного уведомления о приостановлении государственной регистрации права административный истец в своем административном иске не указывает.

При этом, материалы регистрационного дела не содержат сведений о подаче Федотовым В.Н. каких-либо документов в качестве дополнения и устранения недостатков поданного заявления о регистрации права.

Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации от 14.09.2015 г. Управление Росреестра по Московской области, отказало Федотову В.Н. в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером по тем основаниям, что причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права, не устранены, правом на продление приостановления ФИО2 не воспользовался (л.д.80).

При этом, решение Управления Росреестра, оформленное уведомлением от 14.08.2015 № административный истец не оспаривает, равно как и причины приостановления осуществления государственной регистрации права собственности на испрашиваемый им земельный участок, предметом рассмотрения указанного административного дела данное уведомление не является. В связи с изложенными обстоятельствами, и поскольку оно не оспорено, вступило в законную силу.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации со дня его официального опубликования, то есть с 29 октября 2001 г.

Судом также установлено, что Федотовым В.Н. на государственную регистрацию права собственности на земельный участок в качестве правоустанавливающего документа представлена членская книжка садовода выданная 01.08.2000 г., с исправлениями.

Также необходимо отметить, что основными документами, подтверждающими право собственности на земельный участок, являются свидетельство о государственной регистрации права или свидетельство о праве собственности на землю, если право возникло до 1998 года, и документ, на основании которого это свидетельство было выдано. Эти документы являются правоустанавливающими и правоудостоверяющими.

К правоустанавливающим относятся документы, в соответствии с которыми земельный участок перешел во владение гражданина.

К правоудостоверяющим документам относятся свидетельства, выдаваемые после 1998 года соответствующим (территориальным) учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Свидетельство о государственной регистрации права - это документ, удостоверяющий юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав: свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"; государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей"; свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» согласно ст. 2.7. до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов.

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрены следующие документы:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

При таких обстоятельствах, с учетом ранее названных норм закона, суд приходит к выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности Федотова В.Н. на спорный земельный участок является законным и обоснованным, поскольку представленные им на регистрацию документы не могут являться основанием для регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества.

Иные доводы административного истца о праве на земельный участок судом отклоняются, поскольку, как изложено ранее, представленных им документов основания его возникновения для регистрации в ЕГРП не усматривается.

В сил ч. 1 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд считает необходимым разъяснить административному истцу, что при наличии земельного спора о праве на предоставленный земельный участок он вправе разрешить его в общем судебном порядке в соответствии со ст. 59 Земельного Кодекса РФ избрав способ защиты нарушенного права – признание права.

При этом, судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

На основании изложенного, при установлении законности отказа административным истцам в регистрации права собственности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск Федотова ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа в регистрации права собственности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий

Федеральный судья Разумовская Н.Г.