к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 08 июня 2016 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
с участием:
представителя административного истца, по доверенности ФИО1, представившей диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ ДВС №,
представителя административного ответчика – администрации города Сочи, Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи по доверенности ФИО2,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к административным ответчикам – администрации города Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Городскому С. С. об спаривании решения комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. об отказе в перевозе зон земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО3. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. в части изменения зоны земельного участка №-а, площадью 979 кв.м с кадастровым номером №, расположенного в садоводческом <адрес>, содержащиеся в выписке из протокола заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ; обязании Городское С. С. и администрацию города Сочи восстановить права и издать акт (решение) о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С. в части изменения зоны с Р–3 – зона природных территорий ограниченного пользования на зону Ж–2 – малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 м, в отношении земельного участка №-а, площадью 979 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного в районе <адрес>, и исполнении указанного акта; обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ, руководствуюсь пунктом 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратился в Городское С. С., а именно в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. с заявлением о рассмотрении вопроса по внесению изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С. в части изменения территориальные зоны земельного участка №-а с кадастровым номером №, расположенного в <адрес> с зоны Р–3 - зона природных территорий ограниченного пользования на зону Ж – 2 - малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 м, зарегистрированным за входящим номером 12 ИПЗЗ. К заявлению были приложены документы: заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С., свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, Справка Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта С. от ДД.ММ.ГГГГ№.01 – 21/8772, копия паспорта, а также другие необходимые документы.
Земельный участок, принадлежащий административному истцу, имеет категорию земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - для садоводства, предоставлен в августе 1994 года, что подтверждается свидетельством о праве пожизненного наследуемого владения №. Также, указывает административный истец, право собственности на указанный земельный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, считает истец, при составлении градостроительного плана территории муниципального образования города Сочи, входящего в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. границы указанного земельного участка и его фактическое использование не были учтены, в результате чего принадлежащий ему земельный участок, оказался в границах зоны Р-3 - зона природных территорий ограниченного пользования. В связи с данными обстоятельствами он был вынужден обратиться в Городское С. С., а именно в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. с целью упорядочивания земельно-имущественных отношений и изменения зоны градостроительного регулирования. В тоже время, спорный земельный участок находится в составе садоводческого товарищества «Сутугинское» и земельные участки, находящиеся по смежеству, расположены в зоне Ж-2 - малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 м, где, как считает административный истец, и должен находиться принадлежащий ему земельный участок Кроме того, он уже начал осваивать спорный земельный участок и в настоящее время ведется строительство жилого дома.
Решением Городского С. С., содержащимся в выписке из протокола заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С.№- ИПЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ, решено о переводе земельного участка, принадлежащего на праве собственности ему, ФИО3, из зоны Р -3 - зона природных территорий ограниченного пользования в зону Ж-2 - малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 м. Однако после проведения публичных слушаний на территории <адрес> решением комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С.Городским С. С.ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в переводе из зоны Р -3 - зона природных территорий ограниченного пользования в зону Ж-2 - малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 м испрашиваемого земельного участка, что, как указывает административный истец, подтверждается выпиской из протокола заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город курорт С.№ ИПЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Причин отказа в данном документе не содержится.
Считает отказ Городского С. С. во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. в части изменения зоны, принадлежащего ему земельного участка незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности ФИО1, имеющая высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ ДВС №, исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – администрации города Сочи, Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, по доверенности ФИО2, в судебном заседании заявленные требования не признала, посчитала об обоснованности и законности принятого административными ответчиками отказа, просила в удовлетворении требований отказать.
В назначенное судебное заседание не явился представитель административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, в адресованных суду возражениях на исковое заявление просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
В назначенное судебное заседание не явился представитель административного ответчика – Городского С. С., о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь требованиями ч.6, 7 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика, признав его неявку необязательной.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, находит в удовлетворении требований отказать, по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. руководствуюсь пунктом 3 статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО3 обратился в Городское С. С., а именно в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. с заявлением о внесении изменений в существующие Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. в части изменения зоны принадлежащего ему на праве собственности земельного участка №-а, площадью 979 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с зоны Р-3 - зона природных территорий ограниченного пользования в зону Ж-2- малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 м. Входящий номер заявления 12- ИПЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением городского С. С., содержащимся в выписке из протокола заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город курорт С.№ - ИПЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ решено о переводе земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО3, №-а с кадастровым номером №, площадью 979 кв.м, расположенного по адресу: садоводческое товарищество «Сутугинское» Хостинского района города Сочи из зоны Р -3 - зона природных территорий ограниченного пользования в зону Ж - 2 - малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 м.
Однако, после проведения публичных слушаний на территории Хостинского района города Сочи решением Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. административным ответчиком - Городским С. С., ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в переводе из зоны Р -3 - Зона природных территорий ограниченного пользования в зону Ж-2 - малоэтажная застройка домами коттеджного и блокированного типа до 15 м, земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, № - а, площадью 979 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного в районе <адрес> города Сочи.
Данный факт подтверждается выпиской из протокола заседания Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город курорт С.№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, отказывая ФИО3 во внесении изменений в существующие Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. в части изменения зоны градостроительного регулирования, в отношении принадлежащего ему земельного участка, Городское С. С. в лице Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С., руководствовалось результатами проведенных публичных слушаний на территории <адрес> Сочи и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в области градостроительного регулирования и планирования территориальных зон.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению Правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке, либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм закона следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
Самостоятельный же выбор правообладателем основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков возможен лишь в соответствии с градостроительным регламентом (части 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который применительно к земельному участку, принадлежащему ФИО3, такой возможности не допускает, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования в нем не обозначен.
Согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённым приказом Минэкономразвития РФ, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне, устанавливаются виды разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», с заявлением об учёте изменений земельного участка вправе обратиться собственники такого земельного участка, лица, обладающие данном земельном участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключён на срок более чем пять лет), а также представители указанных лиц действующие в силу полномочий основанных на нотариально удостоверенной доверенности, либо в силу полномочий, указанных в акте Государственного органа или органа местного самоуправления.
В связи с чем, внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости на земельные участки могут только собственники таких участков, либо лицо по доверенности.
При наличии оснований, предусмотренных статьей 26, 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета (учета изменений) будет приостановлено или в осуществлении кадастрового учёта (учёте изменений) будет отказано.
Вместе с тем, как установлено судом, не оспаривается административным истцом, в филиал ФГБУ «ФКП Россреестра» по Краснодарскому краю не поступало установленных статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» документов, необходимых для кадастрового учёта, вследствие чего, не представлялось возможным проверить данные документы на соответствие требованиям действующего законодательства.
Учитывая изложенное, органом кадастрового учета не принимались решения в отказе либо приостановления осуществления кадастрового учёта по основаниям указанным статья 26, 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление) и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд,
Иных доказательств обоснованности административного искового заявления административным истцом суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 к административным ответчикам – администрации города Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Городскому С. С. об спаривании решения комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт С. об отказе в перевозе зон земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года