Административное дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 16 марта 2016 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Серковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о возложении на Губернатора Красноярского края обязанности по предоставлению информации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать Губернатора Красноярского края – ФИО7 предоставить информацию о действиях военного пенсионера, ожидающего жилое помещение в избранном месте жительства, при естественном изменении состава семьи, когда дети стали совершеннолетними и заявили о правах на долю муниципального жилья, а также просил обязать ответить на поставленные в его обращении вопросы.
Требования мотивировал тем, что он, как ветеран военной службы, ветеран труда, а также в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обращение, в том числе и к Губернатору Красноярского края, и получение необходимой информации, если нарушаются его права. ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», где определен порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, закреплено, что РФ передает органам государственной власти субъектов РФ для осуществления полномочия по обеспечению таких граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Руководитель субъекта РФ – губернатор является законодателем по обеспечению жилыми помещениями уволенных военнослужащих до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края» нарушаются его права и законные интересы членов его семьи, он обратился к Губернатору Красноярского края со следующими вопросами о разъяснении положений действующего законодательства, регламентирующих вопросы обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Причиной указанного обращения послужило то, что административный истец после увольнения с военной службы имеет право жить в избранном месте жительства – г. Красноярск с получением бесплатного жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края лишило его данного права. Административный истец неоднократно обращался в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края с просьбой дать ответы на поставленные в обращениях вопросы, но ответов так и не последовало. Он обратился к Губернатору Красноярского края с вопросами:
1. Как и каким образом в Законе № отображены данные права для детей военнослужащего (членов), которые стали совершеннолетними и заявили о своих правах на долю муниципального жилья, в котором они проживали?
2. В каких случаях Закон № может отменять право местного органа самоуправления, определенное ч. 1 ст. 132 Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ?
3. Как и каким образом в Законе № отображается ч. 2 ст. 1 ЖК РФ?
4. Как и каким образом в Законе № отображаются права граждан по разделу муниципального жилого помещения, как это определено ст.ст. 244-252 ГК РФ между членами семьи? Дети административного истца не дождались жилищной очереди и решили убыть из состава семьи. Если совершеннолетние дети будут выписываться из муниципального жилья, без получения жилой доли, тогда они будут ухудшать свои жилищные условия, что недопустимо по ЖК РФ. Министерство запрещается сдавать жилые доли в праве, что противоречит ст. 251 ГК РФ. Как должны поступить?
5. Как и каким образом в законе № отображаются гарантии государства по обеспечению военнослужащего и членов его семьи жилым помещением в избранном месте жительства, если при естественном изменении состава семьи, когда семья уменьшилась, рассыпались все гарантии?
Все его обращения незаконно переадресовываются в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в связи с чем он вынужден обратиться в суд для защиты своих прав на получение информации.
В судебное заседание административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, по изложенным в административном иске основаниям; дополнительно пояснил, что считает незаконными действия Губернатора Красноярского края, который перенаправил все его неоднократные обращения за октябрь-ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года и не рассмотрел его обращений по существу, поэтому просит обязать Губернатора Красноярского края рассмотреть его обращения и дать ясные и понятные ответы и информацию.
Представитель административного ответчика Губернатора Красноярского края ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования не признала, дополнительно суду пояснила, что в соответствии со ст. 90 Устава Красноярского края Губернатор Красноярского края осуществляет предусмотренные ею полномочия, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции высшего должностного лица субъекта РФ федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края. ФЗ «О статусе военнослужащих» определены в том числе полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным ФЗ, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов РФ. Согласно подпункту «ш» ст. 61 Устава Красноярского края посредством законов Красноярского края, принимаемых Законодательным Собранием Красноярского края, осуществляется нормативное регулирование по вопросам, если такое регулирование согласно федеральным нормативным правовым актам возлагается на орган законодательной власти субъекта РФ либо поручается субъекту РФ или его органам государственной власти без отнесения этого регулирования к компетенции конкретного органа государственной власти субъекта РФ. В целях исполнения указанных полномочий на территории Красноярского края Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон Красноярского края ль ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края», которым определены, в том числе, полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ, в частности, Министерства строительства и архитектуры Красноярского края - в настоящее время Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края. Кроме того, правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ч. 1 указанного закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращения. Поскольку реализация Закона «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края» была возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, то именно данное Министерство уполномочено осуществлять рассмотрение обращений граждан по соответствующим вопросам. ФИО1 неоднократно обращался за разъяснениями порядка реализации им права на обеспечение жильем, на что ему были даны ответы уполномоченным органом – Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края. Несогласие истца с содержанием данных ответов, а также с положениями законодательства по вопросам обеспечения жильем военнослужащих не говорит о нарушении уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края порядка рассмотрения обращений граждан.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, что обеспечение органами государственной власти края получения гражданами необходимой, достаточной и достоверной информации о своей деятельности, а также разъяснение ими гражданам своих решений действий установлено ст. 3 Устава Красноярского края. Полагает, что в данном случае административный истец использует свое право на получение информации посредством направления запросов, в том числе и Губернатору Красноярского края; на все его обращения, поступившие в Министерство из администрации Губернатора Красноярского края предоставлены надлежащие ответы.
Изучив заявленные требования, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 неоднократно, в том числе в июле, августе, октябре ДД.ММ.ГГГГ года, обращался на имя Губернатора Красноярского края с заявлениями о разъяснении положений законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жилим помещением военнослужащего, поставленного до ДД.ММ.ГГГГ на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, при изменении состава его семьи.
По результатам изучения поступивших обращений, администрацией Губернатора Красноярского края даны ответы (в том числе от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым его обращения перенаправлены для рассмотрения по существу в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Дав оценку указанным обстоятельствам, суд не находит оснований для признания оспариваемых действий незаконными.
Согласно ст. 1 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1).
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от ДД.ММ.ГГГГ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения… (ч. 3)
Согласно подпункту 2 пункта 1.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 21.08.2008 № 51-п, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет: оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях (сферах) градостроительной деятельности, жилищных отношений…
Кроме того, согласно п. 3.52 указанного Положения к компетенции Министерства относится рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в установленном порядке.
Законом Красноярского края от 09.06.2016 № 12-5954 «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края» полномочия по включению в сводный список граждан, принятых до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом распоряжения Правительства Красноярского края от 13.10.2014 № 786-р возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ст.ст. 6, 8, 10 Закона края).
Поскольку предметом обращений административного истца являлись вопросы, затрагивающие обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, жилыми помещениями, то администрация Губернатора Красноярского края правомерно перенаправила указанные обращения для рассмотрения по существу в тот орган исполнительной власти, к компетенции которого данные вопросы непосредственно относятся, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска и возложения на Губернатора Красноярского края обязанности по рассмотрению обращений ФИО1 по существу и представлении ответов на поставленные в них вопросы - не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 о возложении на Губернатора Красноярского края обязанности по предоставлению информации и ответов на поставленные в его обращениях вопросы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева