ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-291/20 от 02.06.2020 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-291/2020

УИД 65RS0017-01-2020-000076-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2020 года г. Холмск Сахалинской области

Холмский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Н.В. Беляевой,

при секретаре Н.А. Чернецовой,

с участием административного истца С.В. Латашенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Латашенко С. В. к Собранию муниципального образования «Холмский городской округ», депутату Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва Никитину Д. Н. о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности по принятию решения о прекращении депутатских полномочий,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГЛаташенко С.В. обратилась в Холмский городской суд с административным исковым заявлением к Собранию МО «ХГО», депутатам Собрания МО «ХГО» шестого созыва Никитину Д.Н., Болдакову С.Н., Груниной Е.В., Старцевой О.И. о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности по принятию решения о прекращении депутатских полномочий депутатов Собрания МО «ХГО» шестого созыва, избранных в составе списка кандидатов политических партий.

В обоснование административного иска указано, что решением Холмской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, выборы 20 депутатов Собрания МО «ХГО шестого созыва признаны состоявшимися и действительными. В списке избранных депутатов от партии Справедливая Россия указан Никитин Д.Н., от партии ЛДПР – Болдаков С.Н., от партии Коммунистическая партия РФ – Грунина Е.В. и Старцева О.И..

Административный истец указывает, что в соответствии с пунктами 1.1 и 1.4 статьи 12 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Несоблюдение требований, указанных в пункте 3 статьи 2.1 настоящего Федерального закона и пунктах 1.1 - 1.3 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

В соответствии с пунктами 4 и 4.1 статьи 4 названного Федерального закона, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракции), за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.

Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.

Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4.1 настоящей статьи.

В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Пунктом 16 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что не менее половины депутатских мандатов подлежат распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Вместе с тем, указанными Федеральными законами не предусмотрено иных условий обязательного вхождения депутата во фракцию, кроме факта избрания по партийному списку и предполагает досрочное прекращение его депутатских полномочий за несоблюдение требований по обязательному вхождению в депутатскую фракцию политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом.

Действующие депутаты Собрания МО «ХГО» Никитин Д.Н., Болдаков С.Н., Грунина Е.В. и Старцева О.И., не вошли в состав депутатских фракций политических партий, от которых они были избраны депутатами.

При этом, действующее законодательство о выборах, политических партиях и об организации органов государственной власти субъектов РФ не рассматривает членство в политической партии в качестве условия избрания гражданина в депутаты по списку данной партии. Ни вхождение во фракцию, ни пребывание в ней депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, избранного по списку политической партии, не обусловлено членством в этом партии.

Считает, что депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, обязаны создавать фракции данных политических партий в представительном органе. Отказ депутатов, избранных в составе списка кандидатов, выдвинутых политическими партиями, в создании фракции в представительном органе является основанием для прекращения депутатских полномочий.

14 ноября 2019 года на 20 внеочередной сессии Собрания МО «ХГО» большинством голосов депутатов Собрания принято решение № 20/6-150 «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания МО «ХГО» шестого созыва Латашенко С.В.», основанием к принятию которого послужил тот факт, что Латашенко С.В. не состояла в депутатской фракции.

Указывает, что применение Собранием депутатов оснований, как «не состоявшая в депутатской фракции», при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Латашенко С.В., и не применение тех же оснований в отношении других депутатов одного и того же представительного органа, а именно в отношении депутатов Собрания МО «ХГО» Никитина Д.Н., Болдакова С.Н., Груниной Е.В. и Старцевой О.И., нарушает права и законные интересы Латашенко С.В.

На основании изложенного, Латашенко С.В. поставлены требования о признании действий (бездействия) депутатов Собрания МО «ХГО» шестого созыва - Никитина Д.Н., Болдакова С.Н., Груниной В.Б. и Старцевой О.И., избранных в составе списка кандидатов от политических партий незаконными, в части неисполнения обязанности в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вхождению и нахождению в составе депутатских фракций политических партий (их региональных отделений) в представительном органе МО «Холмский городской округ» шестого созыва, от которых они выдвинуты и избраны в составе списка кандидатов; признании незаконным бездействия Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» по принятию решения Собрания о досрочном прекращении полномочий депутатов С. - Никитина Д.Н., Болдакова С.Н., Груниной Е.В., Старцевой О.И. при наличии правовых оснований - по факту не вхождения и не создания ими депутатской фракции политической партии в разумный срок - со дня избрания депутатами Собрания МО «Холмский городской округ» шестого созыва, от которой они избраны депутатами в составе списка кандидатов; возложении обязанности на Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» по принятию решения о прекращении депутатских полномочий депутатов С. МО «Холмский городской округ» шестого созыва, избранных в составе списка кандидатов от политических партий Никитина Д. Н. (Справедливая Россия), Болдакова С. Н. (ЛДПР), Груниной Е. В., Старцевой О. И. (КПРФ) при наличии ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184 -ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и за не соблюдение требований статьи 35.1. Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2012 года № 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой.

Определением Холмского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена председатель Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» Силкина Е. И..

Определением Х. городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований Латашенко С.В. к депутатам Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва Болдакову С. Н., Груниной Е. В. и Старцевой О. И. о признании действий (бездействия) незаконными, прекращено.

Представитель административного ответчика Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», административные ответчики Никитин Д.Н., Болдаков С.Н., Грунина Е.В., Старцева О.И., заинтересованное лицо Силкина Е.И. в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От представителя административного ответчика Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает отзыв на административное исковое заявление.

В судебном заседании административный истец Латашенко С.В. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в иске.

Выслушав административного истца Латашенко С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исходя из смысла приведенных требований закона, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возможно при наличии двух условий: несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных данным федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Положениями ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также определены основания досрочного прекращения депутатских полномочий и сроки рассмотрения вопроса о прекращении полномочий.

В силу ч. 3 ст. 9 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области» изменение (продление или сокращение) срока полномочий органов, депутатов и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На основании ч.3 ст. 29, ч.3 ст. 36, ч.3 ст. 30 Устава муниципального образования «Холмский городской округ», утв. Решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 06.03.2013 № 52/4-878 органы местного самоуправления Холмского городского округа обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по защите прав населения на местное самоуправление. Депутаты Собрания Холмского городского округа избираются сроком на пять лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Собрания Холмского городского округа нового созыва. Собрание Холмского городского округа как представительный орган местного самоуправления обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Сахалинской области.

Порядок и основания прекращения полномочий депутатов Собрания Холмского городского округа установлен ст. 37 Устава, и в силу ч.1 ст. 37 Устава определяются и регулируются федеральным законодательством, законодательством Сахалинской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами, утверждаемыми Собранием Холмского городского округа.

Согласно п. 3 ст. 37 Устава полномочия депутата Собрания Холмского городского округа прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как видно из материалов дела, решением Холмского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Латашенко С.В. удовлетворены частично, решение Собрания МО «Холмский городской округ» шестого созыва от 14.11.2019 г. № 20/6-150 «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания МО «Холмский городской округ» шестого созыва Латашенко С. В.» признано незаконным.

На Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» возложена обязанность устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов Латашенко С. В. в качестве депутата Собрания МО «Холмский городской округ» шестого созыва, восстановив ее в полномочиях депутата Собрания Муниципального образования «Холмский городской округ».

При рассмотрении дела судом установлено, что оснований прекращения полномочий депутата досрочно, в связи с ликвидацией политической партии, прямо предусмотренных нормами Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» не установлено.

В обоснование заявленных требований Латашенко С.В. указано, что решением Холмской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области № 95/510 от 10 сентября 2018 года, выборы 20 депутатов Собрания МО «ХГО» шестого созыва признаны состоявшимися и действительными, в списке избранных депутатов от партии Справедливая Россия указан Никитин Д.Н., который с даты избрания депутатом Собрания МО «Холмский городской округ» в разумный срок не вошел в состав депутатской фракции политической партии, от которой избран депутатом. Указывает, что не применение Собранием МО «Холмский городской округ» тех же оснований по прекращению полномочий, в связи с нарушением ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отношении других депутатов одного и того же представительного органа, а именно в отношении Никитина Д.Н., нарушает её права.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Ф3№131), депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 3 настоящей статьи. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования (ч.2 ст.35.1 Ф3№131).

Согласно части 1 статьи 11 Регламента Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденного решением Собрания от 31.10.2013г. №2/5-9, депутаты вправе образовывать в Собрании депутатские объединения (депутатские фракции) по партийной принадлежности или иным политическим интересам.

Часть 2 ст. 11 Регламента предусматривает, что депутатские объединения (депутатские фракции) образуются на добровольной основе в количестве не менее 2 депутатов.

В силу ч. 3 Регламента, об образовании депутатского объединения (депутатской фракции) и их списочном составе, а также об изменении состава или прекращении деятельности руководитель или иной представитель депутатского объединения (депутатской фракции) по поручению депутатского объединения (депутатской фракции) письменно информирует председателя Собрания для обязательного оглашения информации на ближайшем заседании (сессии) Собрания.

На основании п. 4 Регламента, депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении (депутатской фракции).

В соответствии с п. 5 Регламента, депутаты, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений или депутатскую фракцию при их создании либо выбывшие из их состава, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения (депутатской фракции).

В списке избранных депутатов Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва по единому избирательному округу (приложение 1) к Решению Холмской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области№ 95/510 от 10 сентября 2018 года «Об утверждении результатов выборов депутатов Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва по единому избирательному округу от партии Сахалинское региональное отделение Партии Справедливая Россия указан Никитин Д. Н..

Согласно протоколу организационного собрания депутатов Собрания МО «Холмский городской округ» шестого созыва Политической партии« Либерально-Демократическая партия России» от 04 марта 2020 года по 4 вопросу повестки решили создать фракцию Политическая партия «Либерально-Демократическая партия России» в Собрании МО «Холмский городской округ» шестого созыва. С учетом личных заявлений депутатов включить в состав фракции депутатов Сергеева С.Е., Болдакова С.Н., Никитина Д.Н.

ДД.ММ.ГГГГ в Собрание МО «Холмский городской округ» поступило обращение руководителя депутатской фракции С. Е. Сергеева «Об образовании депутатской фракции « Либерально-Демократическая партия России» в составе Сергеева С.Н., Болдакова С.Н., Никитина Д.Н., которое рассмотрено на 25 сессии Собрания МО «Холмский городской округ».

Перечисленные доказательства не свидетельствуют о бездействии административных ответчиков, а также о нарушении каких-либо прав административного истца, при этом, суд учитывает, что заявленные требования административного истца не преследует восстановления какого-либо нарушенного права.

Учитывая изложенное, требования Латашенко С.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Латашенко С. В. в удовлетворении исковых требований к Собранию муниципального образования «Холмский городской округ», Никитину Д. Н. о признании действий (бездействия) незаконными по неисполнению обязанности по вхождению и нахождению в составе депутатских фракций политических партий (их региональных отделений) в представительном органе МО «Холмский городской округ» шестого созыва, о признании незаконным бездействия Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата, возложении обязанности на Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» по принятию решения о прекращении депутатских полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов от политических партий при наличии ограничений, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Н.В. Беляева