ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-291/2021 от 01.03.2021 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 марта 2021 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Уваровой Л.Г.,

при секретаре Козыревой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № *** по уточненному административно исковому заявлению Жильцова В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Самарской области о признании решения налогового органа незаконным, о перерасчете налога на налоговый период, в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Жильцов В.В. обратился с данным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Самарской области, просит

признать действия административного ответчика по отказу в перерасчете земельного налога за период 2016 г. и отказу в перерасчете земельного налога за 2017-2019 г., начисленного на вновь образуемые земельные участки из земельного участка с кадастровой номером № ***, в связи с изменением его кадастровой стоимости,

обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области произвести пересчет земельного налога (земельного участка с кадастровым номером № ***) за 2016 год и за 2017-2019 года с учетом новой кадастровой стоимости на вновь выделенные земельные участки, а также взыскать судебные расходы. В обоснование требований указал, что им была подана жалоба на действие налогового органа - Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Самарской области о пересчете налога. Решением исх. № *** от 20.10.2020 жалоба была оставлена без удовлетворения, в связи, с чем он обратился в суд для защиты своих прав, так как считает действия налогового органа неправомерными. Им было подано заявление о пересчете налога (вх. № *** от 13.07.2020 г.) в Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области. Ответом от 04.09.2020 г. (исх. № ***) был произведен перерасчёт налога, которым Инспекция неверно применила расчет налоговых платежей в отношении объекта недвижимого имущества: № ***, земельный участок, расположенный по адресу <адрес> Решением Самарского областного суда от 25.05.2020 года кадастровая стоимость указанного выше участка была снижена и составила 13 071 616 руб. по состоянию на 09.01.2013 года. При этом дата подачи административного иска считается 11.11.2019 г. Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной з течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Такими основаниями являются, в том числе, решения комиссии и суда. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2019, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. Положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков— физических лиц осуществляется не более чем затри налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, исчисляемый с соответствующей даты уплаты. Таким образом, налогоплательщик сможет вернуть переплату по земельному налогу за период три года с момента возникновения переплаты, т.е. подавая заявление 11.11.2019 г., вправе можно вернуть налог, уплаченный за 2016 год. На основании п. 2 ст. 375. п. 1 ст. 391 и п. 1 ст. 403 НК РФ в общем случае налоговая база по налогу на имущество организаций (в отношении отдельных объектов недвижимого имущества), земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (для субъектов Российской Федерации, перешедших к исчислению налога по кадастровой стоимости) определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося за налоговым периодом. При этом, как отмечается в письме ФНС России от 27.№ *** кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 01.01.2019, и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для релей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. 3 свою очередь, следует учитывать положения п. 7 ст. 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога. То есть заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение грех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому он вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды (в пределах трех лет с момента уплаты налога) и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм. Аналогичные разъяснения, содержатся в письме ФНС России от 25 сентября 2013 г. № ***. Если кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, то для исчисления земельного налога сведения о новой кадастровой стоимости применяются, по общему правилу, с даты начала применения для целей налогообложения сведений о кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (абз. 5 п. 2 ст. 403 НК РФ).Согласно Письму Минфина России от 15.02.2019 № *** в соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 и пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о" зачете (возврате) излишне уплаченного налога. До 2019 года новая (оспоренная) стоимость недвижимости применялась для налогооблажения с начала того налогового периода, в котором было подано заявление об оспаривании. За предыдущие годы налоговая база не пересматривалась. Соответственно, переплаченные налоги не подлежат перерасчету. Земельный налог по кадастровой стоимости уплачивался с 2015 года, заявление об оспаривании стоимости недвижимости подано только в 2018 году. В этом же году заявление было удовлетворено. До 2019 года налог по новой стоимости можно было рассчитывать именно с начала 2018 года. Переплата за предыдущие годы так и оставалась в бюджете. Следовательно, если кадастровая стоимость объекта применялась в целях налогообложения более трех лет, а заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта будет подано, в апреле 2020 года, налогоплательщик организация максимально имеет право вернуть переплату по земельному налогу (налогу на имущество), уплаченному в 2017 года ( письма Минфина России от 15.07.2019 N № ***, от 05.04.2019 N № ***). Но налоговый орган не пересчитал сумму земельного налога, взыскиваемую за 2016 год. Так же налоговым органом не полностью пересчитан земельный налог за 2017 год, с учетом новой кадастровой стоимости, ссылаясь на то, что участок был размежеван и новая кадастровая стоимость не распространяется на новые земельные участки, что так же является неправомерным. В силу п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в л. п. 4 и 6 указанной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделении одного земельного участка на несколько, каждый новый участок - это новый объект, а предыдущий прекращает свое существование (п. п. 1, 2 ст. 11.4 ЗК РФ). В результате чего налоговый орган должен: поставить на учет каждый земельный участок, который образовался в результате деления первоначального объекта; снять с учета участок, из которого были образованы новые объекты. При снятии объекта с учета инспекция должна выдать (направить) в течение 15 рабочих дней с момента внесения изменений в ЕГРН уведомление по форме N 2-4-Учет (п. 2 -84,п. 4 ст. 85 НК РФ). Согласно п. 23 Приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости..." «кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется пропорционально изменению его площади. Следовательно, если вступившим в законную силу судебным актом суда удовлетворены исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, кадастровая стоимость вновь образованных в результате раздела участка земельных участков определяется уполномоченными органами исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судом. Если земельный участок образован в течение налогового периода, то налоговая база в данном периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абзац 2 п. 1 ст. 391 НК РФ). При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативны актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном ст. 5 НК РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № ***. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № ***. Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, еслипрямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ). Методические указания по определению кадастровой стоимости (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N № ***) предусматривают, что в случае разделения и выдела земельного участка кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется следующим образом: рыночная стоимость (внесенная в качестве кадастровой по решению суда) всего первоначального участка делится на площадь данного участка. Получившаяся величина является удельным показателем кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (УПКС ЗУ). УПКС ЗУ умножается на площади вновь образованных участков и получаются кадастровые стоимости новых участков.

В судебное заседание административный истец – Жильцов В.В. требования поддержал в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Самарской области Гуленков И.Н. требования не признал, указал в отзыве, по требованиям о перерасчете земельного налога за 2016 год по земельному участку кадастровый № ***., что согласно сведениям органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Жильцова В.В. в период с 21.05.2010г. по 19.01.2017г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 63:37:1903006:4, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость в период с 09.01.2013г. по 18.01.2017г. постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012г. № *** определена в размере 33 689 911.38 руб., решением Самарского областного суда от 25.05.2020г. установлена в размере 13 071 616 руб.В соответствии с вышеуказанными данными о земельном участке с кадастровым номером № ***, налоговым органом были произведены начисления земельного налога за период 2015-2017 г.г. (налоговое уведомление № *** от 23.09.2018 г.) Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ). Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода, согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не/ предусмотрено настоящий пунктом. Пунктом 1.1 ст. 391НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 V 334-ФЗ) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как разъяснено в письмах ФНС России от 27.№ ***О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», от 20.02.2019 № ***; письмах Минфина России от 15.02.2019 № ***, от 25.12.2019 № ***, из абзаца первого пункта 2.1 статьи 52 НК РФ следует, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ., так же следует учитывать положения пункта 7 статьи 78 НК РФ устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога. Согласно, письма Минфина России от 25.12.2019 г. № ***, для целей Налогового кодекса правовое значение для определения налоговых периодов, за которые осуществляется перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога, имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления в связи с перерасчетом, а не налогового уведомления, в котором была указана сумма налога, исчисленная налоговым органом на основании кадастровой стоимости земельного участка, являющейся предметом оспаривания. Следовательно, при направлении налогового уведомления в 2020 году в связи с перерасчетом перерасчет суммы земельного налога может быть осуществлен не более чем за три календарных года (2017 - 2019 г.), предшествующих году направления налогового уведомления. 13.07.2020 г. в адрес Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области Жильцовым В.В. было направлено обращение (вх. № ***) в котором он просил произвести перерасчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № *** в связи с изменением кадастровой стоимости на основании установления его рыночной стоимости по решению Самарского областного суда от 25.05.2020г. и по всем выделенным из него и вновь сформированным земельным участкам за 2015-2019 гг. с учетом оплаты 23.11.2016 г. земельного налога за 2015 г. в сумме 131 258 руб.

В рамках рассмотрения обращения Жильцова В.В. Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области был направлен запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с целью уточнения информации об основании (причине) изменения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежавших Жильцову В.В. на праве собственности. Согласно полученному ответу от 13.08.2020г. № 11670 из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № *** в период с 09.01.2013 г. по 18.01.2017 г. была определена Постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 № *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области» и составляла 33689911.38 руб.; решением Самарского областного суда от 25.05.2020 г. установлена кадастровая стоимость в размере 13071616 руб. Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области по результатам рассмотрения обращения Жильцова на основании действующего законодательства и решения Самарского областного суда от 25.05.2020 г., произведен перерасчет земельного налога на уменьшение на земельный участок с кадастровым номером № *** за 2017 год с учетом кадастровой стоимости в размере 13 071 616 руб. и сформировано налоговое уведомление № *** от 01.09.2020 г., которое направлено в соответствии со статьей 11.2 и статьей 52 НК РФ в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В перерасчете земельного налога за 2015-2016 годы отказано, поскольку указанные налоговые периоды находятся вне пределов перерасчета.

Согласно правилам пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога (в сторону уменьшения) осуществляет с л не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, то есть три предшествующих обращению Заявителя налоговых периода. Поскольку, обращение Жильцова В.В. в Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области (как и дата принятого решения Самарского областного суда) последовало в 2020 году, то перерасчет земельного налога правомерно осуществлен лишь за 2017 год в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 ПК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. В административном исковом заявлении административный истец ошибочно указывает на связь между датой подачи заявления в суд (11.11.2019 г.) и правом возврата налога, уплаченного за 2016 год. В информационном ресурсе Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области отсутствуют сведения об оплате Жильцовым В.В. земельного налога за 2016 год, платежные документы, свидетельствующие о фактической уплаченной сумме земельного налога за 2016 год истцом не представлены. Между тем, Жильцовым В.В. 23.11.2016г. была произведена оплата земельного налога за 2015 год по реквизитам налогового уведомления № *** от 04.09.2016 г. (индекс документа № ***, налоговый период 01.12.2016 г.). Данная информация подтверждена налогоплательщиком в обращении в Инспекцию (вх. № *** от 13.07.2020 г.) и копией чека от 23.11.2016 г. об оплате налога в сумме 131 258 руб. Таким образом, довод административного истца о праве возврата налога уплаченного за 2016 год не состоятелен, поскольку условие реализации права налогоплательщика на возврат налога, указанное в п. 7 ст. 78 НК РФ, предполагает наличие соответствующей суммы излишне уплаченного налога, тогда как переплата и оплата земельного налога за 2016г. у Жильцова В.В. отсутствует. По требованиям о перерасчете земельного налога за 2017-2019 годы по выделенным (вновь образованным) земельным участкам из участка с кадастровым № *** указал, что в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка (пункт 1 статьи 391 НК РФ).Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления земельного налога представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (п. 4 ст. 391 НК РФ)Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления земельного налога определяются только на основании сведений, указанных в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

Жильцов В.В. согласно полученному ответу от 13.08.2020г. № *** из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области является собственником ряда земельных участков расположенных по адресу: <адрес>», образованных из земельного участка № *** По результатам анализа представленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области сведений, установлено, что кадастровая стоимость земельных участков с 2017 по 2019 годы не изменялась. Доказательств её изменения Жильцовым В.В. не представлено. Таким образом, законных оснований для перерасчета земельного налога на земельные участки, выделенные из земельного участка с кадастровым номером № *** за 2017-2019 г.г. не имеется. Просит суд в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объёме.

Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.

Согласно п. 4 с. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

В силу ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Судом установлено, что административный истец Жильцова В.В. в период с 21.05.2010г. по 19.01.2017г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 63:37:1903006:4, расположенного по адресу <адрес>, кадастровая стоимость в период с 09.01.2013г. по 18.01.2017г. постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012г. № *** определена в размере 33 689 911.38 руб., решением Самарского областного суда от 25.05.2020г. установлена в размере 13 071 616 руб.

В соответствии с вышеуказанными данными о земельном участке с кадастровым номером № ***, налоговым органом были произведены начисления земельного налога за период 2015-2017 г.г., что подтверждается налоговым уведомлением № *** от 23.09.2018 г., где указаны суммы за 2015 г. -505349 руб., (12/12 мес.) за 2016 г. – 505349 руб., (12/12 мес.) за 2017 г. 42112 руб., (1/12 мес.) из расчета по налоговой ставке 1.5

13.07.2020 г. в адрес Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области Жильцовым В.В. было направлено обращение (вх. № *** /ЗГ), в котором он просил произвести перерасчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером 63:37:1903006:4 в связи с изменением кадастровой стоимости на основании установления его рыночной стоимости по решению Самарского областного суда от 25.05.2020г. и по всем выделенным из него и вновь сформированным земельным участкам за 2015-2019 гг. с учетом оплаты 23.11.2016 г. земельного налога за 2015г. в сумме 131 258 руб.

В рамках рассмотрения обращения Жильцова В.В. Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области был направлен запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с целью уточнения информации об основании (причине) изменения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежавших/принадлежащих Жильцову В.В. на праве собственности.

Информационным письмом от 13.08.2020г. № *** филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области сообщил, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № *** в период с 09.01.2013 г. по 18.01.2017 г. определена Постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 № *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области» и составляла 33689911.38 руб.; решением Самарского областного суда от 25.05.2020 г. установлена кадастровая стоимость в размере 13071616 руб.

Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области по результатам рассмотрения обращения Жильцова на основании действующего законодательства и решения Самарского областного суда от 25.05.2020 г., произведен перерасчет земельного налога на уменьшение на земельный участок с кадастровым номером № *** за 2017 год с учетом кадастровой стоимости в размере 13 071 616 руб.

В связи, с чем 01.09.2020 Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области было сформировано налоговое уведомление № *** от 01.09.2020 г., которое было направлено в соответствии со статьей 11.2 и статьей 52 НК РФ в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, где сумма налога указана в размере 16340 руб.(1/12 мес.) из расчета налоговой ставки 1.5 и кадастровой стоимости объекта 13071616 руб.

В перерасчете земельного налога за 2015-2016 годы отказано, поскольку указанные налоговые периоды находятся вне пределов перерасчета.

В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ). Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода, согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не/ предусмотрено настоящий пунктом.

Пунктом 1.1 ст. 391НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 V 334-ФЗ) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Обращение Жильцова В.В. в Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области, как и дата принятого решения Самарского областного суда, состоялось в 2020 году, то перерасчет земельного налога правомерно осуществлен лишь за 2017 год в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 7 ст. 78 ПК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела Жильцовым В.В. 23.11.2016г. была произведена оплата земельного налога за 2015 год в сумме 131258 руб., по реквизитам налогового уведомления № *** от 04.09.2016 г. (индекс документа № ***, налоговый период 01.12.2016 г.).

Таким образом, требования административного истца о праве возврата налога уплаченного за 2016 год не могут быть состоятельны и удовлетворены судом, поскольку условие реализации права налогоплательщика на возврат налога, указанное в п. 7 ст. 78 НК РФ, предполагает наличие соответствующей суммы излишне уплаченного налога, тогда как переплата и оплата земельного налога за 2016г. у Жильцова В.В. отсутствует, что также подтверждается материалами гражданского дела.

Жильцова В.В. обращаясь с данным иском в суд просит признать не законными действия административного ответчика по отказу в перерасчете земельного налога за 2017-2019гг.,начисленного на вновь образуемые земельные участки из земельного участка с кадастровой номером 63:37:1903006:4, в связи с изменением его кадастровой стоимости, однако судом данные требования не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 391 НК РФ в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка

Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления земельного налога представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (п. 4 ст. 391 НК РФ).

Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления земельного налога определяются только на основании сведений, указанных в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

Согласно сведений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области направленных в адрес налогового органа 13.08.2020 г. Жильцов В.В. является собственником ряда земельных участков расположенных по адресу: <адрес> образованных из земельного участка № ***.

Вместе с тем Межрайонная ИФНС России № *** поСамарской области по результатам анализа представленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области сведений, установила, что кадастровая стоимость земельных участков с 2017 по 2019 годы не изменялась и доказательств её изменения Жильцовым В.В. не представлено.

Таким образом, у административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, законных оснований для перерасчета земельного налога на земельные участки, выделенные из земельного участка с кадастровым номером № *** за 2017-2019 г.г. не имелось.

При таких обстоятельствах, суд полагает административный иск Жильцова В.В. следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Жильцова В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № *** по Самарской области, – оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Уварова Л.Г.

Мотивированное решение изготовлено 05.03.2021 года.

Судья Уварова Л.Г.