ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-291/2022 от 11.08.2022 Чухломского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-291/2022

УИД 44RS0019-01-2022-000463-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чухлома 11 августа 2022 года

Чухломский районный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Соколова Н.В.,

при помощнике судьи Фахрутдиновой В.Н.,

с участием прокурора Дзугова Р.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чухломского района о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чухломского района обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет». Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на Интернет-страницах, расположенных по адресам: https://, https содержатся видеоролики с агрессивным поведением несовершеннолетних и в их отношении, а также избиением детей.

Согласно ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьями 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, статьей 118 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, статьей 119 118 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, статьей 117 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за истязание.

Статьей 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса РФ.

За совершение мелкого хулиганства предусмотрена административная ответственность по ст.20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вышеуказанная информация, размещенная на Интернет-страницах, расположенных по адресам: https://, https не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Сведения о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) оправдывающая противоправное поведение;

5) содержащая нецензурную брань;

6) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Таким образом, отсутствие запрета на дальнейшее распрастранение указанной информации может нанести вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, что противоречит требованиям вышеприведенных норм закона, возлагающих на все органы власти обязанность принимать меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

В судебном заседании прокурор поддержал административные исковые требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица, Управления Роскомадзора по Костромской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в отзыве на административное исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частями 1, 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Частью 5 пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Признание тех или иных информационных материалов незаконными, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.

Из акта проверки от 25.07.2022 года следует, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что на Интернет-страницах, расположенных по адресам: https://, https:// размещены видеоролики избиения школьников. Информация, размещенная в сети «Интернет» по вышеуказанным адресам не включена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установить владельцев сайтов не представляется возможным, при этом вход на сайты свободный, регистрация пользователей, для доступа к использованию размещенной на них информации не требуется. Ознакомиться с содержанием, скопировать их материалы в электронном виде, а также приобрести размещенный товар может любой Интернет-пользователь.

Данные факты никем не оспариваются.

Статьями 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, статьей 118 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, статьей 119 118 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, статьей 117 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за истязание.

Статьей 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса РФ.

За совершение мелкого хулиганства предусмотрена административная ответственность по ст.20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наличие такой информации в общедоступном ресурсе нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, влечет создание условий и предпосылок для совершения правонарушений. Обеспечение свободного доступа к данной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и административных правонарушений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства.

Таким образом, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Чухломского района удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-страницах, расположенных по адресам: https://, https://, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Меры предварительной защиты сохранить до вступления решения суда в законную силу.

Решение подлежит немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения страниц Интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Соколов Н.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 августа 2022 года