ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2920/19 от 18.06.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2920/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2019 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при секретаре Прокопьевой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жерносек О.Н. о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области,

УСТАНОВИЛ:

Жерносек О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что с 27 сентября 2017 года она является собственником земельного участка с кадастровым номером , который относится к землям сельскохозяйственного назначения и с момента возникновения права собственности использовался ею для сельскохозяйственного производства. В соответствии с п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговая ставка по земельному налогу в отношении принадлежащего ей земельного участка должна составлять 0,3% его кадастровой стоимости. Между тем, в соответствии с налоговым уведомлением № 22086125 от 04.07.2018 при расчете земельного налога налоговым органом была применена налоговая ставка 1,5%, что является неправомерным. Неправомерность применения налоговой ставки 1,5% подтверждается также письмом Минфина России № 03-05-06-02/6228 от 04.02.2019, согласно которому после перехода права собственности на земельный участок, который не использовался для сельскохозяйственного производства прежним владельцем, подлежит применению налоговая ставка в размере 0,3%, поскольку основания полагать, что новый владелец не использует участок по его назначению, отсутствуют. В ответе на поданную ею 16.12.2018 в УФНС России по Калининградской области жалобу административный ответчик указал на необходимость ее обращения в Управление Россельхознадзора по Калининградской области в целях отмены постановления по делу об административном правонарушении № 02/231/2017 от 06.10.2017. Данное постановление, видимо, вынесено в отношении прежнего владельца земельного участка и в соответствии с законодательством у нее нет права на его обжалование. 13.01.2019 она повторно подала жалобу в УФНС России по Калининградской области, которая была рассмотрена в качестве обращения, без применения к порядку рассмотрения поданной ею жалобы положений главы 20 НК РФ. Просит суд признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области, выразившиеся в применении налоговой ставки 1,5% при расчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером за налоговый период 2017 года.

Административный истец Жерносек О.Н. в суд не явилась, представителя не направила, извещена надлежаще.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области по доверенности Дорондова И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, и указала, что пониженная налоговая ставка – это, по сути, налоговая льгота. Административным истцом не представлены документы, подтверждающие использование земельного участка по назначению в соответствии с видом его разрешенного использования. Письмо Минфина РФ носит рекомендательный характер и не подлежит применению к спорным правоотношениям.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Калининградской области по доверенности Тен Д.И. в удовлетворении административного искового заявления просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Управление Россельхознадзора по Калининградской области представителя в суд не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В соответствии с пп. 3, 6 п. 2 Решения окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 26.11.2015 № 314 «Об установлении на территории муниципального образования «Зеленоградский городской округ» земельного налога» для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена ставка налога в размере 0,3%; в отношении прочих земельных участков – в размере 1,5%.

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и использовании их для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

Таким образом, налоговая ставка 0,3%, по своей сути, является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по целевому назначению.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 27 сентября 2017 года Жерносек О.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Предыдущий владелец земельного участка Р.Н.Ф. постановлением Управления Россельхознадзора по Калининградской области по делу об административном правонарушении № 02/231/2017 от 06.10.2017 был привлечен к административной ответственности за совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Имеющаяся у административного ответчика информация о не использовании земельного участка в соответствии с целевым назначением послужила основанием для внесения в базу данных налоговых органов записи «земли, используемые не в соответствии с целевым назначением».

В налоговым уведомлении № 22086125 от 04.07.2018 Жерносек О.Н. исчислен земельный налог за 3 месяца 2017 года, исходя из налоговой ставки 1,5%.

Доказательств, подтверждающих использование в спорный налоговый период принадлежащего административному истцу земельного участка для сельскохозяйственного производства ни налоговому органу, ни суду в ходе рассмотрения дела не представлено.

Следовательно, расчет земельного налога произведен в полном соответствии с требованиями налогового законодательства.

Ссылка административного истца на письмо Минфина России № 03-05-06-02/6228 от 04.02.2019 представляется несостоятельной, поскольку данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, имеет информационно-разъяснительный характер и не исключает обязанности нового собственника земельного участка подтвердить факт устранения нарушений, допущенных прежним собственником и послуживших основанием для отмены пониженной налоговой ставки.

По смыслу положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения сроков обращения в суд с административными исковыми требованиями возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу положений ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен по заявлению лица о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Исходя из содержания жалоб административного истца, приложенных к административному исковому заявлению, 16 декабря 2018 года в день подачи первой жалобы Жерносек О.Н. уже было получено налоговое уведомление, соответственно, о нарушении своих прав она узнала не позднее указанной даты. В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратилась только 27 апреля 2019 года, то есть спустя четыре месяца с момента получения налогового уведомления.

Срок на обращение в суд с административными исковыми требованиями административным истцом пропущен, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обжалование постановления, суду не представлено, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

При таком положении, учитывая, что необходимая совокупность условий, при которых возможно применение пониженной ставки земельного налога, отсутствует, срок на обращение в суд административным истцом пропущен и в отсутствие соответствующего ходатайства не подлежит восстановлению, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Жерносек О.Н. о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года.

Судья: