ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2921/2023УИД230050-01-2023-003235-85 от 06.12.2023 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-2921/2023 УИД 23RS0050-01-2023-003235-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 06 декабря 2023 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А.,

при секретаре судебного заседания Немченко Т.Ю.,

с участием: представителя административного истца Карасановой Г.С. – адвоката Тоникова М.В., представившего ордер и удостоверение ,

представителя административного ответчика – администрации МО Темрюкский район – Клыковой М.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО Темрюкский район об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Карасанова Г.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

1) признать незаконным решение администрации муниципального образования Темрюкский район, выраженное в отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения отступа от границы смежного земельного участка с кадастровым номером

2) признать незаконным постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка площадью 400 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Темрюкский муниципальный район, Голубицкое сельское поселение, <адрес> в связи с нарушением срока его принятия.

В обоснование своих требований административный истец указала, что она является собственником земельного участка общей площадью 400+/-7 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - туристическое обслуживание, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, ст-ца Голубицкая, <адрес> «а».

В виду намерения на возведение на данном земельном участке объекта капитального строительства - гостинцы, а также особенностей линейных параметров участка, истцом в администрацию муниципального образования Темрюкский район было подано заявление о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения отступа от границы смежного земельного участка до 1.1 м.

Согласно постановлению администрации муниципального образования Темрюкский район от ДД.ММ.ГГГГ, заявление истца было принято к рассмотрению и публичные слушания по рассмотрению её вопроса были назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, в виду смежного расположения земельного участка истца с участком с кадастровым номером 23:30:0402001:86 (являющегося общедолевой собственностью для подходов и подъездов к земельным участкам по <адрес>), а также клиновидной формой принадлежащего истцу земельного участка, экономически целесообразное освоение земельного участка при условии требований градостроительных регламентов было признано невозможным. Согласно мнению членов комиссии, сложившаяся застройка не позволяет в полной мере использовать территорию с ограничениями, изложенными для основного разрешенного использования (5.2.1 - Туристическое обслуживание). Проектируемое двухэтажное здание имеет прямоугольную форму, с размерами по внешнему контуру 20.1 на 6.9 м. Габаритные размеры проектируемого здания подобраны оптимальным образом, с учетом рекомендуемой площади помещений в проектируемом здании и расположения на участке дополнительных сооружений.

Комиссией было принято решение о направления данного заключения в комиссию по правилам землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования Темрюкский район, для подготовки рекомендаций главе муниципального образования Темрюкский район, для принятия решения по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в части сокращения отступа от границ участка.

Поскольку в адрес истца длительное время не поступало никаких уведомлений по рассмотренному на публичных слушаниях вопросу, по истечении 11 месяцев, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию муниципального образования Темрюкский район с заявлением о выдаче ей постановления администрации муниципального образования <адрес>, принятого по результату проведенных публичных слушаний. В ответ на данное заявление истцу была предоставлена копия постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка площадью 400 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Темрюкский муниципальный район, Голубицкое сельское поселение, <адрес>, земельный <адрес>», согласно которому истцу отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения отступа от границы смежного земельного участка с кадастровым номером 1.1м.

Административный истец считает, что отказ администрации муниципального образования Темрюкский район в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения отступа от границы смежного земельного участка с кадастровым номером <адрес> 1.1м, а также правовой акт - постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными, так как противоречат положениям действующего законодательства и Градостроительного кодекса РФ, кроме того, вынесено с нарушением срока его принятия, предусмотренного ч. 6 ст. 40 ГрК РФ. Исходя из сроков, предусмотренных указанной нормой закона, предусмотренных для данных административных процедур, данное постановление подлежало принятию не позднее, чем ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что при рассмотрении вопроса истца комиссией было предоставлено заключение о допустимости отклонений от предельных параметров разрешенного строительства, она добросовестно полагала о том, что администрацией муниципального образования Темрюкский район будет принято постановление о разрешении данных отклонений, в связи с чем ею было начато возведение объекта капитального строительства в проектируемых параметрах (с учетом отклонений). До её запроса в адрес администрации о предоставлении полного пакета документов по результатам рассмотрения заявленного вопроса на публичных слушаниях, она не знала, что ей было отказано в предоставлении отклонений от параметров разрешенного строительства, и что возводимый объект капитального строительства выстроен с нарушениями, и по данной причине имеет признаки самовольной постройки.

Считая действия административного ответчика незаконными и необоснованными, Карасанова Г.С. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца Карасановой Г.С. – адвокат Тоников М.В., в судебном заседании предъявленный административный иск поддержал, заявленные требования просил удовлетворить в полном объёме, ссылаясь на те же обстоятельства, а также пояснил, что по его мнению, срок обращения в суд с настоящим административным иском истцом не пропущен, так как закон не содержит требований, обязывающих заявителя следить за официальным опубликованием нормативных актов и ненормативных правовых актов органа местного самоуправления в СМИ, в том числе и в сети Интернет. Кроме того, из буквального толкования положений административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», следует, что направление заявителю путем рассылки, либо вручение постановления заявителю под роспись является обязательным условием оказания рассматриваемой муниципальной услуги. Представителем административного ответчика не представлено доказательств того факта, что оспариваемое постановление высылалось или вручалось Карасановой Г.С. под роспись ранее, чем последовало её непосредственное обращение в администрацию МО Темрюкский район с заявлением о выдаче данного акта, а именно 07 июня 2023 года. До получения копии постановления на основании заявления от 07 июня 2023 года, административному истцу не было известно его содержание.

Представитель административного ответчика – администрации МО Темрюкский район – Клыкова М.А., в судебном заседании с предъявленным административным иском не согласилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать полностью, ссылаясь на их необоснованность, а также на пропуск административным истцом срока обращения в суд с настоящим иском.

Суд, выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление Карасановой Г.С. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Карасанова Г.С. обратилась в администрацию МО <адрес> с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка по адресу: <адрес>А, обусловив необходимость его получения сложностью конфигурации земельного участка, а именно: с северной и южной стороны участка распложена территория общего пользования, отступ от которой согласно градостроительному регламенту составляет 5м. С восточной и западной стороны расположены земельные участки, отступ от которых согласно градостроительному регламенту составляет 3м. Граница с земельным участком с кадастровым номером (является общедолевой собственностью для подходов и подъездов к земельным участкам по <адрес>), имеет форму дуги, которая ведет к сужению участка с западной стороны. Граница допустимого размещения объектов капитального строительства имеет следующие размеры: с северной стороны 20,12м, с западной стороны 3,1м, с южной стороны 20,26м, с восточной стороны 7,8м. Ввиду смежного расположения земельного участка с участком с кадастровым номером (является общедолевой собственностью для подходов и подъездов к земельным участкам по <адрес>), а также его клиновидной формы, экономически целесообразное освоение земельного участка при условии требований градостроительных регламентов является невозможным. Сложившаяся застройка не позволяет в полной мере использовать территорию с ограничениями, изложенными для основного разрешенного вида использования. Проектируемое здание планируется расположить в 1,1м от земельного участка с кадастровым номером . Для «туристического обслуживания» Правил землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения, проектируемое здание выступает за границы места допустимого строительства зданий и сооружений от предельных параметров капитального строительства на 3,9м. от земельного участка с кадастровым номером

В соответствии с ч. 1.1 ст. 40 ГрК РФ, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.

Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (ч. 4 ст. 40 ГрК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <адрес> издано постановление «О проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка по адресу: <адрес>А», которые были назначены на ДД.ММ.ГГГГ, в 09 часов 30 минут (опубликовано в сети интернет ДД.ММ.ГГГГ и в периодическом печатном издании газете «Тамань» (10940) ДД.ММ.ГГГГ).

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч. 5 ст. 40 ГрК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения публичных слушаний подготовлено заключение в соответствии с обоснованием необходимости получения на разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, которое направлено в комиссию по правилам землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования <адрес> для подготовки рекомендаций главе МО <адрес> для принятия решения о предоставлении разрешения, либо отказе в получении такого разрешения.

05.12.2022 за комиссией по правилам землепользования и застройки подготовлены рекомендации главе об отказе в предоставлении такого разрешения, причиной для чего послужили следующие обстоятельства: 10.06.2022 управлением муниципального контроля в связи с поступившим запросом заместителя прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведено совместно со старшим помощником прокурора <адрес> Гриненко В.В. обследование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, ст-ца Голубицкая, <адрес> «а», на предмет фактического использования и законности возведения объекта капитального строительства.

Исходя из отсутствия в управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес>, а также в администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> сведений о наличии выданных в отношении земельного участка с кадастровым номером документов, предусмотренных ст. 51, ч. 5 ст. 56 ГрК РФ, установлен факт самовольного возведения объекта капитального строительства, что явилось основанием для обращения администрации МО <адрес> в суд с иском (ДД.ММ.ГГГГ) о признании объекта самовольным и его сносе.

Решением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу отказано в удовлетворении исковых требований администрации МО Темрюкский район к Карасановой Г.М. о признании самовольным и сносе двухэтажного объекта капитального строительства, возведенного в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, ст-ца Голубицкая, <адрес> «а», удовлетворены встречные требования о признании права собственности на двухэтажную туристическую гостинцу площадью 182,3 кв.м. (не вступило в законную силу).

На момент выездного осмотра ДД.ММ.ГГГГ, трехэтажный объект капитального строительства уже имел параметры, соответствующие актуальным, что подтверждается материалами гражданского дела , исходя из чего следует вывод, что возведение объекта в границах, несоответствующих предельным параметрам в части отступа от земельного участка с кадастровым номером , было осуществлено Карасановой Г.С. без получения соответствующего акта о предоставлении разрешения на отклонение.

В соответствии с ч. 6 ст. 40 ГрК РФ, глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (ч. 6 ст. 40 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ, со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.

Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Таким образом, с учетом поступивших рекомендаций комиссии, основанных на выявлении факта самовольного строительства, а также норм ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ, администрацией муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ подписано постановление «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка с КН <адрес>

С учетом вышеизложенного довод административного истца об уверенности в положительном ответе администрации, обусловленном заключением о результатах публичных слушаний, в связи с чем, объект возведен в параметрах и границах, определенных собственником самостоятельно, не обусловлен нормами градостроительного законодательства, так как заключение являлось исключительно промежуточным этапом в рамках рассмотрения заявления о допустимости отклонений от параметров разрешенного строительства и не давало оснований и права собственнику возводить объект без получения окончательного ответа, а также наличия разрешительной документации в отношении объекта капитального строительства коммерческого назначения.

Оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка с КН 23:30:0402001:469», в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, опубликовано на официальном сайте администрации в день подписания, соответственно в случае наличия у собственника заинтересованности в исходе получения муниципальной услуги, собственник имела возможность ознакомиться с оспариваемым не нормативно-правовым актом со дня его официального опубликования.

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения предъявленного Карасановой Г.С. административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации МО Темрюкский район о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения отступа от границы смежного земельного участка с кадастровым номером до 1.1 м; и о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка площадью 400 кв.м., с кадастровым номером <адрес> расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Темрюкский муниципальный район, Голубицкое сельское поселение, <адрес> в связи с нарушением срока его принятия - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Назаренко

Мотивированное решение суда изготовлено 08.12.2023