ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2922/20 от 11.02.2021 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2а-584/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. СеверскаяКраснодарского края11 февраля 2021 года.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего

Сурмениди Л.Л.,

при секретаре судебного заседания

Лихман О.В.,

с участием:

представителя административного истца

Моисеевой Е.А.,

действующей на основании доверенности № 23АВ0875187 от 12.11.2021г.,

представителя административного ответчика

Наталенко В.С.,

действующего на основании доверенности № 01-17/8000 от 16.09.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева В.В. к администрации МО Северский район о признании отказа органа местного самоуправления незаконным и обязании предоставить земельный участок в аренду,

установил:

Васильев В.В. в лице своего представителя Моисеевой Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Северский район о признании отказа органа местного самоуправления незаконным и обязании предоставить земельный участок в аренду. В обосновании заявленных исковых требований административный истец указал о том, что 07.08.2020 года он обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в порядке, предусмотренном пп. 14 п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ. В соответствии с содержанием указанной нормы, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.Как следует из содержания абз. 20 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составеинвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельныхучастков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.Следовательно, он имеет право на предоставление земельного участка без проведения торгов. 09.09.2020 года ему было отказано в предоставлении земельного участка в аренду на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, предусматривающего отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в случае разработки схемы с нарушением норм, установленных ст. 11.9 ЗК РФ, с указанием на невозможность размещения на земельном участкеобъектов недвижимости. В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формируемый земельный участок граничит с землями общего пользования по всем четырем точкам.Факт наличия беспрепятственного доступа к формируемому земельному участку усматривается и из анализа публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru/). В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», администрацией муниципального образования Северский район не обеспечено объективное, всестороннее рассмотрение его обращения, что нарушает его права и законные интересы.При направлении письменного ответа, специалистом администрации указан неверный адрес заявителя: ст. Северская, ул. Юбилейная, д. 9, в то время как в его заявлении указан адрес:ст. Северская, ул. Юбилейная, д. 35, в связи с чем,ответ он получил значительно позже. Полагает, что исходя из содержания ч. 1 ст. 4 КАС РФ, установленный преклюзивный срок следует считать с даты полученияим письменного ответа на обращение, а не с даты регистрации документа и присвоения ему номера.Таким образом, срок подачи настоящего административного искового заявления не пропущен. Проси признать незаконным отказ администрации муниципального образования Северский район в предоставлении в аренду Васильеву В.В. земельного участка общей площадью 3 000 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Новодмитриевская, в кадастровом квартале 23:2660903003, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; обязать администрацию муниципального образования Северский район предоставить в аренду Васильеву В.В. земельный участок общей площадью 3 000 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Новодмитриевская, в кадастровом квартале 23:2660903003, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Представитель административного истца Моисеева Е.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении административных исковых требованийв полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного истца администрации МО Северский район Наталенко В.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал о том, что 09.09.2020 года административному истцу был дан отказ администрации муниципального образования Северский район, основанный том, что к испрашиваемому земельному участку отсутствует доступ с земель общего пользования.Установить мотивы данного отказа не представляется возможным в связи с тем, что специалисты, рассмотревшие обращение административного истца, в настоящее время не являются сотрудниками администрации муниципального образования Северский район. Требование административного истца в части возложения на администрацию обязанности предоставить в аренду земельный участок не подлежит удовлетворению. Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.К числу таких гарантий относятся гарантии, предусмотрены ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющей право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для ведения личного подсобного хозяйства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на относящихся к данной категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.Между тем, наличие у инвалидов права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок. Таким образом, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет. А учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановка граждан на такой учет и оценка нуждаемости в улучшении жилищных условий в силу ст. 52 ЖК РФ осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан.В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.?

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Согласно пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что Васильев В.В. является инвалидом третьей группы бессрочно (л.д. 7).

Согласно паспорту гражданина РФ серии , выданному 24.05.2013 года Отделом УФМС России по Краснодарскому краю в Северском районе, Васильев В.В., зарегистрирован по адресу: <адрес>л.д. 6).

07.08.2020 года Васильев В.В. в порядке, предусмотренном п.п. 14 п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, обратился в администрацию МО Северский район с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка площадью 3 000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Новодмитриевская, в кадастровом квартале 23:26:0903003 (л.д. 5).

Письмом от 09.09.2020 года администрацией МО Северский район Васильеву В.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3 000 кв.м, расположенного в ст. Новодмитриевской в кадастровом квартале 23:26:0903003, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку согласно Генеральному плану и правилам землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района к испрашиваемому земельному участку отсутствует доступ с земель общего пользования, формирование дороги не предусмотрено (л.д. 9).

В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а именно требований о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения с фрагментом карты градостроительного зонирования в отношении кадастрового квартала 23:26:0903003, одним из основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами является ведение личного подсобного хозяйства с установлением минимальной/максимальнойплощади участка 800/5000 кв.м.

Как следует из представленной административным истцом пояснительной записки кадастрового инженера Кулишевой О.А., схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленная с целью образования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу:Краснодарский край, Северский район, Новодмитриевское сельское поселение, ст. Новодмитриевская, в границах кадастрового квартала 23:26:0903003, осуществлена с учетом сведений ЕГРН и правил землепользования и застройки Новодмириевского сельского поселения Северского района, утвержденных решением Совета муниципального образования Северский район от 25.05.2017 года № 193 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района».Образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), предельные размеры земельных участков в которой составляют 800/5000 кв.м. Образуемый земельный участок по границе от точки 4, через точку 1, через точку 2, до точки 3, граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности и с землями общего пользования (л.д. 10).

Кадастровый инженер Кулишева О.А., допрошенная в судебном заседании, предупрежденная об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, подтвердила доводы, изложенные ею в пояснительной записке.

Поскольку указанные администрацией МО Северский район правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду не соответствуют установленным обстоятельствам, доступ к испрашиваемому административным истцом земельному участку со стороны земель общего пользования имеется, административные исковые требования Васильева В.В. в данной части подлежат удовлетворению, а отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 20 лет без проведения торгов - отмене.

Разрешая требование административного истца о возложении на администрацию МО Северский район обязанности предоставить земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов в аренду сроком на 20 лет, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Нормами Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти предоставить земельный участок, а лишь указано на наличие приоритета у определенной категории граждан при предоставлении земельных участков.

Право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, данная мера социальной поддержки предоставляется не всем инвалидам, а тем из них, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 года № 772-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пятакова Андрея Евгеньевича на нарушение его конституционных прав частью четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплатежилья и коммунальных услуг» и Определении Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 года № 1577-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Казимировой Марии Михайловны на нарушение ее конституционных прав положением статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, в ходе его рассмотрения административным истцом не представлено доказательств того, что он в установленном законом порядке признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий или нуждающимися в предоставлении жилых помещений и состоит на жилищном учете.

Учитывая, что возможность реализации прав граждан на улучшение жилищных условий путем предоставления мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий граждан, в том числе и инвалидов, в отсутствие признания их нуждающимися в таковом улучшении, действующим жилищным законодательством не предусмотрена, оснований для удовлетворения административных исковых требований Васильева В.В. в данной части не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Васильева В.В. к администрации МО Северский район о признании отказа органа местного самоуправления незаконным и обязании предоставить земельный участок в аренду – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Северский район об отказе в предварительном согласовании предоставления Васильеву В.В. земельного участка площадью 3 000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Новодмитриевская, в кадастровом квартале 23:26:0903003, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 09.09.2020 года.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требованиях Васильеву В.В. – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дняпринятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 12.02.2021 года.

Председательствующий Л.Л. Сурмениди