ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2922/20 от 21.09.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-2922/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре судебного заседания Жаворонковой Д.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков по доверенностям ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к первому заместителю начальника УФСБ РФ по Хабаровскому краю, УФСБ РФ по Хабаровскому краю о признании решения незаконным,

установил:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к первому заместителю начальника УФСБ РФ по Хабаровскому краю о признании решения незаконным.

В обоснование административных исковых требований указал, что им получено письмо от первого заместителя начальника УФСБ РФ по Хабаровскому краю ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ за согласно которого его обращение, поступившие в УФСБ России по Хабаровскому краю, направлено в ККС Хабаровского края. Согласно данного письма его обращения в УФСБ России по Хабаровскому краю направлены в ККС Хабаровского края без соответствующего рапорта (письма) сотрудника ФСБ «об выявлении или опровержении фактов выявленных признаков состава преступления судей по ст. 305 УК РФ или ст. 306 УК со стороны ФИО1». Обязательность данного рапорта при перенаправлении обращения гражданина в другую государственную структуру и гражданину оговорена в п.15 Инструкции от 30.08.2013 года № 463., а противозаконность направления в ККС Хабаровского края в п. 19, 15 Инструкции от 30.08.2013 года № 463. Отсутствие рапорта (справки) об выявлении или опровержении фактов выявленных признаков состава преступления судей по ст. 305 УК РФ или передачи в органы дознания материалов для возбуждения дела по ст. 306 УК на ФИО1 и противозаконное перенаправление в ККС Хабаровского края наносит ущерб его конституционным правам и свободе, затрудняет ему доступ к правосудию. Считает, что со стороны административного ответчика нарушены п.15, 19 Инструкции от 30.08.2013 года № 463.

Просит суд признать письмо первого заместителя начальника УФСБ РФ по Хабаровскому краю ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ за противозаконным; признать отсутствие рапорта (справки), приложенного к ответу, как бездействие заинтересованного лица; в соответствии с требованиями п. 15 Инструкции от 30.08.2013 №463 обязать ответчика подготовить соответствующий рапорт (письмо, разъяснение о выявлении или опровержении фактов выявленных признаков состава преступления судей по ст.305 УК РФ) для обоснованного ответа; разъяснить в судебном решении заинтересованному лицу о невозможности ККС Хабаровского края и ВККС завести уголовное дело в отношении любого судьи без официального документа о подтверждении факта выявленных признаков преступления со стороны судьи, квалифицируемых по ст.305 УК РФ.

Определением судьи от 27.05.2020 к участию в деле привлечено в качестве административного ответчика УФСБ РФ по Хабаровскому краю.

В судебном заседании административный истец ФИО1 иск поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков ФИО2 административный иск не признал, пояснил, что подготовка рапорта (справки, письма), на который указывает истец, законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в том числе и положениями Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 30 августа 2013 г. № 463. Мнение ФИО1 о том, что такая обязанность возложена на сотрудников органов безопасности пунктом 15 Инструкции, является ошибочным. Названный пункт предписывает составлять справку лишь при ознакомлении автора обращения с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, а не о выявлении или отсутствии выявленных признаков состава преступления. Вместе с тем, должностные лица УФСБ России по Хабаровскому краю не рассматривали обращение ФИО1 поскольку оно не содержало вопросов, относящихся к деятельности органов федеральной службы безопасности и как следствие ФИО1 не мог быть ознакомлен с результатами такого рассмотрения. Просил отказать в иске в полном объеме.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец обратился в УФСБ РФ по Хабаровскому краю с заявлениями о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст.305 Уголовного кодекса РФ.

14.05.2020 первым заместителем начальника УФСБ РФ по Хабаровскому краю ФИО6 обращения ФИО1 были направлены в Квалификационную коллегию судей Хабаровского края со ссылкой на ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о чем в адрес истца было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 названного Закона письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 года N 463 утверждена Инструкция "Об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности", которая определяет единый порядок приема, регистрации, рассмотрения обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан Российской Федерации, организации личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализа и обобщения содержащейся в них информации, проверки состояния работы с обращениями в подразделениях ФСБ России, территориальных органах безопасности, органах безопасности в войсках, пограничных органах, других органах безопасности, авиационных подразделениях, предприятиях и учреждениях ФСБ России.

Согласно пункту 3 "Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности", утвержденной Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 года N 463, поступившие в органы безопасности сообщения о преступлениях и иная информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, подлежат учету в соответствии с требованиями делопроизводства в органах безопасности и незамедлительно направляются в органы безопасности (должностным лицам), которые уполномочены производить их прием, регистрацию и проверку в соответствии с Инструкцией по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 16 мая 2006 года N 205.

В соответствии со ст. 18 Инструкции письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа безопасности, направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с письменным уведомлением гражданина о переадресации обращения, за исключением случаев, указанных в пункте 20 настоящей Инструкции (часть 3 статьи 8 Закона).

В случае если решение поставленных в таких обращениях вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, уполномоченные для его надлежащего рассмотрения, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (часть 4 статьи 8 Закона). При необходимости копия обращения направляется также в другие органы безопасности.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 03.04.1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

Вместе с тем обращение административного истца вопросов, относящихся к деятельности органов федеральной службы безопасности, не содержало, в связи с чем и было перенаправлено в Квалификационную коллегию судей Хабаровского края, о чем было сообщено административному истцу.

В соответствии с п.15 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, на нарушение которого указывает ФИО1, должностное лицо органа безопасности, которому поручена подготовка предложений или проекта ответа, обязано внимательно и всесторонне изучить содержание обращения и приложения к нему, определить суть обращения, достаточность изложенных в нем сведений для выработки и принятия решения. В целях установления обоснованности изложенных доводов могут изучаться документы, проводиться беседы с заинтересованными лицами. Для проверки сведений, указанных в обращении, в установленном порядке может быть принято решение о командировании военнослужащих и лиц гражданского персонала органов безопасности. При рассмотрении обращений автору должна быть обеспечена возможность представлять дополнительные документы и материалы либо обратиться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме, а также знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Ознакомление гражданина с документами и материалами осуществляется в приемной (иных служебных помещениях) органа безопасности с учетом требований делопроизводства в органах безопасности. О результатах ознакомления составляется справка.

Таким образом п.15 предписывает составлять справку лишь при ознакомлении автора обращения с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, а не о выявлении или отсутствии выявленных признаков состава преступления.

Вместе с тем, как указано выше, должностные лица УФСБ России по Хабаровскому краю не рассматривали обращение ФИО1 по существу, поскольку оно не содержало вопросов, относящихся к деятельности органов федеральной службы безопасности.

Согласно п.19 Инструкции, на нарушение которого также указывает административный истец, запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (часть 6 статьи 8 Закона).

Как следует из доводов административного иска, истец обратился в УФСБ РФ по Хабаровскому краю с заявлениями о наличии признаков состава преступления судей, предусмотренного ст.305 Уголовного кодекса РФ, следовательно, в перенаправленных обращениях не обжаловались действия (бездействие) Квалификационной коллегии судей Хабаровского края, и препятствий для направления обращений в данный орган не имелось.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания решения административного ответчика о перенаправлении обращения незаконным и для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд считает необходимым отметить, что согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к первому заместителю начальника УФСБ РФ по Хабаровскому краю, УФСБ РФ по Хабаровскому краю о признании решения незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 02.10.2020.

Судья Ю.А. Бисюрко

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦Судья ______________________ Ю.А.Бисюрко¦

¦ ¦

¦Секретарь с/з____________Д.В.Жаворонкова¦

¦ ¦

¦ _______________________¦

¦"_____" ___ 2020 г. ¦

L-----------------------------------------

Решение суда не вступило в законную силу _________

Уникальный идентификатор дела ________________________

Подлинник Решения подшит в дело № __________ и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска