К делу 2а-2923/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 28 апреля 2016 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.,
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новичихиной О.Л. к Территориальному отделу №14 (по г.Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Новичихина О.Л. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Территориальному отделу №14 (по г.Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
В административном иске Новичихина О.Л. просит признать действия Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Краснодарскому краю об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта завершенного строительства не законным. Обязать Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Краснодарскому краю, Территориальный отдел №14 внести изменения и поставить на государственный кадастровый учет вышеуказанный объект, как объект завершенного строительства, на основании раннее поданного в Кадастровую палату Заявления от 15.12.2015г. № и подписанной её Декларации об объекте недвижимости. Взыскать с административного ответчика в её пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей.
В обоснование заявленных требований Новичихина О.Л. указала, что в соответствии с Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 03.10.2015 года, она является арендатором земельного участка, сроком на 49 лет, площадью 390 кв.м, с кадастровым номером №, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.
Предыдущим арендатором в Федеральной кадастровой палате Федеральной службе государственной регистрации, кадастра, и картографии по Краснодарскому краю был зарегистрирован объект незавершенного строительства, на вышеуказанном земельном участке, площадью 54,8 кв.м с кадастровым номером: №, но в дальнейшем право на объект незавершенного строительство в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано не было.
В соответствии с ч.1 ст.615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно п. 1.1 вышеуказанного договора аренды, в соответствии с условиями договора, все права и обязанности переходят ко ней в полном объеме, в том числе и распоряжение объектом незавершенного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Новичихиной О.Л. было направленно заявление в Кадастровую палату № о внесении изменений и постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости завершенного строительства, вместо ранее поставленного на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства, в следствии завершения строительства объекта.
ДД.ММ.ГГГГ Новичихиной О.Л. было получено решение кадастровой палаты № об отказе в постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, по причине несоответствия представленной Декларации об объекте недвижимости Приказу Минэкономразвития России от 13.12.2010 года №628 «Об утверждении формы Декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке». Суть отказа в том, что Договор аренды не является основанием по распоряжению вышеуказанным объектом незавершенного строительства, и она не имеет права подписи декларации, а право подписи есть лишь у собственника объекта недвижимости.
После получения отказа Новичихиной О.Л. было подано заявление на имя начальника Территориального отдела №14 Кадастровой палаты Шевченко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ с просьбой о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости по вышеуказанным основаниям. Но ДД.ММ.ГГГГ, был получен ответ с повторным отказом в постановке на государственный кадастровый учет объекта завершенного строительства №, в мотивировочной части которого была только общая информация о полномочиях кадастровой палаты и предложение обратится в суд за защитой своих прав.
Незаконные действия кадастровой палаты препятствуют ей в реализации взятых на себя обязательств по вышеуказанному договору аренды и нарушают её права как гражданина, препятствуя в рамках действующего законодательства РФ зарегистрировать право собственности на объект завершенного строительства в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании представитель административного истца Новичихиной О.Л. – Новичихин И.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в административном иске, на удовлетворении заявленных требований настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Территориальному отделу №14 (по г.Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю – Затонская О.О., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объёме, по основаниям изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в соответствии с Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Новичихина О.Л. является арендатором земельного участка, сроком на 49 лет, площадью 390 кв.м, с кадастровым номером №, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>3.
Предыдущим арендатором в Федеральной кадастровой палате Федеральной службе государственной регистрации, кадастра, и картографии по Краснодарскому краю был зарегистрирован объект незавершенного строительства, на земельном участке, площадью 54,8 кв.м с кадастровым номером: №, но в дальнейшем право на объект незавершенного строительство в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано не было.
С целью реализации взятых на себя обязательств по договору аренды земельного участка, Новичихина О.Л., обратилась в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, с заявлением о внесении изменений и постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости завершенного строительства, вместо ранее поставленного на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства, вследствие завершения строительства объекта.
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, Новичихиной О.Л. было отказано в снятии приостановления, по причине несоответствия представленной Декларации об объекте недвижимости Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы Декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке».
После получения отказа Новичихиной О.Л. было подано заявление на имя начальника Территориального отдела №14 Кадастровой палаты Шевченко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ с просьбой о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости по вышеуказанным основаниям. ДД.ММ.ГГГГ, был получен ответ с повторным отказом в постановке на государственный кадастровый учет объекта завершенного строительства №.
Административный истец считает указанный выше отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, с чем суд не может согласиться.
Согласно сведениям автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>, был внесен на основании ст. 45 ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года, как ранее учтенный объект недвижимости с присвоением в установленном законодательством порядке кадастрового номера №. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости объект недвижимости имеет следующие характеристики: вид объекта недвижимости «Объект незавершенного строительства», степень готовности - 31 %, площадь - 54.80 кв.
Согласно действующему законодательству, а именно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определены основания осуществления кадастрового учета, согласно которым постановка на учет и учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете (учете изменений) и необходимых в соответствии со статьей 22 Закона для осуществления такого учета (учета изменений) документов.
Оснований, предусмотренных ст. ст. 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", для приостановления проведения кадастрового учета или отказа в проведении кадастрового учета при проверке представленных документов выявлено не было, в результате чего был проведен кадастровый учет (учет изменений).
С заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 15.12.2015 года. № обратилась административный истец, предоставив Технический план здания подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>.
В результате рассмотрения представленных документов органом кадастрового учета в соответствии с п. 5 ч. 2 ст.26 Закона было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ№, так как было выявлено, что отсутствует необходимый для кадастрового учета документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом изменение назначения объекта недвижимости.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определены основания осуществления кадастрового учета, согласно которым учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета документов необходимых в соответствии со ст. 22 Закона для осуществления такого учета, а именно заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, Технический план на объект, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
Согласно ст. 41 Закона Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 4 Требований к подготовке Декларации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 г. №628, (далее Требования №628) Декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
Как установлено судом, в представленном заявлении Новичихиной О.Л. содержится просьба о постановке на кадастровый учет здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>. Однако в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, но с отличающимися характеристиками.
Кроме того, представленная в приложении Технического плана Декларация не соответствовала Требованиям №628, а именно: в соответствии с пунктом 20 Требований №628 в реквизите 8 "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих и (или) удостоверяющих право на объект недвижимости.
В представленной Декларации об объекте недвижимости, на основании которой был подготовлен технический план и которая включена в состав приложения технического плана, в реквизите 8 «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» указан Договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка г. Сочи Краснодарского края от 03.10.2015 года, который не подтверждает право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Новичихиной О.Л., в орган кадастрового учета, небыли представлены правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости.
Учитывая изложенное, суд считает, что решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ№. от 25.01.2016г. №, а впоследствии и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 24.03.2016г. №, являются законными и принятыми в соответствии с действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований Новичихиной О.Л. к Территориальному отделу №14 (по г.Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
Также на основании ст.112 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований Новичихиной О.Л. в части взыскания с административного ответчика судебных расходов, связанный с оплатой услуг представителя в размере 30 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Новичихиной О.Л. к Территориальному отделу №14 (по г.Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 04.05.2016 года.
Решение в законную силу не вступило
«Согласовано»