ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2925/18 от 24.07.2018 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-2925/2018

(УИД 24RS0017-01-2018-002194-02)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2018 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с административным иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес>. Имея намерение оформить право собственности на расположенный под гаражом земельный участок, истец обратилась к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако получила отказ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования (З-1) и в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Однако данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку он фактически лишает ее права приобрести в собственность земельный участок под находящимся в ее собственности гаражом. На основании изложенного просит признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенный в письме ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 22.02.2018 года, а также обязать административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка в собственность, расположенного по адресу: <адрес> под гаражным боксом , а также об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В зал суда административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2 (доверенность в деле) не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, заинтересованное лицо ФГУП «ФКП Росреестра по Красноярскому краю» в зал суда своих представителей также не направили, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку сторон в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То есть земельные участки следуют судьбе находящихся на них объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч.ч.1,2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, в иных в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 16.10.1984 года исполкому Железнодорожного райсовета народных депутатов согласовано место расположения кооперативных подземных гаражей в количестве 52 боксов размером 3,2 х 6,0 м каждый на земельном участке площадью 0,27 га в <адрес>, в полосе отвода железной дороги, восточнее 14-ти этажного жилого дома ЭВРЗ согласно прилагаемой схеме для проведения проектно-изыскательских работ.

Согласно справке от 14.11.2017 года ФИО1 является членом ГСК «Заводчанин», и полностью выплатила паевый взнос, за гараж, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 41,6 кв.м., год постройки 1994.

Право собственности на указанный гаражный бокс зарегистрировано за административным истцом в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.12.2017 года.

В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 41 кв.м, имеет границы в точках: <данные изъяты>.

В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес> не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд.

Имея намерение оформить право собственности на расположенный под своим гаражным боксом земельный участок, истец обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, занимаемого спорным гаражным боксом.

Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 22.02.2018 года административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования (З-1), в которой предусмотрено размещение земельных участков (территории) общего пользования, в части установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети (за исключением внутриквартальных проездов, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства), установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов указанных объектов, в том числе для размещения парков, скверов, бульваров, газонов в границах таких территорий, что в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан.

Обсуждая законность и обоснованность данного отказа, суд отмечает следующее.

Поскольку формирование земельных участков относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена, в том числе, обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка. К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

В силу положений ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. В частности п.п. 2 приведенной нормы предусматривает, что если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.

Согласно п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии с п. 15 административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 07.11.2011 года № 1311-ж, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются в том числе: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Основанием для отказа ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражным боксом в собственность явилось несоответствие его размещения проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденному постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года №833.

Между тем, каких-либо доказательств тому, что земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, либо отнесен к иным землям, изъятым из оборота, суду не представлено. Никаких объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, на нем расположен только гаражный бокс, который находится в индивидуальной собственности административного истца.

При этом площадь и границы требуемого земельного участка определены с учетом расположения на нем гаражного бокса и необходимости его обслуживания, право собственности на жилой дом у истца возникло до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.

Кроме того, на момент первоначального выделения спорного земельного участка в 1994 году, он был предоставлен именно для строительства и эксплуатации гаражного бокса.

В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска, утвержденным Распоряжением от 23.05.2013г. №110-р, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении истцу земельного участка, находящегося под принадлежащим ей гаражом, на момент ее обращения с заявлением 30.01.2018 года не имелось. В этой связи, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления ФИО1 спорного земельного участка является необоснованным.

Таким образом, требования административного истца о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка общей площадью 41 кв.м, занимаемого гаражным боксом , расположенным по адресу: <адрес>, от 22.02.2018 года , подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь ст. 175-177,227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным изложенный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 22.02.2018 года отказ в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, общей площадью 41 кв.м, занимаемого гаражным боксом , расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выдать ФИО1 в соответствии с ранее поданным заявлением от 30.01.2018 года распоряжение о предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 41 кв.м по адресу: <адрес>, занимаемого гаражным боксом , на кадастровом плане территории в соответствии с действующим законодательством в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 27 июля 2018 года

Судья И.Г. Медведев