Дело №2а-2928/2021
УИД 60RS0001-01-2021-008484-43
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 августа 2021 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Лукьяновой Л.В.
при секретере Пискуновой С.А.
с участием представителя истца Жаркина Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Беспаловой Ю. В. к Администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным бездействия, обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Беспалова Ю.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным бездействия, обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
В обоснование заявленных требований указано, что Беспалова Ю.В. на основании решения Нижегородского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ является собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Н.Новгород принято постановление №, которым земельный участок с КН №, занимаемый многоквартирным домом по адресу: <адрес> изъят для муниципальных нужд, в связи с чем, собственникам изымаемого недвижимого имущества направлены проекты соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Вместе с тем, истцу проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд не направлен, на обращение в адрес Администрации о направлении соглашения, Беспалова Ю.В. получила отказ по тем основаниям, что право собственности на объект не зарегистрировано.
Считая незаконным бездействие Администрации г. Нижний Новгород, выразившееся в не направлении подписанного соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, определенного Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№, Беспалова Ю.В. обратилась в суд с данным административным иском и просит обязать Администрацию города Нижний Новгород направить Беспаловой Ю.В. подписанный проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, определенный Постановлением Администрации города Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебное заседание административный истец Беспалова Ю.В. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель административного истца Жаркин Д.М. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представил в суд письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку в установленном законом порядке регистрация права собственности на объект за Беспаловой Ю.В. не произведена; доказательств присвоения дому <адрес><адрес> (адрес строительный) адреса <адрес> не представлено; объект не поставлен на кадастровый учет; согласно постановлению администрации города Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ№ объект, принадлежащий Беспаловой Ю.В., не изымался. Также полагают, что Беспаловой Ю.В. пропущен трехмесячный срок обращения с административным иском, поскольку о нарушении своих прав она знала еще в 2018 году, когда Администрация города Нижний Новгород обращалась в суд с иском об освобождении нежилых помещений в связи с признанием многоквартирного дома аварийном. Указывают на то, что административный иск подлежит рассмотрению по месту нахождения административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца Жаркина Д.М., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела и установлено судом, за Беспаловой Ю.В. на основании решения Нижегородского районного суда г. Н.Новгород от ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности на <адрес> жилой площадью 52,3 кв.м., расположенную на цокольном этаже в блок-секции в осях <адрес> г. Н.Новгород (адрес строительный). На ЗАО «Символ» возложена обязанность исполнить обязательство и передать <адрес> в <адрес> в собственность Беспаловой Ю.В. путем государственной регистрации (л.д.16).
Таким образом, на день вынесения указанного выше решения имелся только строительный адрес объекта, который совпадает с местоположением земельного участка, в пределах которого возводился многоквартирный жилой дом.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с КН № местоположением – адрес ориентира: <адрес>а; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для завершения строительства 7-этажного 3-х секционного жилого дома; в пределах земельного участка расположены объекты с КН №.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с КН № по адресу: г<адрес> установлено, что в здании расположено 88 помещений, которым присвоены кадастровые номера, сведения о зарегистрированных правах на объект отсутствуют.
Постановлением администрации г. Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ№<адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, срок реконструкции установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым <адрес> г. Н.Новгорода признан аварийным и подлежащим сносу, срок сноса дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Н.Новгород принято постановление №, которым земельный участок с КН №, занимаемый многоквартирным домом по адресу: <адрес> А изъят для муниципальных нужд, в связи с чем, собственникам изымаемого недвижимого имущества направлены проекты соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Вместе с тем Беспаловой Ю.В. до настоящего времени проект соглашения об изъятии недвижимого имущества не направлен, что административным ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 2 настоящей статьи, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ).
Согласно пп. 4 п. 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Пунктом п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
Порядок принятия решения об изъятии земельного участка, требования к его содержанию предусмотрены ст. 56.6 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом в ходе реализации решения об изъятии недвижимости уполномоченный орган обязан, в том числе совершить действия, предусмотренные п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ, а после их выполнения перейти к стадии подготовки проекта соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, выполнив ряд мероприятий, указанных в частности в п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ.
По делу установлено, что административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение об изъятии земельного участка и жилых помещений, согласно которому изъятию подлежит земельный участок с КН №, занимаемый многоквартирным домом <адрес>, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном <адрес><адрес>, объекты недвижимости, расположенные в многоквартирном <адрес>, указанные в приложении к настоящему постановлению.
Пунктами 3.1 и 3.2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ года № указано на необходимость направления правообладателям изымаемой недвижимости, указанным в пункте 1 приложения к постановлению копии постановления, а также подготовить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с каждым правообладателем изымаемой недвижимости.
Поскольку Беспалова Ю.В. не поименована в приложение к указанному постановлению в качестве правообладателя изымаемой недвижимости, то в ее адрес не направлено постановление и проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГБеспалова Ю.В. направила в адрес Главы города Нижний Новгород обращение с просьбой направить в ее адрес проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 14-15).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Беспаловой Ю.В. направлен ответ на обращение, в котором ей отказано в направлении проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 27).
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд полагает, что бездействие, выразившееся в не направлении Беспаловой Ю.В. проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд, не основано на законе.
Материалами дела подтверждается, что административным ответчиком принято решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, выполнены работы необходимые для подготовки проектов соглашений, что подтверждается ответом прокуратуры города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в целях определения размера возмещения собственникам жилых и нежилых помещений за изымаемые для муниципальных нужд объекты недвижимого имущества и размера убытков, причиняемых изъятием, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Нижний Новгород и ООО «Эксперт центр «Норматив» заключен контракт, в рамках исполнения которого проведена оценка помещений, расположенных по адресу: <адрес>.
В отзыве администрации города Нижний Новгород на административное исковое заявление указано, что представленное Беспаловой Ю.В. решение суда не позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности за Беспаловой Ю.В. в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Суд не может согласиться с данным утверждением, исходя из следующего.
Так, согласно выписке из ЕГРН на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> здании расположено 88 помещений.
Вместе с тем, в Приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№, указано только 82 объекта недвижимости, расположенных в многоквартирном <адрес>, изымаемых для муниципальных нужд.
То есть в отношении 6 объектов вопрос об изъятии не разрешен, несмотря на то, что изъятию подлежит земельный участок, занимаемый многоквартирным домом в целом.
Из определения Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05.03.201 следует, что Администрация города Нижний Новгород обращалась в суд с иском к Черновой Н.Э., Растуниной Г.Е., Уваровой С.В., Беспаловой Ю.В., Никифоровой Э.Е., Соболевой Т.Г. об освобождении нежилых помещений в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным.
Таким образом, у Администрации города Нижний Новгород имелась информации о 6 собственниках, в том числе Беспаловой Ю.В. - собственнике нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Утверждение административного ответчика о том, что принадлежащий Беспаловой Ю.В. объект не поставлен на кадастровый учет, суд признает ошибочным, поскольку всем объектам, входящим в состав многоквартирного жилого дома присвоены кадастровые номера и, как следствие нежилое помещение, принадлежащее Беспаловой Ю.В., также имеет кадастровый номер и соответствующие характеристики.
Таким образом, Беспалова Ю.В., являясь собственником объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>А, имеет право на получение соответствующей компенсации и в ее адрес должен быть направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, иное нарушает ее права, как собственника нежилого помещения.
Факт нарушения прав Беспаловой Ю.В. нашел свое подтверждение в ходе проведенной прокуратурой города Нижний Новгород проверки, по результатам которой в адрес Главы города внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Утверждение административного истца о пропуске Беспаловой Ю.В. срока обращения в суд с данным административным иском суд признает несостоятельным, поскольку отказ в направлении проекта соглашения датирован ДД.ММ.ГГГГ, административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть трехмесячный срок обращения не пропущен.
Доводы административного ответчика о неподсудности иска Псковскому городскому суду также подлежат отклонению, так как положения ч. 3 ст. 24 КАС РФ предусматривают, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.
Согласно представленной Беспаловой Ю.В. справки УМВД РФ по городу Пскову она значится в регистрации по месту жительства в Российской Федерации по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В связи с чем, требования истца о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности направить проект соглашения являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-176 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Беспаловой Ю. В. к Администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным бездействия, обязании направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Нижнего Новгорода, выразившееся в не направлении Беспаловой Ю. В. подписанного проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, определённого Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Администрацию города Нижнего Новгорода направить Беспаловой Ю. В. проект соглашения об изъятия недвижимости для муниципальных нужд, определённый Постановлением Администрации Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья: подпись Л.В. Лукьянова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.