ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2929/17 от 23.08.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Жигжитовой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ГУ МВД России по Иркутской области о признании незаконными действий (бездействия) по отказу в предоставлении информации, возложении обязанности предоставить информацию, документы,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Иркутской области о признании незаконными действий (бездействия) по отказу в предоставлении информации, возложении обязанности предоставить информацию, документы. В обоснование требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась за предоставлением информации о соответствии гербовой печати, проставляемой в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, в Управление Министерства юстиции по Иркутской области, ее обращение было перенаправлено в управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области. ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению административного истца, данный на ее обращение ответ является незаконным, нарушает ее права, поскольку она не получила ответ на вопрос о соответствии гербовой печати, проставляемой в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ. Просит суд признать незаконными действия (бездействие) ГУ МВД России по Иркутской области (неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено ФЗ и ст. 8 Закона «О защите прав потребителей», своевременное ее предоставление, либо предоставление заведомо недостоверной информации); возложить обязанность на ГУ МВД России по Иркутской области предоставить ей информацию о соответствии гербовой печати, проставляемой в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, а именно в ее паспорте, так как сотрудником ГУ МВД России по Иркутской области была сделана копия ее паспорта; предоставить постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и нормы, установленные Министерством внутренних дел Российской Федерации, по которым изготавливаются образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта; привлечь к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ, а также к уголовной ответственности по ст.ст. 136, 140 УК РФ.

В письменных возражениях представитель административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Андриянов А.В. (доверенность от . диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «ИГУ» от ДД.ММ.ГГГГ) требования не признал, мотивируя это тем, что на обращение ФИО2 о соответствии гербовой печати, проставляемой в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, был дан ответ в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД (утв. приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ), права административного истца не нарушены.

В судебном заседании административный истец ФИО2, извещенная о рассмотрении дела, отсутствовала. В письменном заявлении ФИО2 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении требований настаивала, указав, что выданный ей паспорт не соответствует основному понятию «официальный документ», выдан в нарушение приказа ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, в данном ей ответе не указано, какому ГОСТу должна соответствовать печать.

В судебное заседание административный ответчик ГУ МВД России по Иркутской области, извещенный о рассмотрении дела, своих представителей не направил, представитель Андриянов А.В. просил о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск ФИО2 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания таких обстоятельств, как 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд – возлагается на лицо, обратившееся в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из положений приведенной нормы закона, только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ.

Принимая во внимание, что с административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемый ответ дан ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29). Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, в котором просила предоставить информацию о соответствии гербовой печати, проставляемой в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ (паспорт), в удостоверениях сотрудников органов государственной власти и на правовых документах юридических учреждений (Куйбышевский районный суд) нормативному правовому акту. Запрос просила выдать на руки, сообщив о его готовности по телефону.

Данное обращение Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ направлено в Управление по вопросам миграции ГУ МВД Росси по Иркутской области, о чем административный истец была уведомлена.

По сообщению УВМ ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, бланк паспорта гражданина Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. ФИО2 проинформирована, что ее паспорт , выданный ОВД Кировского района г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ, является действительным.

Как следует из административного искового заявления, административный истец не согласна с данным ей ответом по тем основаниям, что ею не получен ответ на вопрос о соответствии гербовой печати, проставляемой в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, а в Российской Федерации установлены требования к печатям с воспроизведением государственного герба РФ, порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ регламентирован Госстандартом России, требования к печатям установлены ФИО6 51511-2001 «Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» (утв. постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ-ст). По мнению административного истца, административным ответчиком дан не полный ответ на ее обращение, следовательно, допущены действия (бездействие), нарушающие ее конституционные права на получение информации.

Оценивая законность оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 утверждена инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.095.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Проанализировав содержание обращения ФИО2, данный на обращение ответ, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении обращения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок рассмотрения обращений в системе МВД, уполномоченным должностным лицом изучено содержание обращения, определена суть – о соответствии гербовой печати в паспорте гражданина РФ нормативным правовым актам. Исходя из поставленных в обращении вопросов (содействие в реализации права на получение информации о соответствии гербовой печати в паспорте гражданина) должностным лицом определена категория обращения -заявление, дан ответ, в котором разъяснено, что образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства, устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Заявителю разъяснено, что выданный ей паспорт является действительным. Следовательно, право ФИО2 получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов административным органом не нарушено.

Неуказание в ответе, какому ГОСТу должна соответствовать печать в паспорте гражданина, о нарушении порядка рассмотрения обращения не свидетельствует. Как следует из материалов дела, в полном соответствии с установленным ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и инструкцией (утв. приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ) порядком обращение ФИО2 было рассмотрено, по результатам которого был дан письменный ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Доводы административного истца о неуказании в ответе установленных Министерством внутренних дел Российской Федерации норм, по которым изготавливаются образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимых для оформления паспорта, не влияют на выводы суда. Суд исходит из того, что при рассмотрении обращения ФИО2 уполномоченным должностным лицом суть обращения – соответствие гербовой печати в паспорте, установлена, исходя из чего дан ответ с указанием нормативного правового акта, регламентирующего порядок выдачи и оформления паспорта гражданина (Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Доводы административного истца ФИО2 о выдаче ей поддельного паспорта ничем не подтверждены. Согласно оспариваемому ответу, паспорт ФИО2 25 04 , выданный ОВД Кировского района г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ, является действительным.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обращение ФИО2 рассмотрено административным ответчиком в установленном законом порядке, при этом административным истцом в соответствии с ч. 2 ст. 62 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность сведений, содержащихся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, а также, что эти сведения каким-либо образом нарушают ее права и законные интересы.

Положения ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) к спорным правоотношениям применению не подлежат, возникшие между сторонами правоотношения указанным Законом не регулируются.

Поскольку нарушений прав административного истца и обстоятельств, свидетельствующих о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении обращения ФИО2, суд не установил, отсутствуют предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ основания для удовлетворения требований ФИО2 о возложении на административного ответчика обязанности предоставить ей информацию о соответствии гербовой печати, проставляемой в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, а именно в паспорте, так как сотрудником ГУ МВД России по Иркутской области была сделана копия ее паспорта; как и предоставить ФИО2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, нормы, установленные Министерством внутренних дел Российской Федерации, по которым изготавливаются образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта; о привлечении должностных лиц к административной и уголовной ответственности. Суд учитывает, что в силу ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений. Решение вопроса о привлечении административного ответчика к административной и уголовной ответственности не входит в компетенцию суда.

Учитывая, что для удовлетворения заявления в порядке главы 22 КАС РФ необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя, суд предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований ФИО2 не установил.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования ФИО2 о признании незаконными действий (бездействия) ГУ МВД России по Иркутской области по неправомерному отказу в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и ст. 8 Закона о защите прав потребителей, несвоевременному предоставлению информации, предоставлению заведомо недостоверной информации; возложении обязанности предоставить информацию о соответствии гербовой печати в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, в паспорте, копия которого была сделана сотрудниками ГУ МВД России по Иркутской области; возложении обязанности предоставить постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и нормы Министерства внутренних дел Российской Федерации, по которым изготавливаются образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимых для оформления паспорта; возложении обязанности привлечь к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ, к уголовной ответственности по ст.ст. 136, 140 УК РФ – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ