ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2929/18 от 15.02.2019 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2019 года <адрес>

Краснооктябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО11

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев административное дело по административному иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Комитету природных ресурсов лесного хозяйства и экологии <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права,

УСТАНОВИЛ:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился с административным иском к Комитету природных ресурсов лесного хозяйства и экологии <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права.

В обоснование требований указал, что в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> в части расчёта и взыскания годовых сборов за пользование объектами животного мира. Указывает, что в соответствии со ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно п. 4 ч. 4 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотхозяйственное соглашение включает в себя условия о годовом размере сборов за пользование объектами животного мира. В соответствии с ч.1 ст. 331.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской ФИО1. В соответствии с ч.1 ст. 333.6 НК РФ органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора. Согласно Перечню, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ N 107 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по охране и использованию животного мира в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», на территории <адрес> переданные полномочия Российской Федерации по охране и использованию животного мира, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является Комитет природных ресурсов. Пунктом 1 приложения приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 7 установлено, что доход бюджетной системы Российской Федерации от выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации (код классификации 048 1 08 07240 01 1000 110) закреплен за Комитетом. В силу положений п. 4 названного приказа Комитет в отношении закрепленных за ним источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляет, в том числе, следующие полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: доведение до плательщиков сведений о реквизитах и иных сведений, необходимых для заполнения расчетных документов; начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Как следует из положений п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета обладает полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов. В соответствии с п. 2.19 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 693-п «Об утверждении положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>» Комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к его ведению.

Аналогичная правовая позиция выражена Верховным судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ-КГ17-20706.

В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно 2 абзацу данного пункта под существенными условиями договора понимаются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так, в охотхозяйственных соглашениях, заключаемых Комитетом в разделе VI «Годовой размер сборов за пользование объектами животного мира» указано, что указанный сбор уплачивается при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в соответствии со ставками сбора за пользование объектами животного мира и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах РФ, исходя из численности, нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и ежегодно устанавливаемых квот добычи охотничьих ресурсов в охотничьем угодье.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Комитетом не осуществляются вышеуказанные полномочия по установлению и взысканию сумм сбора за пользование объектами животного мира.

По факту бездействия Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес председателя Комитета внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, однако, никаких мер по устранению нарушений законодательства не принято, что подтверждается письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ.

Подобное бездействие Комитета, по мнению административного истца, нарушает интересы Российской Федерации, поскольку животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью и ФИО1 обладает суверенными правами в отношении объектов животного мира, что следует из ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире». В результате ненадлежащего исполнения Комитетом обязанностей администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по осуществлению расчета сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира и контроля за полнотой и своевременностью произведения оплаты хозяйствующими субъектами данных сборов в федеральный бюджет не поступают денежные средства по оплате годовых сборов за пользование объектами животного мира, на основании чего истец просил: признать бездействие комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, выразившееся в непринятии мер по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира и контроля за полнотой и своевременностью произведения оплаты хозяйствующими субъектами данных сборов, незаконным. В порядке восстановления нарушенного права просил возложить обязанность на комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира и взысканию сумм задолженности по оплате данного сбора.

Впоследствии истец уточнил заявленные требования указав, что в ходе проведения проверки в отношении Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> было установлено, что в рамках реализации Федерального закона № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был заключен ряд охотхозяйственных соглашений, а именно соглашения заключены с: ФИО12

Ссылаясь на нормы права указывает, что ФИО13 установлено, что при заключении охотхозяйственных соглашений с ФИО14 исполнены не были.

Расчет суммы годового сбора в порядке, установленном приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, по отмеченным охотхозяйственным соглашениям не проведен, его взыскание не обеспечено.

По уточненным требованиям просили признать незаконным бездействие комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, выразившееся в непринятии мер по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира при заключении охотхозяйственных соглашений и обеспечению контроля за полнотой и своевременностью произведения оплаты хозяйствующими субъектами данных сборов в отношении следующих охотхозяйственных соглашений: от ДД.ММ.ГГГГ, заключено ФИО15 в отношении ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО17 в отношении охотничьего угодья ФИО18»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ИП ФИО2 в отношении охотничьего угодья ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО20 отношении охотничьего угодья ФИО21»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО22 в отношении охотничьего угодья ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО24 в отношении охотничьего угодья ФИО31»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО26» в отношении охотничьего угодья ФИО27»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО28 стеновых материалов» в отношении охотничьего угодья ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО29» в отношении охотничьего угодья «Заволжское»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО32 в отношении охотничьего угодья «ФИО33; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО34 в отношении охотничьего угодья ФИО35»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО37ФИО38» в отношении охотничьего угодья ФИО39»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО36» в отношении охотничьего угодья «ФИО40»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО41 в отношении охотничьего угодья «Балыклейское»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО42» в отношении охотничьего угодья ФИО43»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО44; от 19. 02.2018 , заключено с ФИО45; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО46 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО47 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО48»; от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО49»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО50 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО52»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО51»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО68 «ФИО67 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО53.

В порядке восстановления нарушенного права просил возложить на комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> обязанность по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира и взысканию данного сбора путем зачисления денежных средств на счет комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> по наименованию кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации «Доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений (федеральные государственные органы, Банк России, орган управления внебюджетными фондами Российской Федерации)» (код классификации ) по следующим охотхозяйственным соглашениям: от ДД.ММ.ГГГГ, заключено ФИО54 в отношении охотничьего угодья ФИО55 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО56» в отношении охотничьего угодья ФИО57»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ИП ФИО2 в отношении охотничьего угодья ФИО58 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО59 в отношении охотничьего угодья ФИО60 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО61 в отношении охотничьего угодья «ФИО62 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО63»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО64» в отношении охотничьего угодья ФИО65»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО66 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО69 в отношении охотничьего угодья ФИО70»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО71»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО72 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО73 в отношении охотничьего угодья ФИО74»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО75»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО76 в отношении охотничьего угодья «ФИО77 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО78» в отношении охотничьего угодья ФИО79»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО80»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО81; от 19. 02.2018 , заключено с ФИО82; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО83»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО85»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО84; от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО86; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО87»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО88»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО89 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО90 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО91

Не отказываясь от уточненных требований в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (т.4 л.д.80) административный истец вновь представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил признать незаконным бездействие комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, выразившееся в непринятии мер по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира на основании действующих на территории <адрес> охотхозяйственных соглашений и контроля за полнотой и своевременностью произведения оплаты данных сборов. В порядке восстановления нарушенного права просил возложить на комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> обязанность по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира на основании действующих на территории <адрес> охот-хозяйственных соглашений и изысканию сумм задолженности по оплате данного сбора с использованием методики, в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 на уточненных исковых требованиях наставал, от ранее поданных уточнений также не отказался.

Представители административного ответчика ФИО145<адрес>ФИО6 и ФИО7 возражали в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям. Пунктом 1 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлены ставки сбора за пользование объектами животного мира за каждый объект животного мира. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира в соответствии с пунктом 1 статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам, осуществляющим охоту в общедоступных охотничьих угодьях, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а физическим лицам, осуществляющим охоту в закрепленных охотничьих угодьях, - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации охотхозяйственные соглашения и получающими от указанных органов бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов. В соответствии со статьей 31 Закона об охоте выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре. Аналогичное положение о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, закреплено в приказе Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц". Таким образом, плательщиками сбора признаются физические лица, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, получающие в установленном порядке разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Согласно статье 333.5 Налогового кодекса Российской Федерации сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается плательщиками сбора при получении разрешения на добычу объектов животного мира по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира. При этом, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких либо особенностей уплаты сбора за пользование объектами животного мира в зависимости от выдачи разрешения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения. Департаментом налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации письмом от ДД.ММ.ГГГГ разъясняется, что получение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи физическим лицам (охотникам) не может являться основанием для признания указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плательщиками сбора за пользование объектами животного мира. По мнению Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в целях устранения неоднозначного толкования и применения положений Закона об охоте в части "годового размера сбора за пользование объектами животного мира" целесообразно внести в Закон об охоте и в форму охотхозяйственного соглашения изменения, уточняющие статус данного платежа и порядок его уплаты. Приказом Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по охране и использованию животного мира в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, доходов бюджетной системы Российской Федерации" утвержден Перечень источников доходов бюджетной системы Российской Федерации, закрепляемых за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации". Сбор за пользование объектами животного мира в вышеуказанном Перечне отсутствует. В связи с чем, комитет не обладает полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении источника доходов - сбор за пользование объектами животного мира. С учетом вышеизложенного у комитета отсутствуют полномочия по начислению и взысканию сумм сбора за пользование объектами животного мира, предусмотренного главой 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, считают требования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры к комитету о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Управления федеральной налоговой службы по <адрес>ФИО8 полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – ФИО144ФИО9 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представители заинтересованных лиц – ФИО92 в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу частей 1, 5 и 8 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что Волгоградская межрайонная природоохранная прокурора оспаривает бездействие административного ответчика в непринятии мер по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира при заключении охотхозяйственных соглашений и обеспечению контроля за полнотой и своевременностью произведения оплаты хозяйствующими субъектами данных сборов в отношении следующих охотхозяйственных соглашений, административный иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Отклоняя доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд считает, что поскольку о нарушении прав, свобод и законных интересов Российской Федерации административным истцом было установлено в результате проверки, по итогом которой было вынесено решение, а также представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.10).

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).

В развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в числе основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов провозглашает платность пользования охотничьими ресурсами (пункт 8 статьи 2) и закрепляет, что плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с данным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 42).

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.

Частью 5 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья. Таким образом, при переоформлении долгосрочной лицензии на охотхозяйственное соглашению юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны внести единовременную плату.

Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

В соответствии с пунктами 4 и 10 части 4 статьи 27 закона N 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия: годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира; иные предусмотренные федеральными законами условия.

В силу части 6 статьи 27 закона N 209-ФЗ примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ N 93, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ за N 17069, утверждена примерная форма охотхозяйственного соглашения.

Пунктом 6.1 Примерной формы предусмотрено, что годовой размер сборов за пользование объектами животного мира указывается исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и численности охотничьих ресурсов, указанных в пункте 3.1 Примерной формы.

Федеральный закон об охоте, непосредственно регулирующий отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, определяет годовой размер сборов за пользование объектами животного мира как существенное условие охотхозяйственного соглашения, которое необходимо для заключения этого соглашения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1812-О, согласно положение пункта 4 части 4 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ о включении в охотхозяйственное соглашение годового размера сборов за пользование объектами животного мира, направленное на реализацию принципа платности пользования охотничьими ресурсами, само по себе не может расцениваться как приводящее к двойному обложению юридических лиц сбором за пользование объектами животного мира, плательщиками которого они являются в силу пункта 1 статьи 333.1 НКРФ.

Статьей 42 закона N 209-ФЗ предусмотрено, что плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч.1 ст. 331.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской ФИО1.

В соответствии с ч.1 ст. 333.6 НК РФ органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора.

Согласно Перечню органом государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ N 107 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по охране и использованию животного мира в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», на территории <адрес> переданные полномочия Российской Федерации по охране и использованию животного мира, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является Комитет природных ресурсов.

Пунктом 1 приложения приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 7 установлено, что доход бюджетной системы Российской Федерации от выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации (код классификации 048 1 08 07240 01 1000 110) закреплен за Комитетом.

В силу положений п. 4 названного приказа Комитет в отношении закрепленных за ним источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляет, в том числе, следующие полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: доведение до плательщиков сведений о реквизитах и иных сведений, необходимых для заполнения расчетных документов; начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Как следует из положений п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета обладает полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В соответствии с п. 2.19 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 693-п «Об утверждении положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>» Комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к его ведению.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> в части расчёта и взыскания годовых сборов за пользование объектами животного мира, а именно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО93 и Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, на основании ч. 3 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ в отношении охотничьего хозяйства «ФИО94 было заключено охотхозяйственное соглашение , сроком действия на 49 лет, из пункта 6.1. указанного договора следовало что годовой размер сборов за пользование объектами животного мира уплачивается при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в соответствии со ставками сбора за пользование объектами животного мира в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, исходя из численности нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и ежегодно устанавливаемых квот добычи охотничьих ресурсов в охотничьем угодье (л.д.78-82 т.1).

Аналогичный пункт содержат иные охотхозяйственные соглашения, представленные Межрайонному природоохранному прокурору, а именно: от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО95<адрес>, в отношении охотничьего угодья ФИО96»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО97 фирма ФИО101 в отношении охотничьего угодья ФИО98»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ИП ФИО2 в отношении охотничьего угодья ФИО99»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО100 в отношении охотничьего угодья ФИО140»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО104 в отношении охотничьего угодья ФИО105»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО102 в отношении охотничьего угодья ФИО103»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО106 в отношении охотничьего угодья ФИО107»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО108 в отношении охотничьего угодья «ФИО113»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО110» в отношении охотничьего угодья «ФИО109 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО129ФИО111»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО112 в отношении охотничьего угодья ФИО130»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО114» в отношении охотничьего угодья ФИО131»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ООО «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» в отношении охотничьего угодья ФИО115»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО116» в отношении охотничьего угодья «ФИО117»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО118» в отношении охотничьего угодья ФИО139»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО119» в отношении охотничьего угодья ФИО120»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО121; от 19. 02.2018 , заключено с ФИО128ФИО122»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО126ФИО123»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО127ФИО125 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО132ФИО124»; от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО133; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО134»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО135»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО136 от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО137»; от ДД.ММ.ГГГГ, заключено с ФИО138

Все вышеуказанные охотхозяйственные соглашения заключены на основании ч. 3 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ, сроком действия на 49 лет. При заключении указанных охотхозяйственных соглашений юридическими лицами – их заключившими, при этом, в соответствии с ч. 5 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ ими была внесена единовременная плата за заключение таких соглашений, что в судебном заседании подтверждено платежными поручениями (т.5 л.д.27-56).

В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно 2 абзацу данного пункта под существенными условиями договора понимаются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Не оспаривая в интересах Российской Федерации указанные охотхозяйственные соглашения, административный истец просит признать незаконным бездействие комитета природных ресурсов, лесного хозяйства
и экологии <адрес>, выразившееся в непринятии мер по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира на основании действующих на территории <адрес> охотхозяйственных соглашений и контроля за полнотой и своевременностью произведения оплаты данных сборов.

Суд, рассматривая настоящее исковое заявление, считает, что административным ответчиком при заключении вышеобозначенных охотхозяйственных соглашений неправомерно не произведен расчет сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира.

Вместе с тем, указанные охотхозяйственные соглашения заключены, между сторонами и на достигнутых сторонами условиях.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Охотхозяйственные соглашения подписаны ответчиком и сторонами заинтересованных лиц, скреплены печатями сторон. При этом, при подписании указанного соглашения истец и ответчик согласовали его существенные условия, в т.ч. и пункт 6.1. в действующей редакции. Протокол разногласий между сторонами не составлялся.

Истец просит в порядке восстановления нарушенного права возложить на комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> возложить обязанность по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного мира на основании действующих на территории <адрес> охот-хозяйственных соглашений и взысканию сумм задолженности по оплате данного сбора с использованием методики, в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение о признании действий (бездействия), решений незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Соответственно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Вместе с тем в сложившейся ситуации способ защиты права административного истца, требующего возложить обязанность по расчету сумм годовых сборов за пользование объектами животного и взыскать суммы задолженности – не применим, поскольку заключенные охотхозяйственные соглашения заключены сторонами на иных условиях. Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска у суда – не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО143 в защиту интересов Российской Федерации к Комитету природных ресурсов лесного хозяйства и экологии <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский суд через Краснооктябрьский районный суд Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись ФИО141

Справка: мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись ФИО142